Файл: 44. 02. 01 Дошкольное образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2

Выполнил:

Обучающийся Родина Оксана Васильевна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна

Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе

Современное состояние окружающей среды, особенно в крупных городах, оставляет желать лучшего, в связи с этим для каждого из нас являются актуальными вопросы экологической безопасности. Все усилия в дальнейшем могут оказаться напрасными, если мы не обеспечим необходимый уровень экологической безопасности уже сегодня. Реалии таковы, что всё большее количество людей ощущает на себе отрицательное влияние промышленности и достижений научно-технического прогресса на окружающую среду, при этом соблюдение норм и правил экологической безопасности нередко игнорируются руководителями различного рода предприятий.

Как же изменить ситуацию? Для того чтобы нивелировать огромное количество экологических проблем, формирование экологической культуры людей необходимо начинать с раннего детства. Рано или поздно подрастающее поколение займет, к примеру, должности руководителей предприятий, от действий которых напрямую будет зависеть состояние окружающей среды в том или ином регионе, населенном пункте.

Справедливо утверждение С. Н. Глазачева о том, что на смену природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования. Поэтому у выпускника старшей школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, сформированы основы экологических знаний, в т. ч. и по экологической безопасности.

Экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. Это означает, что образование в сфере экологической безопасности является составной частью и экологического образования, и образования в области безопасности жизнедеятельности. Актуальность вопросов интеграции школьного экологического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности подчеркивается рядом авторов (Костецкая Г. А., Vasileva T. V. и др.). При этом предлагается выделять единую образовательную область
«экология и безопасность жизнедеятельности». Идеи такой интеграции положены в основу новой линии школьных учебников по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией профессора С. В. Алексеева

В содержании школьного образования в области экологической безопасности важное место должно быть отведено основам правовых знаний. Основы экологического права напрямую закреплены в основном законе страны — Конституции Российской Федерации. Так, в статье 42 Конституции РФ прописано: «…каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Статья 58 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Экологическое право включает в себя следующие нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Федеральные законы РФ, международные договоры РФ, Федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомств, органов местного самоуправления.

Система экологического законодательства РФ включает два направления: природоохранное законодательство и природоресурсное законодательство. В природоохранное законодательство входят правовые акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом (Федеральный Закон РФ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» 7-ФЗ, Федеральный Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.). В природоресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов (Земельный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ и др.). Существующее законодательство направлено на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Однако сама по себе статья Закона не может обеспечить правосознание человека и его бережное отношение к окружающей среде. Правосознание связано с воспитанием и самосознанием, которое закладывается с детских лет. Правовые основы обеспечения экологической безопасности в системе отечественного образования начинают рассматривать в школьном курсе

«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Необходимо подчеркнуть, что курс ОБЖ является обязательным к изучению в школе. Это связано с позицией нашего государства, которое в числе приоритетных образовательных задач рассматривает обучение подрастающих граждан страны основам безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций и поведения в случае их возникновения. Курс ОБЖ предполагает и изучение вопросов экологической безопасности. С учетом экологических последствий масштабной хозяйственной деятельности человечества, особенно после трагедий на Чернобыльской АЭС в СССР и АЭС Фукусима в Японии, значимость такого образования школьников переоценить невозможно. Правовые знания и правила поведения, которые получают обучаемые на уроках ОБЖ — это основа экологической безопасности граждан, страны и мира в целом.
Знания в области экологии и экологической безопасности способствуют формированию у школьников культуры безопасности жизнедеятельности, развитию у них личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз. Такое комплексное позитивное влияние эколого-педагогической образовательной среды на развитие личностно-мотивационной сферы школьников подтверждено современными научными исследованиями.
Рассмотрим, как вопросы экологической безопасности включены в содержание учебных программ по ОБЖ (на примере программ авт. Б. И. Мишина и др.). Изучение материала экологического содержания предусматривается в следующих разделах программы: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», «Основы здорового образа жизни». Так, например, в начальной школе программа предполагает рассмотрение понятий «природа», «окружающая среда». Предусматривается проведение экологических экскурсий, что позволяет уже с раннего возраста знакомить учащихся с объектами природы, экологическими проблемами своего региона, осознавать важность решения этих проблем. При этом с правовыми аспектами экологической безопасности учащиеся знакомятся на уровне «это можно» — «это нельзя».
Программа курса ОБЖ для основной школы включает, в частности, такое содержание, как нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека. Предусмотрено изучение следующих вопросов: нарушение экологического равновесия в местах проживания; характеристика состояния природной среды в связи с жизнедеятельностью человека; загрязнение атмосферы, почв, природных вод, радиации в биосфере; загрязняющих веществ; понятие о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ; меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Важно отметить, что с основами правовых знаний по экологической безопасности учащиеся знакомятся в 9 классе, поскольку именно на этом этапе обучения они начинают изучать курсы
«Обществознание», «Правоведение».
Однако наиболее полно основы экологического законодательства целесообразно рассматривать в старшей школе, на завершающем этапе общего образования, с учетом возраста и уровня подготовки школьников. В 10–11 классах материал по экологической безопасности содержит, в первую очередь, раздел программы «Основы здорового образа жизни», а также раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Это информация о безопасном поведении в природных условиях, в т. ч. в условиях вынужденной автономии, о способах экологически безопасного поведения во время поездок в экзотические страны, о предупреждении пищевых отравлений, о пищевых добавках, о влиянии на здоровье тех или иных примесей в воде и воздухе и т. д. Предусматривается проведение практических занятий с использованием экспресс-лабораторий (например, обнаружение вредных примесей в воде, воздухе, в продуктах питания).
Учебные программы, разработанные другими авторами, материал по экологической безопасности включают в аналогичном объеме и в сходной последовательности, несмотря на то, что отдельные темы, посвященные экологической безопасности, имеют разницу в названиях и, соответственно, в содержательном наполнении: например, «Человек, среда его обитания, безопасность человека» и «Экология и безопасность».
Исходя из изложенного, следует, что курс «Основы безопасности жизнедеятельности» играет ведущую роль в процессе обучения школьников вопросам экологической безопасности, в том числе и в ознакомлении учащихся с основами экологического законодательства.

Задание 2

Максимальное количество баллов — 8.

Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
Человеческий капитал.
Комфортная среда для жизни.
Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.


Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, обязан ознакомиться с содержанием данного проекта.

Пройдите по представленной ссылке на официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/

Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.

Итак, в рамках данной практической работы вам необходимо:
изучить представленный далее перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»;
включить в данный перечень недостающее наименование федерального проекта 10, входящего в состав национального проекта «Экология»;
перечислить показатели, представляемые в рамках данного национального проекта, на достижение которых он направлен;
предоставить краткую характеристику глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен данный федеральный проект.
Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:

Федеральный проект «Чистая страна».
Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».
Федеральный проект «Чистый воздух».
5. Федеральный проект «Чистая вода».
6. Федеральный проект «Оздоровление Волги».
7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
8. Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».
9. Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
10. Федеральный проект «Сохранение лесов».
11. Федеральный проект