ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 935
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
инстинкты
личностное сознание
77. Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется …
скептицизмом
прагматизмом
универсализм
реализмом
78. Согласно теории отражения, сознание – это …
форма отражения действительности
продукт мозга
субстанция, которая может существовать вне тела человека
жидкость, которая образуется при мыслительном процессе
79. Главными свойствами человеческого сознания являются …
идеальность
интенциональность
идеаторность
инстинктивность
материальность
80. Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …
конкретностью
аксиологичностью
пролиферацией
отражением
81. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют …
волю
эмоции
атом
врожденные идеи
82. З. Фрейд в психике человека, наряду с «Я», выделял …
Оно
Сверх-Я
Архетип
Абсолют
83. Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются …
Дж. Беркли
Д. Юм
Маркс
Гегель
84. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.
объективной
субъективной
абсолютной
эмпирической
5. Научное познание
1. К естественным наукам относятся …
физика
химия
биология
история
психология
2. Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется …
антинаучным
квазинаучным
паранаучным
научным
3. Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип …
фальсификации
регенерации
актуализации
координации
4. Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом.
Римским
Пиквикским
Английским
Парижским
5. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется …
наукой
экспериментом
теорией
гносеологией
6. К основным формам теоретического знания относятся …
проблема
гипотеза
закон
конвенция
наблюдение
7. Классическая наука основана на принципе …
объективности
субъективности
персонализма
космополитизма
8. Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является …
динамика знания
обоснование религии
логический анализ языка
материалистическое понимание истории
9. К особенностям личностного познания относится …
зависимость от способностей субъекта
независимость от культурно-исторических условий
предсказание процессов и явлений действительности
бесписьменный характер
10. Основными методами эмпирического исследования являются …
научное наблюдение
эксперимент
описание объекта
аксиоматический метод
формализация
интерпретация
11. Философом, который ввел понятие «парадигма» в философию науки, является …
Т. Кун
К. Поппер
П. Фейерабенд
Г. Гадамер
12. В мышлении выделяются следующие уровни:
разум
рассудок
умозаключение
интуиция
13. Характерной чертой научного знания является …
рациональность
субъективность
бесписьменный характер
несистематизированность
14. Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется …
интернализмом
экстернализмом
прогрессизмом
индуктивизмом
15. Сторонники антитехницизма считают, что …
техническое развитие становится самоцелью
наука – высшая ценность человеческой цивилизации
наука и техника способны решить все проблемы человеческого существования
технический прогресс всегда соответствует общественному прогрессу
16. Одним из принципов неклассической науки является …
иррационализм
логицизм
рационализм
теизм
17. Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен …
Н. Бердяевым
В. Розановым
И. Кантом
Р. Декартом
18. Основной чертой сциентистского направления в философии является …
вера в безграничные возможности науки
представление о том, что человечество может попасть в рабство под власть машинного интеллекта
пренебрежение к научному знанию
разочарование в научно-техническом прогрессе
19. Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется …
постнеклассическим
классическим
скептическим
гносеологическим
20. Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания.
научного
религиозного
обыденного
паранаучного
21. К общенаучным методам относятся …
абстрагирование
анализ
индукция
препарирование
тестирование
анкетирование
22. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой …
демаркации
логики
идеализации
модернизации
23. Основной вид деятельности, в рамках которой в нашей цивилизации создавалась техника, называется …
инженерной
промышленной
аксиологической
производной
24. Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется …
алхимией
астрологией
уфологией
метафизикой
25. Философия техники возникает в (во) …
второй половине XIX в.
XVII в.
начале XXI в.
первой половине XVIII в.
26. Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются …
принцип объективности
принцип системности
принцип субъективности
принцип непротиворечивости
27. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является …
П. Фейерабенд
И. Лакатос
К. Поппер
О. Конт
28. Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание.
паранаучное
квазинаучное
обыденно-практичное
псевдонаучное
29. Сторонником теории, согласно которой современное общество становится технотронным, является …
З. Бжезинский
К. Ясперс
В. И. Вернадский
П. А. Сорокин
30. К идеальным объектам научного познания относятся …
геометрическая точка
идеал справедливости
августовский путч 1991 года
бактерия
31. Главным отличием веры от знания является …
субъективная значимость
объективность познания
проверяемость
доказательность
32. Принцип верификации был предложен …
Л. Витгенштейном
Ф. Бэконом
Т. Куном
Л. Фейербахом
33. Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется …
техникой
материей
наукой
торговлей
34. Подход к проблеме развития научного знания, согласно которому наука есть процесс постепенного накопления фактов, теорий, истин, называется …
кумулятивизмом
антикумулятивизмом
экстернализмом
интернализмом
35. Периодом зарождения технических наук является …
вторая половина XV века – 70-х гг. XIX века
XI – XII вв.
середина XVIII века
вторая половина ХХ века
36. Социально-философская концепция, преувеличивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и жизни общества в целом, называется …
технократизмом
антисциентизмом
солипсизмом
фидеизмом
37. Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется …
философией техники
техносферой
технологией
историософией техники
38. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется …
научной революцией
демаркацией
верификацией
пролиферацией
39. Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является …
К. Поппер
И. Кант
Р. Декарт
Ф. Аквинский
40. Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является …
математика
история
методология
религия
41. Автором работы «Размышления о технике» является …
Х. Ортега-и-Гассет
В. Соловьев
А. Эйнштейн
К. Маркс
42. Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется …
антисциентизмом
технологизмом
антиномией
гносеологией
43. Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внешних по отношению к науке факторах (исторический контекст, социально-экономические условия и т.д.), называется …
экстернализмом
махизмом
интернализмом
позитивизмом
44. Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется …
предметом исследования
субъектом науки
методом науки
языком науки
45. Основными факторами, влияющими на развитие науки, представители интернализма считают …
внутренние идеи, присущие научному познанию
экономическое развитие общества
необходимость изменять мир природы
отношения между различными социальными группами
46. Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется …
моделированием
индетерминизмом
методологией
наблюдением
47. Установите соответствие между научными событиями и основными этапами развития науки. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Создание научных лабораторий
2. Исследования Г. Галилея
3. Научно-техническая революция
4. Создание А.Эйнштейном теории относительности
а.XVIII – XIX вв.
б.XVI – XVII вв.
в.вторая половина XX века
г.первая половина XX века
д.I тыс. до н.э. – XVI в.
48. Согласно В. Дильтею, науки можно разделить на два класса …
«науки о природе»
«науки о духе»
паранауки
«субъективные науки»
49. Основными критериями научного знания являются …
объективность
системность
субъективность
обыденность
50. Логический путь от общего к частному называется …
дедукцией
моделированием
индукцией
доказательством
51. Установите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)
1. Научные знания являются частью философского знания.
2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.
3. Наука становится важным условием общественного прогресса.
4. Научный труд есть вид индустриального труда.
а.преднаука
б.эпоха научной революции
в.классическая наука
г.постклассическая наука
д.наука эпохи неолита
52. Взаимообусловленное, взаимостимулирующее развитие науки и техники называется …
техническим прогрессом
научной революцией
производством
техносферой
53. Установите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.