Файл: Образцы вопросов Мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 926

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

бессознательного содержания своей предсознательной сферы идеалов, правил и норм нравственного поведения- Автор определения «Человек есть животное политическое» Аристотель Маркс Ницше Вольтер Августин - Автор «Человек – всего лишь тростник, но он – тростник мыслящий» Паскаль Гельвеций Монтескье Руссо Гоббс Латинское выражение «homo sapiens» переводится как: человек … ___ разумный_________________ Человек как субъект отношений и сознательной деятельности называется … _____личность_______________ Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств называется … ____индивидуальность________________ По мнению Локка, свобода человека ограничена свободой других людей регулируется собственной совестью относительна, зависит от условий жизни человека ограничена силой государства асболютна и никем не контролируема - С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой судьбу ответственность произвол случай необходимость -По Сартру, свобода для человека есть неизбежное тяжкое бремя завоевание цивилизации недостижимая мечта великое счастье обычное средство достижения целей - Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в структурализме экзистенциализме феноменологии неопозитивизме марксизме- Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности – усидчивость работоспособность хороший вкус образованность талант13. Этика и аксиология - Золотое правило морали, по Конфуцию – живи сам и дай жить другим поступай, как хочешь, чтобы поступали с тобой разумный эгоизм думай глобально, действуй локально наибольшее счастье для наибольшего числа людей Поступок вопреки воле, порядку и устремлениям Бога в религии называется … _____грех_______________ Способность личности осуществлять моральный самоконтроль – совесть рефлексия правосознание саморегуляция - К нравственным категориям НЕ относится добро справедливость свобода зло необходимость - Основным отличием морали по отношению к праву является универсальный характер норм опора на нравственные ценности отсутствие аппарата принуждения ориентация на регулирование общественных отношений- Ответственность есть: осознанное отношение к своей свободе осознание вины и допущениенаказание за нее ответная реакция исполнение долга покорность судьбе - Принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей – моральная обязанность нравственный императив долг угрызения совести Утверждение, что человек в своей жизни должен руководствоваться только личными интересами – ... _______эгоизм_____________ Учение, утверждающее сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья, ... ____альтруизм________________ Благо – это ценность, на которую главным образом направлены человеческие достижения связанная с материальными интересами имеющая исключительно духовныйсмысл имеющая разрушительный смысл -Образец, воплощающий совершенство, называется …___идеал_________________ Философская наука о прекрасном и его проявлениях называется … ______эстетика______________ Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей называется … _____искусство_______________ "Весь мир есть текст", - утверждает философская школа - герменевтики

сущностью

Г. Гегелем


Точность и однозначность являются характерной особенностью ___ знания. - Научного
Трудовая концепция происхождения человека была предложена - Ф. Энгельсом
Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются - вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер; 1. научное знание, 2. философское знание, 3. религиозное знание, 4. обыденное знание
Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: "мир идей" и "мир вещей". Платон, 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц, 3. Бог создал мир из ничего. Августин, 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт
Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы, 2. Бог и природа отождествляются, 3. Материя и дух - две независимые друг от друга субстанции, 4. Все в этом мире материально; 1. гилозоизм, 2. пантеизм, 3. дуализм, 4. материализм
Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира, 2. Основано на вере в сверхъестественное, 3. Знания отражены в виде художественных образов; 1. философия, 2. религия, 3. искусство;
Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало, 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности, 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции, 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу; 1. материализм, 2. субъективный идеализм, 3. дуализм, 4. объективный идеализм;
Утверждая, что "свобода есть осознанная необходимость", Б. Спиноза становится на позицию - детерминизма
Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется - догмой
Утверждение, что "в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления", принадлежит философу - К. Марксу
Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется - агностицизмом
Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется - футурологией
Учение о бытии называется - онтологией
Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется - детерминизмом
Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом - Платоном
Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен - Н. Бердяевым
Философия науки как особое философское направление сложилось - во второй половине XIX в.
Философия техники возникает в (во) - второй половине XIX в.
Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет ___ функцию. - Гуманистическую
Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу "Человек человеку Бог", был - Л. Фейербах
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был - З. Фрейд
Философом, считавшим личность "связкой или пучком восприятий", был - Д. Юм
Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был - К. Маркс
Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был - Ф. Ницше
Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был - Демокрит
Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был - Парменид
Философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия - изменчивость, называется - движением
Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение", может быть охарактеризована как - материализм
Философская система К. Маркса может быть определена как - диалектический материализм
Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется - герменевтикой
Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется - иррационализмом
Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть - мораль
Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется - эсхатологией
Философское учение о нравственности и морали называется - этикой
Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется - иррационализмом
Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется - дуализмом
Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется - Априоризмом
Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как - антропологический материализм
Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции - неоплатонизма
Философы и ученые, участвовавшие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы - энциклопедистами
Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ___ знание. - Паранаучное
Формой рационального познания является - суждение
Формой чувственного познания является - ощущение
Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется - квантовой механикой
Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется - мировоззренческой
Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется - гносеологической
Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется - координирующей
Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется - интегрирующей
Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется - гуманистической
Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется - прогностической
Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется - методологической
Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется - культурно-воспитательной
Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется - эвристической
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется - социально-аксиологической.
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть - историософичностью
Характерной чертой научного знания является - рациональность
Характерными для научной картины мира являются принципы - объективности и материальности мира
Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия - "О Граде Божьем"
Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется - искусством
Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются - идеологическими
Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются - субъектными
Центральным понятием философии В. И. Вернадского является - ноосфера
Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется - представлением
Э. Тоффлер разрабатывает концепцию - "электронного коттеджа"
Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме - существования
Электромагнитные взаимодействия представляют собой ___ форму движения. - Физическую
Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином "___". - Эвдемонизм
Ю. А. Лотман разработал ___ подход к рассмотрению культуры. - Семиотический
Ядром политической сферы общества является (-ются) - государство
Ярчайшим представителем агностицизма является - И. Кант
Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель - Ф. М. Достоевский
Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности "второй природы", называется ___ науками. - техническими
Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется - наблюдением
Основными концепциями происхождения жизни на Земле являются - панспермия и абиогенез
Подход, по которому культура - это система внебиологических программ человеческой практики, называется - деятельностным
Высказывание "Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют" принадлежит - Протагору
Понятие "ценность" появляется в трудах - И. Канта
Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется - Персонализмом
Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___ клубом. - Римским
Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является - Д. Белл
Европейским мыслителем считавшим, что "в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке", был - Гёте
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется - социально-аксиологической
Наукой о формах и приемах рационального мышления является - логика
По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная - дедедукция
Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено - К. Марксом**

рационализмом

Задания на соответствиеУстановите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями:1. Деспотические формы правления2. Дух достигает полного расцвета и зрелости3. "Царство прекрасной свободы"4. Аристократия как форма правления1. Восточный мир2. Германский мир3. Греческий мир4. Римский мирУстановите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями:1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку1. диалектика2. метафизика3. синергетикаУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация":1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между понятием и его содержанием.1. Мельчайшая неделимая частица2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего4. Существование само по себе1. атом2. эфир3. субстанция4. бытиеУстановите соответствие между научными событиями и основными этапами развития науки.1. Создание научных лабораторий2. Исследования Г. Галилея3. Научно-техническая революция4. Создание А.Эйнштейном теории относительности1. XVIII - XIX вв.2. XVI - XVII вв.3. вторая половина XX века4. первая половина XX векаУстановите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами2. Вещи не изменяются в своей сущности, а существуют обособленно друг от друга3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку1. диалектика2. метафизика3. синергетикаУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.1. Ма 2. Физика, химия3. Биология, социология1. абстрактная группа2. абстрактно-конкретная группа3. конкретная группаУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между понятием и его содержанием.1. Мельчайшая неделимая частица2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего4. Существование само по себе1. атом2. эфир3. субстанция4. бытиеУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.1. Семья2. Сословие3. Нация1. кровнородственные связи2. социально-экономический статус3. этнокультурные корниУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности2. Равный труд равных собственников3. Присвоение труда зависимых крестьян4. Преобладание наемного труда рабочих1. первобытнообщинная2. коммунистическая3. феодальная4. капиталистическаяУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.1. Ма 2. Физика, химия3. Биология, социология1. абстрактная группа2. абстрактно-конкретная группа3. конкретная группаУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между социальной группой и её характерными особенностями:1. Молодежь2. Башкиры3. Член ЛДПР4. Православные1. социально-психологические особенности2. единство языка и традиций3. единство политических взглядов4. общность религиозных убежденийУстановите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.1. Деление исторического процесса на формации2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора3. Мир разделен на центр и периферию.1. линейный подход2. нелинейный подход3. системный подходУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.1. Деспотические формы правления2. Дух достигает полного расцвета и зрелости3. "Царство прекрасной свободы"4. Аристократия как форма правления1. Восточный мир2. Германский мир3. Греческий мир4. Римский мирУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения3. Креационизм, провиденциализм1. мифологическая картина мира2. философская картина мира3. религиозная картина мираУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.1. Семья2. Сословие3. Нация1. кровнородственные связи2. социально-экономический статус3. этнокультурные корниУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между событиями и типами социальной мобильности.1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.2. Учитель был назначен директором школы.3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.1. нисходящая вертикальная2. восходящая вертикальная3. горизонтальнаяУстановите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.1. Деление общества на бедных и богатых2. Национальная принадлежность3. Главный инженер стал директором предприятия4. Католик принял православие1. социальная стратификация2. социальная дифференциация3. вертикальная мобильность4. горизонтальная мобильностьУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУкажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями.1. Конвенциализм2. Эмпириокритицизм3. "Венский кружок"4. Эволюционная эпистемология1. Ж. Пуанкаре2. Э. Мах3. М. Шлик4. С. ТулминЗ. Бжезинский

Впервые понятие бытия в философии употребил

Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Суть «этического рационализма» Сократа:

Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Основатель социологии как позитивной науки

Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего, называется ...

[онтология]
Нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого – ...

[субстанция]

Учение о бытии и сущем называется

1. онтология

2. гносеология

3. антропология

4. аксиология

В философии под развитием понимают

1. любое изменение

2. количественное изменение объектов

3. изменение качества тел, вещей, предметов

4. качественное, необратимое, направленное изменение

Диалектика представляет собой науку о

1. движении предметов, явлений, процессов

2. связи между предметами, явлениями, процессами

3. наиболее общих законах развития природы, общества, мышления

4. системе философских принципов, законов, категорий

В философии под «мерой» понимают

1. границу, в которой количественные изменения не вызывают изменений качественных

2. категорию идеализма, указывающую на пребывание абсолютного определенного понятия

3. переход вещи из одной определенности в другую

4. определенную единицу измерения

В философии под «качеством» понимают

1. определенное сочетание достоинств и недостатков в вещах и предметах

2. определённость предмета, неотделимую от его существования

3. главное существенное свойство предметов

4. совокупность свойств предмета и частей составляющих предмет

Онтология – это учение о

1. бытии

2. познании

3. ценности

4. человеке

Найдите соответствие между понятиями и их определениями

1. монизм А) учение, признающее одушевленность мира

2. дуализм Б) учение, признающее два начала мира

3. плюрализм В) учение, признающее множество начал мира

4. гилозоизм Г) учение, признающее одно начало мира

Правильные ответы

1. Г)

2. Б)

3. В)

4. А)

Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется

1. монизм

2. дуализм

3. плюрализм

4. гилозоизм

Учение, утверждающее два начала мира, называется

1. монизм

2. дуализм

3. плюрализм

4. гилозоизм

Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется

1. плюрализм

2. монизм

3. дуализм

4. гилозоизм

Объективная реальность, данная человеку в ощущениях называется…

[материя]

Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего, называется…


[онтология]

Основные категории гносеологии
В западноевропейской философии рационализм развивался на основе метода

1. аналогии

2. индукции

3. дедукции

4. анализа

Найдите соответствие между направлением и его значением

1. объективный идеализм А) сознание – свойство высокоорганизованной материи

2. субъективный идеализм Б) сознание – продукт индивидуального мышления

3. диалектический материализм В) сознание – проявление мирового духа

4. вульгарный материализм Г) сознание – вид материи

Правильные ответы

1. В)

2. Б)

3. А)

4. Г)

Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть

1. вид материи

2. проявление мирового духа

3. продукт материи

4. результат эволюции материи

В философии агностицизм понимается как

1. рассмотрение процесса познания

2. уверенность в возможности познания мира

3. отрицание возможности познания мира

4. рассмотрение объектов познания

В современной теории познания объект познания

1. существует сам по себе

2. противостоит субъекту познания

3. является частью самопознающего субъекта

4. зависит от концептуальной системы познающего

Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она

1. абстрактна

2. объективна

3. субъективна

4. абсолютна

Абсолютизация роли чувственных данных в познании связана с направлением

1. рационализм

2. сенсуализм

3. скептицизм

4. реализм

Абсолютизация роли интеллекта в познании связана с направлением

1. рационализм

2. сенсуализм

3. реализм

4. скептицизм

Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, признаки явлений, закрепленные в словах

1. понятие

2. категория

3. дефиниция

4. суждение

Поставьте в правильной последовательности формы научного познания: факт, теория, проблема, гипотеза

Правильный ответ: 1) проблема 2) факт 3) гипотеза 4) теория

Знание, получаемое с помощью чувств и ощущений в философии называется…

[чувственное восприятие]

Сторонники философии агностицизма утверждают

1. мир не познаваем в том или ином отношении

2. первостепенную роль в познании играет чувственный опыт

3. главная роль в познании принадлежит разуму

4. мир преимущественно постигается через интуицию

5. во всем следует сомневаться

Основным принципом своей теории познания Кант считал

1. обнаружение априорных синтетических суждений



2. принцип непознаваемости вещей самих по себе

3. аналитическое расчленение предмета познания

4. взаимодействие разума и рассудка

5. синтез знаний

Феномены бессознательного систематически исследует

1. персонализм

2. феноменология

3. аналитическая философия

4. критический рационализм

5. психоанализ

Знание, получаемое с помощью опыта и эксперимента, в философии называется…

[факт]

Предмет социальной философии
Философское рассмотрение отношений человека и общества представлено в разделе философского знания

1. антропология

2. социальная философия

3. онтология

4. аксиология

Общество – это

1. исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей

2. социальное окружение людей

3. добровольное объединение людей

4. сельская община

Государство – это

1. структура постоянно возобновляемого тотального господства в обществе

2. инструмент классовой власти

3. средство элитарно-разумного руководства обществом

4. выражение воли народа и организация справедливого порядка

5. орудие человеческой несвободы и подавления личности

Социальная философия не объясняет

1. совместную жизнь людей

2. мотивы поведения индивидов

3. формы общественной жизни

4. границы и возможности человеческого познания

Обществоведение не занимается

1. познанием свойств и условий коллективной человеческой жизни

2. познанием особенностей природной среды

3. познанием закономерностей общественного бытия

4. познанием форм организации жизни и деятельности людей

Общество это

1. исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей

2. социальное окружение людей

3. добровольное объединение людей

4. сельская община

Понятие «общественное бытие» в философии марксизма означает

1. социальную реальность

2. единство материальной и духовной сторон жизни общества

3. способ производства материальных благ

4. материальную основу человеческого существования

Понимание общественного бытия как живого организма, управляемого божественным законом, раскрывается в


1. материалистической философии

2. религиозной философии

3. экзистенциальной философии

4. позитивистской философии

В философии Нового времени общество понималось как

1. совокупность отдельных индивидов

2. совокупность общественных отношений

3. система социальных действий

4. продолжение природы и космических закономерностей

«Естественное состояние» общества по Т. Гоббсу, это

1. любовь к ближнему

2. война всех против всех

3. примирение с действительностью

4. равновесие любви и ненависти

Высказывание «Сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений» принадлежит

1. Гегелю

2. Марксу

3. Фейербаху

4. Веберу

Установите соотношение идей и авторов

1. Противник идеи прогресса в человеческой истории

2. Линейная модель развития истории принадлежит

3. Описание спиралевидного процесса развития общества принадлежит

4. Циклическая модель процесса развития общества

принадлежит

А) Ницше)

Б) Августин

В) Маркс

Г) Шпенглер

Правильные ответы

1. А)

2. Б)

3. В)

4. Г)
Антропология
Мыслителем, сформулировавшим проблему человека в близком к современной постановке виде, был

1. Ницше

2. Маркс

3. Кьеркегор

4. Кант

5. Гасманн

Соответствие терминов и понятий с философскими концепциями, для которых они характерны:

1. Пограничная ситуация

2. Виртуальность

3. Бессознательное

4. Социальный анализ

5. Понимание

6. «Просвет» бытия

7. «Жизненный мир»

8. Сверхчеловек

9. Позиционность

10. Всесторонне развитая личность

А) Экзистенциализм

Б) Постмодернизм

В) Психоанализ

Г) Неомарксизм

Д) Герменевтика

Е) Хайдеггер

Ж) Феноменология

З) Философия жизни

И) Философская антропология

К) Марксизм-ленинизм

Правильные ответы

1. А)

2. Б)

3. В)

4. Г)

5. Д)

6. Е)

7. Ж)

8. З)

9. И)

10. К)
Автор изречения «Человек есть мера всех вещей»

1. Протагор

2. Фалес

3. Пифагор

4. Сократ

5. Эпикур

К числу наук последнего времени, изучающих человека, относятся (4 позиции)

1. физиология

2. акмеология

3. филология

4. история

5. сексология

6. менеджмент

7. экономика

8. экология

3. Науками­лидерами в изучении человека являются (3 п.)

1. семиотика

2. лингвистика

3. эмбриология

4. социобиология

5. психология

6. космология

4. Из числа различных исследовательских измерений человека к собственно философским относятся (2 п.)


1. эссенциальное измерение

2. био­медицинское

3. познавательно­психологическое

4. футурологическое

5. темпоральное

В исследовании человека философия ориентируется на (3 п.)

1. привлечение материала конкретных наук

2. разработку системы ценностей

3. создание образа возможного человека

4. историческую ситуацию

5. проведение экспериментов

6. метод рефлексии

В числе базовых характеристик человека следует назвать (3 п.)

1. способность к самосовершенствованию

2. чувство юмора

3. речевую деятельность

4. игру

5. ценностные ориентации

6. общение

Соотнесите философские концепции человека и их авторов

1. экзистенциализм А) Гуссерль

2. феноменология Б) Шелер

3. философия жизни В) Бердяев

4. философская антропология Г) Ницше

Правильные ответы

1. В)

2. Б)

3. Г)

4. Б)

Тема телесности человека нашла отражение в философских концепциях (2 п.)

1. постмодернизма

2. аналитической философии

3. прагматизма

4. Хайдеггера

5. философской антропологии

Социальные аспекты проблемы человека в философии рассматриваются в (2 п.)

1. неомарксизме

2. постмодернизме

3. герменевтике

4. структурализме

5. феноменологии

6. психоанализе
Этика и аксиология
Золотое правило морали, по Конфуцию –

1. живи сам и дай жить другим

2. поступай, как хочешь, чтобы поступали с тобой

3. разумный эгоизм

4. думай глобально, действуй локально

5. наибольшее счастье для наибольшего числа людей

Благо – это ценность

1. на которую главным образом направлены человеческие достижения

2. связанная с материальными интересами

3. имеющая исключительно духовный смысл

4. имеющая разрушительный смысл

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к истине

любовь к мудрости

учение о мире

божественная мудрость

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Сократ

Аристотель

Пифагор

Цицерон

Определите время возникновения философии:

середина III тысячелетия до н.э.

VII-VI в.в. до н.э.

XVII-ХVIII в.в.

V-XV