Файл: Образцы вопросов Мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 919

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

бессознательного содержания своей предсознательной сферы идеалов, правил и норм нравственного поведения- Автор определения «Человек есть животное политическое» Аристотель Маркс Ницше Вольтер Августин - Автор «Человек – всего лишь тростник, но он – тростник мыслящий» Паскаль Гельвеций Монтескье Руссо Гоббс Латинское выражение «homo sapiens» переводится как: человек … ___ разумный_________________ Человек как субъект отношений и сознательной деятельности называется … _____личность_______________ Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств называется … ____индивидуальность________________ По мнению Локка, свобода человека ограничена свободой других людей регулируется собственной совестью относительна, зависит от условий жизни человека ограничена силой государства асболютна и никем не контролируема - С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой судьбу ответственность произвол случай необходимость -По Сартру, свобода для человека есть неизбежное тяжкое бремя завоевание цивилизации недостижимая мечта великое счастье обычное средство достижения целей - Понятие «пограничная ситуация» играет очень важную роль в структурализме экзистенциализме феноменологии неопозитивизме марксизме- Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности – усидчивость работоспособность хороший вкус образованность талант13. Этика и аксиология - Золотое правило морали, по Конфуцию – живи сам и дай жить другим поступай, как хочешь, чтобы поступали с тобой разумный эгоизм думай глобально, действуй локально наибольшее счастье для наибольшего числа людей Поступок вопреки воле, порядку и устремлениям Бога в религии называется … _____грех_______________ Способность личности осуществлять моральный самоконтроль – совесть рефлексия правосознание саморегуляция - К нравственным категориям НЕ относится добро справедливость свобода зло необходимость - Основным отличием морали по отношению к праву является универсальный характер норм опора на нравственные ценности отсутствие аппарата принуждения ориентация на регулирование общественных отношений- Ответственность есть: осознанное отношение к своей свободе осознание вины и допущениенаказание за нее ответная реакция исполнение долга покорность судьбе - Принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей – моральная обязанность нравственный императив долг угрызения совести Утверждение, что человек в своей жизни должен руководствоваться только личными интересами – ... _______эгоизм_____________ Учение, утверждающее сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья, ... ____альтруизм________________ Благо – это ценность, на которую главным образом направлены человеческие достижения связанная с материальными интересами имеющая исключительно духовныйсмысл имеющая разрушительный смысл -Образец, воплощающий совершенство, называется …___идеал_________________ Философская наука о прекрасном и его проявлениях называется … ______эстетика______________ Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей называется … _____искусство_______________ "Весь мир есть текст", - утверждает философская школа - герменевтики

сущностью

Г. Гегелем


Точность и однозначность являются характерной особенностью ___ знания. - Научного
Трудовая концепция происхождения человека была предложена - Ф. Энгельсом
Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются - вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер; 1. научное знание, 2. философское знание, 3. религиозное знание, 4. обыденное знание
Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: "мир идей" и "мир вещей". Платон, 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц, 3. Бог создал мир из ничего. Августин, 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт
Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы, 2. Бог и природа отождествляются, 3. Материя и дух - две независимые друг от друга субстанции, 4. Все в этом мире материально; 1. гилозоизм, 2. пантеизм, 3. дуализм, 4. материализм
Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира, 2. Основано на вере в сверхъестественное, 3. Знания отражены в виде художественных образов; 1. философия, 2. религия, 3. искусство;
Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало, 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности, 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции, 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу; 1. материализм, 2. субъективный идеализм, 3. дуализм, 4. объективный идеализм;
Утверждая, что "свобода есть осознанная необходимость", Б. Спиноза становится на позицию - детерминизма
Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется - догмой
Утверждение, что "в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления", принадлежит философу - К. Марксу
Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется - агностицизмом
Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется - футурологией
Учение о бытии называется - онтологией
Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется - детерминизмом
Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом - Платоном
Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен - Н. Бердяевым
Философия науки как особое философское направление сложилось - во второй половине XIX в.
Философия техники возникает в (во) - второй половине XIX в.
Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет ___ функцию. - Гуманистическую
Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу "Человек человеку Бог", был - Л. Фейербах
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был - З. Фрейд
Философом, считавшим личность "связкой или пучком восприятий", был - Д. Юм
Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был - К. Маркс
Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был - Ф. Ницше
Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был - Демокрит
Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был - Парменид
Философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия - изменчивость, называется - движением
Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение", может быть охарактеризована как - материализм
Философская система К. Маркса может быть определена как - диалектический материализм
Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется - герменевтикой
Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется - иррационализмом
Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть - мораль
Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется - эсхатологией
Философское учение о нравственности и морали называется - этикой
Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется - иррационализмом
Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется - дуализмом
Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется - Априоризмом
Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как - антропологический материализм
Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции - неоплатонизма
Философы и ученые, участвовавшие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы - энциклопедистами
Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ___ знание. - Паранаучное
Формой рационального познания является - суждение
Формой чувственного познания является - ощущение
Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется - квантовой механикой
Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется - мировоззренческой
Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется - гносеологической
Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется - координирующей
Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется - интегрирующей
Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется - гуманистической
Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется - прогностической
Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется - методологической
Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется - культурно-воспитательной
Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется - эвристической
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется - социально-аксиологической.
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть - историософичностью
Характерной чертой научного знания является - рациональность
Характерными для научной картины мира являются принципы - объективности и материальности мира
Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия - "О Граде Божьем"
Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется - искусством
Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются - идеологическими
Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются - субъектными
Центральным понятием философии В. И. Вернадского является - ноосфера
Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется - представлением
Э. Тоффлер разрабатывает концепцию - "электронного коттеджа"
Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме - существования
Электромагнитные взаимодействия представляют собой ___ форму движения. - Физическую
Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином "___". - Эвдемонизм
Ю. А. Лотман разработал ___ подход к рассмотрению культуры. - Семиотический
Ядром политической сферы общества является (-ются) - государство
Ярчайшим представителем агностицизма является - И. Кант
Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель - Ф. М. Достоевский
Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности "второй природы", называется ___ науками. - техническими
Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется - наблюдением
Основными концепциями происхождения жизни на Земле являются - панспермия и абиогенез
Подход, по которому культура - это система внебиологических программ человеческой практики, называется - деятельностным
Высказывание "Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют" принадлежит - Протагору
Понятие "ценность" появляется в трудах - И. Канта
Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется - Персонализмом
Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___ клубом. - Римским
Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является - Д. Белл
Европейским мыслителем считавшим, что "в сущности говоря, вся философия есть лишь человеческий рассудок на туманном языке", был - Гёте
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется - социально-аксиологической
Наукой о формах и приемах рационального мышления является - логика
По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная - дедедукция
Переосмысление идеалистической диалектики Г. Гегеля с позиции материализма было осуществлено - К. Марксом**

рационализмом

Задания на соответствиеУстановите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями:1. Деспотические формы правления2. Дух достигает полного расцвета и зрелости3. "Царство прекрасной свободы"4. Аристократия как форма правления1. Восточный мир2. Германский мир3. Греческий мир4. Римский мирУстановите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями:1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами2. Вещи не изменяются в своей сущности, атсуществуют обособленно друг от друга3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку1. диалектика2. метафизика3. синергетикаУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация":1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между понятием и его содержанием.1. Мельчайшая неделимая частица2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего4. Существование само по себе1. атом2. эфир3. субстанция4. бытиеУстановите соответствие между научными событиями и основными этапами развития науки.1. Создание научных лабораторий2. Исследования Г. Галилея3. Научно-техническая революция4. Создание А.Эйнштейном теории относительности1. XVIII - XIX вв.2. XVI - XVII вв.3. вторая половина XX века4. первая половина XX векаУстановите соответствие между основными идеями об изменчивости мира и философскими направлениями.1. Развитие - неизменный атрибут существования материи, связанное с конкретными системами2. Вещи не изменяются в своей сущности, а существуют обособленно друг от друга3. Развитие - волнообразный переход от хаоса к порядку1. диалектика2. метафизика3. синергетикаУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.1. Ма 2. Физика, химия3. Биология, социология1. абстрактная группа2. абстрактно-конкретная группа3. конкретная группаУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между понятием и его содержанием.1. Мельчайшая неделимая частица2. Непрерывная среда, заполняющая все мировое пространство3. Первооснова, первопричина и носитель всего существующего4. Существование само по себе1. атом2. эфир3. субстанция4. бытиеУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.1. Семья2. Сословие3. Нация1. кровнородственные связи2. социально-экономический статус3. этнокультурные корниУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности2. Равный труд равных собственников3. Присвоение труда зависимых крестьян4. Преобладание наемного труда рабочих1. первобытнообщинная2. коммунистическая3. феодальная4. капиталистическаяУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером.1. Ма 2. Физика, химия3. Биология, социология1. абстрактная группа2. абстрактно-конкретная группа3. конкретная группаУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между социальной группой и её характерными особенностями:1. Молодежь2. Башкиры3. Член ЛДПР4. Православные1. социально-психологические особенности2. единство языка и традиций3. единство политических взглядов4. общность религиозных убежденийУстановите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями.1. Деление исторического процесса на формации2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора3. Мир разделен на центр и периферию.1. линейный подход2. нелинейный подход3. системный подходУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.1. Деспотические формы правления2. Дух достигает полного расцвета и зрелости3. "Царство прекрасной свободы"4. Аристократия как форма правления1. Восточный мир2. Германский мир3. Греческий мир4. Римский мирУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения3. Креационизм, провиденциализм1. мифологическая картина мира2. философская картина мира3. религиозная картина мираУстановите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции:1. Овладение атомной энергией2. Развитие генной инженерии3. Появление нанотехнологий1. конец 40-х - 60-е гг. ХХ в.2. середина 80-х - 90-е гг. ХХ в.3. начало XXI векаУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью "открытости" общества:1. Закрытое общество2. Открытое общество3. Условно открытое общество1. кастовый строй2. классовое общество3. сословное обществоУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.2. Развитие присуще только живым организмам.3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.1. градуалистическая модель2. натуралистическая модель3. равновесная модель4. диалектико-материалистическая модельУстановите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей.1. Семья2. Сословие3. Нация1. кровнородственные связи2. социально-экономический статус3. этнокультурные корниУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.1. Научные знания являются частью философского знания.2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.3. Наука становится важным условием общественного прогресса.4. Научный труд есть вид индустриального труда.1. преднаука2. эпоха научной революции3. классическая наука4. постклассическая наукаУстановите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:1. Культурно-исторический тип2. Рабовладельческое общество3. Мир-империя1. цивилизационный подход2. формационный подход3. миросистемный подходУстановите соответствие между событиями и типами социальной мобильности.1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.2. Учитель был назначен директором школы.3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.1. нисходящая вертикальная2. восходящая вертикальная3. горизонтальнаяУстановите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.1. Деление общества на бедных и богатых2. Национальная принадлежность3. Главный инженер стал директором предприятия4. Католик принял православие1. социальная стратификация2. социальная дифференциация3. вертикальная мобильность4. горизонтальная мобильностьУстановите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.1. А. Тойнби2. К. Маркс3. У. Ростоу4. Г. Риккерт1. цивилизационная теория2. формационная теория3. теория стадий экономического роста4. теория ценностейУстановите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями.1. Монада2. "Мир идей"3. "Вещь в себе"4. "Врожденные идеи"1. плюрализм2. объективный идеализм3. агностицизм4. дуализмУстановите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий "культура" и "цивилизация".1. А. Тойнби2. Э. Тайлор3. О. Шпенглер4. Ф. Бродель1. Цивилизация - определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.2. "Культура" и "цивилизация" - синонимы.3. "Цивилизация" - умирающая культура.4. Цивилизация - база культуры.Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.1. Принятие антимонопольного законодательства2. Производство мебели3. Формирование рабочего класса1. политическая сфера2. экономическая сфера3. социальная сфераУстановите соответствие между моделями роста научного знания и именами их авторов.1. Принцип фальсификации2. Смена парадигмы в научном познании3. Принципа пролиферации1. К. Поппер2. Т. Кун3. П. ФейерабендУстановите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:1. Атомическая модель мира2. Плюралистическая модель мира3. Натуралистическая модель4. Религиозная модель1. Демокрит2. Г. Лейбниц3. Фалес4. Августин АврелийУстановите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность3. Многонациональность, соборность, миссионизм1. западная цивилизация2. восточная цивилизация3. русская цивилизацияУстановите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества.1. К. Маркс2. Ш. Монтескьё3. М. Вебер4. З. Фрейд1. материалистический детерминизм2. географический детерминизм3. теория факторов4. психологический детерминизмУкажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями.1. Конвенциализм2. Эмпириокритицизм3. "Венский кружок"4. Эволюционная эпистемология1. Ж. Пуанкаре2. Э. Мах3. М. Шлик4. С. ТулминЗ. Бжезинский

Впервые понятие бытия в философии употребил

Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Суть «этического рационализма» Сократа:

Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Основатель социологии как позитивной науки

примирение с действительностью равновесие любви и ненависти
- Высказывание «Сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений» принадлежит
Гегелю Марксу Фейербаху Веберу
- Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание
личного статуса социальной роли общественного статуса авторитета
- Согласно Карлу Марксу, общество это совокупность
общественных отношений, объективно данных человеку социальных действий и смыслов индивидов с их способностями, поведением, действиями отношений между управляющими и управляемыми социальных ролей
- Феномен совместного общественного существования –
кооперация экзистенция деятельность
социальность суверенитет
- В марксизме структура общества определяется формой
государственной власти материального производства культуры религиозных отношений традиции
- Взглядам Гегеля соответствует следующий тезис: общество развивается
линейно от низших ступеней к высшим по кругу по спирали не развивается


- Конкретно-исторический тип общества, существующий на основе определенного способа производства, называется
формация цикл форма ячейка
- Исторический тип общества, основанный на некотором способе производства, называется в теории Маркса
общественно-экономической формацией надстройкой цивилизацией стадией роста социальной культурой
- Критерием исторического прогресса в теории стадий роста служит
научно-технический прогресс состояние морали способ производства уровень технократизма в государстве
- Инородным для формационной концепции является
капитализм феодализм постиндустриальное общество рабовладельческое общество
- Сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением материальных благ –
политическая социальная гуманитарная духовная экономическая
- Большие группы людей, выделяемые в отношении к собственноcти на средства производства –
социальные классы страты сословия общности секты
- Совокупность норм и ценностей, регулирующих функционирование определенной сферы общественной жизни –
институт кодекс традиция культура
- Группа людей, связанных общностью обычаев, нравов и претендующих на официальное признание –
нация партия сословие секта кружок
- Культурная общность людей, связанная одинаковым происхождением и языком –
сословие народ класс партия церковь
- Сфера общественной жизни, связанная с функционированием различных форм и уровней общественного сознания –
политическая экономическая социальная гуманитарная духовная
- Сфера общественной жизни, связанная с осуществлением отношений господства и подчинения –
политическая духовная социальная гуманитарная экономическая
- Сфера жизни, связанная с регулированием взаимоотношений групп, классов, сословий –



духовная политическая социальная экономическая
- Современная научно-техническая революция характеризуется:
автоматизацией, кибернетизацией и космизацией производства превращением науки в непосредственную производительную силу «онаучиваением» всех сфер общественной жизни ростом социально-революционных настроений в обществе круто восходящим вверх ростом
знания, информации полным отказом от ненаучных форм общественного сознания

- Гуманизм есть
человеколюбие, уважение личного достоинства благоговение перед жизнью
неподкупность мысли, бесстрашие перед бесчеловечностью
сентиментальность безбрежная терпимость, снисходительность

- Идея цикличного развития общества преимущественно принадлежит философии
средних веков Возрождения нового времени античности современной
- В работе Гегеля «Философия истории» история рассматривается как
развитие мирового духа во времени становление свободного человека
самоцельное становление свободы развитие мирового духа в пространстве самоопределение этносов
- К функциям гражданского общества НЕ относится
местное самоуправление осуществление государственной власти защита
прав граждан организация неполитических общественных объединений - Социализация – это
процесс освоения социальных ролей, ценностей, норм усвоение элементарных правил общежития воспитание нравственно-ответственной
личности удовлетворение жизненных инстинктов утрачивание индивидуальности

- Патриотизм – это
мировоззренческая узость и национальный эгоизм преданность интересам
какого-нибудь дела любовь к своему отечеству чувство превосходства над инородцами

- Социальная норма есть
право на утверждение солидарности гражданская лояльность к государству
важная общественная идея, опирающаяся на соответствующую организацию
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28


средство согласования интересов, мотивов деятельности различных людей схема поведения в общественных местах
- Для доиндустриальной цивилизации характерно(-а,-ен)
доминирование аграрного уклада в экономике высокий уровень социальной
стабильности модернизация производства урбанизация ускоренный научно-технический прогресс
- К информационному обществу относится следующий признак – знание – источник стоимости, в том числе прибавочной политико-
экономическая власть переходит к производителей информации вся жизнь


базируется на освященных временем обычаях власть подконтрольна народу свобода предпринимательства
- К объективным факторам исторического процесса можно отнести
уровень экономического развития общества поступки отдельных личностей
деятельность политических партий законодательные акты - К субъективным факторам исторического процесса можно отнести

постановления органов власти уровень экономического развития общества
климатические условия особенности социальной структуры общества - Термины «базис» и «надстройка» характерны для философии

Декарта Локка Гегеля Маркса Сартра


  • Совокупность людей вместе с исторически сложившимися формами их совместной деятельности называется …


____общество________________


  • Шпенглер писал о цивилизации как «смерти культуры» в смысле


физической деградации европейцев в XX веке превращения человека в придаток машины культурного цикла: возникновение, развитие, старение,
смерть грядущего экологического кризиса - Для постиндустриального общества характерно, что
власть переходит к производителям информации общественная жизнь основывается на традиционных ценностях преобладает индивидуальное начало
верх берет социальное равенство резко ограничен технический прогресс

- Основной мировоззренческий принцип промышленной цивилизации –
фундаментализм антропоцентризм индустриализм анархизм партократизм
- Авторитетная сила, подчиняющая другого своей воле –
порабощение отчуждение присвоение власть стихия

- Неотъемлемым признаком государства является
культурное единство разделение властей федеративное устройство суверенитет
- Политический режим, наиболее благоприятный для развития институтов гражданского общества –
тоталитаризм авторитаризм демократия монархия

- К признакам правового государства НЕ относится

государственный контроль над средствами массовой информации
верховенство закона разделение властей суверенный характер государственной власти

- К существенным признакам постиндустриального общества относится
высокий уровень развития технологии превосходство сферы услуг над
сферой производства власть традиций и обычаев сложное разделение труда

- В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу
права сильного государственного права прав свобод человека права на
жизнь права на любовь

- Общество, основанное на машинном производстве, товарно-денежных отношениях,

предпринимательстве, наемном труде, называется



информационным традиционным феодальным индустриальным коммунистическим
- Средоточие государственной власти в руках одного представителя правящей династии –
монархия анархия республика демократия олигархия

- Термин «ноосфера» означает
объединение человечества в единую мировую систему систему глобального моделирования окружающей среды сферу господства разума глобализацию общества сферу гносеологических проблем


  • Мера свободы, равенства, справедливости, выраженная официальными нормами и охраняемая публичной властью, называется …


____право________________


  • Процесс становления единой мировой цивилизации обозначается понятием глобализации / дифференциации / модернизации / развития / эволюции




  • Отличительной чертой глобальных проблем современности является их разрешимость только совместными усилиями мирового сообщества /


предсказанность в Апокалипсисе Иоанном Богословом / огромное влияние на широкую публику / взаимная зависимость
- Развитое в глобалистике понятие «устойчивое развитие» обозначает развитие человечества без
экономических проблем / политических конфликтов / информационных взрывов / мировых катастроф / демографических взрывов
- Глобальная проблема, связанная с загрязнением окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов –
экономическая / политическая / демографическая / экологическая / духовно-антропологическая
- Глобальная современная проблема дивергенции уровней благосостояния развитых и развивающихся стран –
экологическая / экономическая / политическая / демографическая / духовно-антропологическая
- Глобальная проблема современности, связанная с диспропорциями в половозрастной структуре человечества –
демографическая / духовно-антропологическая / экономическая / экологическая / политическая
- Глобальная проблема современности, связанная с разрушением системы традиционных ценностей –
демографическая / экологическая / духовно-антропологическая / экономическая / политическая
- Глобальная проблема опасности мировой войны и роста числа локальных военных конфликтов –
демографическая / экономическая / духовно-антропологическая / политическая / экологическая
12. Антропология
- Социальные аспекты проблемы человека в философии рассматриваются в:




феноменологии постмодернизме неомарксизме герменевтике
психоанализе структурализме

- Автор изречения «Человек есть мера всех вещей»