Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ И ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Товарооборот и товарные запасы в коммерческой деятельности
1.2. Управление товарными запасами
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НОРД-РОСС»
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Норд-Росс»
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития человечества основу экономики любой страны составляет бизнес, предпринимательская деятельность.
Предпринимательская деятельность законодательно разрешена и определена в Российской Федерации не так давно. Это связано, прежде всего, с возможностью реального осуществления одного из важнейших экономических прав человека и гражданина – права частной собственности, а также права осуществлять в установленном законом порядке предпринимательскую деятельность, право на которую даровано нам Конституцией Российской Федерации 1993 года.
К сожалению, как и в самом начале своего развития, так и сегодня предпринимательство испытывает многие трудности и остро реагирует как на развитие всей экономики страны в целом – перепады, кризисные явления, так и на действия государственных и муниципальных органов, не всегда обеспечивающих нормальные условия его существования и развития. При этом весьма важным в формировании прибыли, получение которой является основной целью субъектов предпринимательства, и выражающей положительный результат деятельности, является весьма актуальной проблемой.
В настоящее время формирование прибыли зависит от множества факторов – макроэкономических, системы ценообразования, маркетинговых мероприятий, управления и распределения прибылью и многих других.
Актуальность работы обусловлена тем, что механизмы ценообразования и ценовая политика субъекта предпринимательства могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на его результат – прибыль.
Целью работы является разработка рекомендаций по максимизации прибыли ООО «Норд-Росс» на основе повышения эффективности управления товарооборотом и товарными запасами.
Объектом работы является ООО «Норд-Росс».
Предметом работы являются экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования ООО «Норд-Росс».
Для достижения цели работы необходимо решение таких задач, как:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами организации.
2. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Норд-Росс».
3. Разработать рекомендации по максимизации прибыли ООО «Норд-Росс» повышения эффективности управления товарооборотом и товарными запасами.
Нормативно-правовой основой работы являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и другие.
Научной основой работы являются труды таких авторов, как Андерсон К., Керр К., Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников С.Я., Бунеева Р.И., Гембл П., Стоун М., Вудкок Н., Карлик А.Е. и др.
Методологической основой работы являются метод системного анализа, метод сравнительного анализа, компаративный метод, метод прогнозирования, метод описательной математической статистики.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы работы, ставятся цель и задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами организации.
Во второй главе проведен комплексный анализ деятельности ООО «Норд-Росс» и выявлены актуальные проблемы и резервы.
В третьей главе разработаны мероприятия по максимизации прибыли на основе изменений управления товарооборотом ООО «Норд-Росс».
1 ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ И ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Товарооборот и товарные запасы в коммерческой деятельности
Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени.[4]
Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания. [7]
Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры. [6]
Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров мелкооптовыми партиями различным учреждениям, организациям, предприятиям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т. д.) для обслуживаемых ими контингентов. [9]
Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами. [11]
Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. [4]
1.2. Управление товарными запасами
Переход к рыночной экономике потребовал от организаций и предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизация предпринимательства. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности организации.
Состояние организации в первую очередь определяется по ее финансовому положению. Для того чтобы определить текущее финансовое положение организации и, соответственно, принять определенные решения для его стабилизации при возникновении кризиса, необходимо проводить анализ показателей деятельности организации. Для менеджера предприятия важна оценка эффективности принимаемых им решений, эффективность используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных итоговых финансовых результатов.[19]
Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для организаций, где кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех организаций, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития организации, наметить пути их устранения.
Актуальность темы работы заключается в том, что сегодня каждый хозяйствующий субъект – будь то коммерческая или некоммерческая организация, государственная организация или же государственное или муниципальное унитарное предприятие – функционируют в условиях ограниченности ресурсов.
Теория менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию запасов и управлению материальными ресурсами на предприятии с позиции приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.
Рис. 1. Модели управления материальными запасами[9]
Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса.
Реализация этой цели достигается решением следующих задач:
- учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
- определение размера гарантийного (страхового) запаса;
- расчет размера заказа;
- определение интервала времени между заказами.
Модели управления запасами должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда.
Выделяют четыре наиболее распространенных модели управления запасами в логистике:
- Модель с фиксированным размером заказа
- Модель с фиксированным интервалом времени между заказами
- Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня
- Модель «Минимум — Максимум»
Рис. 3. Модели управления материальными запасами[12]
Подводя итог, отметим, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижению размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
Таким образом, основу системы управления запасами составляют технологии анализа состояния запасов и внешней среды, а также правила принятия решений по формированию запасов.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НОРД-РОСС»
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Норд-Росс»
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Норд-Росс» зарегистрирована 22 марта 1993 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Воркуте Республики Коми.
Юридический адрес: 169908, Республика Коми, г. Воркута, бульвар Пищевиков, д. 24.
Организация занимается оптовой торговлей продовольственными товарами.
Приведем краткие сведения об организации в Приложении 8.
Организация состоит из 46 сотрудников.
Приведем в таблице ниже распределение сотрудников по структурным подразделениям.
Таблица 1. Распределение сотрудников по структурным подразделениям
Подразделение |
Непосредственный руководитель |
Должность |
Количество человек |
Генеральный директор |
- |
- |
1 |
Офис-менеджер |
Генеральный директор |
- |
1 |
Бухгалтерия |
Главный бухгалтер |
Главный бухгалтер Бухгалтер Бухгалтер-кассир |
1 1 2 |
Юрисконсульт |
- |
- |
1 |
Отдел по работе с персоналом |
Начальник отдела по работе с персоналом |
Начальник отдела по работе с персоналом Специалист |
1 1 |
Отдел закупок |
Начальник отдела закупок |
Начальник отдела закупок Специалист |
1 2 |
Отдел сбыта |
Начальник отдела сбыта |
Начальник отдела сбыта Специалисты |
1 5 |
Хозяйственный отдел |
Начальник хозяйственного отдела |
Начальник хозяйственного отдела Уборщица Курьер Системотехник |
1 2 1 2 |
Склад |
Начальник склада |
Начальник склада Кладовщик Грузчик |
1 4 4 |
Отдел доставки |
Начальник отдела доставки |
Начальник отдела доставки Специалист Экспедитор Водитель |
1 2 5 5 |
ИТОГО |
46 |
Представим ниже организационно-управленческую структуру организации схематично.
Как следует из схемы выше, высший уровень управления представлен генеральным директором, средний представлен главным бухгалтером и юрисконсультом, которые являются также заместителями генерального директора, низший уровень управления – руководители структурных подразделений.
Рис. 4. Организационно-управленческая структура ООО «Норд-Росс»