Файл: Совершенствование процессов складирования и хранения материально технических ресурсов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов, экономики и управления
(наименование института полностью)
38.03.02 Менеджмент
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Логистика и управление цепями поставок
(направленность (профиль)/специализация)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
на тему «Совершенствование процессов складирования и хранения материально- технических ресурсов»
Студент
В.А. Абакумова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель канд. экон. наук, доцент Т.В. Полякова
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2022
2
Аннотация
Бакалаврскую работу выполнил: В.А. Абакумова.
Тема работы: «Совершенствование процессов складирования и хранения материально-технических ресурсов».
Научный руководитель: к.э.н., доцент Т.В. Полякова
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию процессов складирования и хранения материально-технических ресурсов в
ООО «Озон».
Объект исследования – ООО «Озон».
Предмет исследования – логистические процессы складирования.
Методы исследования – статистическая обработка результатов, методы сравнительного анализа, методы экспертной оценки и т.д.
Краткие выводы по бакалаврской работе. Первая раздел данной работы, состоящий из двух параграфов, раскрывает теоретические аспекты процессов складирования и хранения материально-технических ресурсов на предприятии. Второй раздел содержит характеристику рассматриваемой организации, анализируется логистический процесс на складах в ООО
«
Озон» и выявляются проблемы. В третьем разделе приводятся рекомендации по совершенствованию процессов складирования и хранения материально-технических ресурсов и доказывается их экономическая эффективность.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материала подразделов 2.2, 2.3, 3.1 могут быть использованы специалистами ООО «Озон».
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка используемых источников.
3
Содержание
Введение ................................................................................................................... 4 1 Теоретические аспекты процессов складирования и хранения материально- технических ресурсов на предприятии ................................................................. 6 1.1 Логистический процесс на складе, роль и функции складов ....................... 6 1.2 Виды складов, принципы их работы при различном производстве .......... 18 2 Анализ организации процессов складирования и хранения товаров в ООО
«ОЗОН» .................................................................................................................. 23 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ............................... 23 2.2 Оценка функционирования процессов складирования и хранения товаров
................................................................................................................................. 29 3 Разработка мероприятий по совершенствованию процессов складирования и хранения материально-технических ресурсов на ООО «Озон» .................... 38 3.1 Мероприятия по совершенствованию процессов складирования и хранения материально-технических ресурсов ................................................... 38 3.2 Оценка предложенных мероприятий ............................................................ 40
Заключение ............................................................................................................ 44
Список используемой литературы ...................................................................... 46
Приложение А
Организационная структура ООО «Озон» ............................... 51
4
Введение
Актуальность темы исследования выражена в том, что складирование или хранение относится к хранению и сохранению товаров до их отправки потребителям. Как правило, существует временной разрыв между производством и потреблением продукции. Преодолевая этот разрыв, хранение создает полезность времени.
Складирование и хранение относятся к физическому пространству, которое обычно используется для целей накопления. Обычно это полки и стеллажи, программное обеспечение для управления запасами, подъемные инструменты и системы безопасности.
Существует потребность в хранении товаров, чтобы сделать их доступными для покупателей по мере необходимости. Некоторое количество товаров хранится на каждом этапе маркетингового процесса. Надлежащие и адекватные меры по розничной продаже товаров в идеальном состоянии необходимы для успеха в маркетинге. Хранение позволяет фирме продолжать производство в ожидании спроса в будущем [3].
Склад – это место, используемое для хранения или накопления товаров.
Его также можно определить, как учреждение, которое берет на себя ответственность за безопасное хранение товаров. Склады позволяют предпринимателям вести производство в течение всего года и продавать свою продукцию, когда есть достаточный спрос.
Необходимость склада возникает еще и потому, что некоторые товары производятся только в определенный сезон, но востребованы в течение всего года. Точно так же некоторые продукты производятся в течение всего года, но пользуются спросом только в определенное время года. Складирование облегчает производство и распространение в больших масштабах.
5
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию процессов складирования и хранения материально- технических ресурсов в ООО «ОЗОН».
Задачи исследования:
− рассмотреть логистический процесс на складе, роль и функции складов
− изучить виды складов, принципы их работы при различном производстве
− проанализировать организацию логистического процесса на складах предприятия ООО «ОЗОН»
− провести оценку функционирования логистического процесса на складах
− рассмотреть мероприятия по совершенствованию процессов складирования и хранения материально-технических ресурсов
− оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий
Объектом исследования данной работы является складское предприятие - ООО «ОЗОН».
Предмет исследования в данной работе составляют логистические процессы складирования.
В теоретической базе исследования были использованы научные труды следующих учёных, таких как: Агафонова И.В., Брызгалин А.В., Беринк Р.В.,
Головин А.Н., Бланк С. В., Верховцев А.В., Вещунова Н.Л., Волков О.И.,
Газман В., Глушецкий А., Гончарук В.А., Горфинкель В.Я.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, в которых раскрываются задачи исследования, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
6
1
Теоретические аспекты процессов складирования и хранения
материально-технических ресурсов на предприятии
1.1
Логистический процесс на складе, роль и функции складов
Слово «склад» и «складирование» имеют один и тот же корень, но это не обязательно одно и то же. Складом может быть любое физическое здание, предназначенное для хранения товаров [1].
Складирование, это процесс, связанный с товарами, хранящимися на складе, включая хранение, техническое обслуживание и обработку. Для таких целей почти всегда используются склады, но складирование может осуществляться и в других местах. Производственные и производственные помещения, офисные помещения и учебные здания могут использоваться для складирования, хотя это не является распространенным явлением.
Функции складирования включают хранение, обслуживание и контроль работы в процессе инвентаризации.Разработка надежного складского процесса для продукции имеет решающее значение для роста бизнеса [5].
К складским операциям относятся:
− обстановка склада правильно и с соответствующим оборудованием;
− прием сырья и его надлежащее хранение;
− обеспечение продуктов с контролируемой температурой;
− оперативно комплектовать, упаковывать и отгружать продукцию;
− мониторинг складских операций для устранения ошибок и несоответствий.
Рассмотрим каждое из этих действий более подробно. а)
Настройка склада и оборудования.
Независимо от того, большой склад или маленький, важно оптимально использовать пространство. Потребуется, по крайней мере, по одной зоне для
7 приема, распаковки, размещения на полках, длительного хранения (если применимо), отгрузки и обработки, а также работы в офисе.
При организации этажей склада нужно разделить зоны по видам деятельности. Это позволяет организовать повседневные операции и сводит к минимуму вероятность того, что расходные материалы или инструменты окажутся в ненужном месте [6].
Что касается оборудования, которое будет использоваться на складе, это зависит от потребностей бизнеса [7]. При этом все склады пользуются основными расходными материалами и инструментами. Ниже приведен список оборудования, которое должно быть на складе:
1) стеллажи;
2) ящики с этикетками (для крупных предметов или частей заказа);
3) маркированные сумки или контейнеры (для упаковки заказа);
4) сборная тележка(и);
5) упаковочный стол(ы);
6) упаковочные материалы (лента, ножницы, упаковка для электронной коммерции, пузырчатая пленка);
7) компьютер и принтер;
8) весы (особенно для предметов, чувствительных к весу). б)
Получение и хранение запасов.
Наличие надежного плана организации склада важно для получения и хранения всех новых запасов. Если недостаточно места, запасы легко накапливаются и препятствуют своевременной выездной работе. Всегда нужно держать эту зону склада в чистоте и порядке [9]. в)
Поддержание продуктов с регулируемой температурой.
Это чрезвычайно важно, если продаются скоропортящиеся товары или продукты питания, которые необходимо хранить при определенной температуре [11]. По мере роста продаж бизнеса нужно убедиться, что на
8 складе есть оборудование, которое соответствует требованиям отрасли или превосходит их. г)
Безупречная сборка, упаковка и отправка товара.
Сбор, упаковка и отправка заказов — один из самых важных этапов электронной коммерции [10]. Нужно настроить упаковочный стол и отгрузочный док, чтобы они были как можно более организованными и четко обозначенными. В периоды большого объема заказов это поможет выполнить каждый заказ как можно быстрее [15].
Также необходимо обучить своих сотрудников тому, как измерять коробку для отправки и как пользоваться калькулятором стоимости доставки.
Наличие этих знаний позволяет экономить минуты на каждом пакете каждый день, что означает экономию часов каждый год [12]. Если кто-то из сотрудников спросит: «Сколько стоит отправить посылку?» Можно попросить более опытного сотрудника обучить его процессам, тем самым высвободив время [14].
Если еще нет принтера для отгрузочных этикеток или шаблона упаковочного листа, обязательно приобретите их. Также нужно купить несколько высококачественных складских этикеток, чтобы сразу знали, где находится тот или иной товар [16]. д)
Своевременное устранение ошибок и несоответствий.
Это может показаться очевидным, но складские операции не идеальны.
Может остаться много неиспользованных запасов, рано или поздно закончатся упаковочные материалы или вы испытаете неустойчивость заказов на определенный продукт [25].
Нужно использовать бумажную или электронную систему отслеживания запасов, чтобы отметить время получения товаров, когда они подготовлены к распаковке, когда они поставлены на полку и т. д [17]. Затем рассчитать среднее время, затрачиваемое между каждым этапом в течение одного месяца, что даст уровень точности получения. Аналогичные расчеты можно использовать для
9 измерения эффективности остальной части склада, например, времени, затрачиваемого на сбор и упаковку [18].
Существует несколько принципов складского хранения, которые позволяют складам работать бесперебойно и приносить клиентам отличные результаты. Необходимыми действиями являются определение целевого рынка, вместимости, плана этажа и целей склада [19].
Нужно использовать следующие принципы по управлению складом:
−
Четкие цели. Уточнение целей, которые ставятся перед строительством склада или заключение контракта со складом, имеет решающее значение для успеха. Уточнение цели склада, местоположения, типа хранимых товаров, срока службы, физического дизайна и применимых партнерских отношений — отличное место для начала.
То, для чего нужен склад, может меняться со временем, и это естественно. Заранее нужно сообщать о наиболее важных потребностях бизнеса третьим сторонам или сотрудникам, чтобы могли сразу же обеспечить актуальность их работы. Если продаются редкие, чувствительные или иным образом пользующиеся спросом товары, это также должно быть учтено в решениях
[20]
−
Точность. Хранение тысяч товаров и обеспечение доставки нужных товаров в нужное время — непростая задача. Точность комплектации и упаковки при обработке заказов имеет первостепенное значение для удовлетворения клиентов [22].
Обеспечение качественного обучения сотрудников дает им возможность правильно выбирать с самого начала. В зависимости от потребностей бизнеса также может быть полезно разработать краткие справочные листы и разместить четкие вывески [26]. Программное обеспечение для управления складскими запасами или ERP из этого списка ERP-систем позволяет еще проще отслеживать, сколько и где хранится [13].
10
Достижение низкой частоты касания продукта также является неотъемлемой частью точности. Низкая частота касаний означает, что товары, поступающие на склад, обрабатываются минимально [30].
Существует сильная корреляция между низкой частотой касаний и более высокой прибылью. Вот три способа поддерживать низкую частоту касаний:
1) убедится, что полки, корзины и контейнеры легко и быстро читаются;
2) обеспечить достаточное физическое пространство для поиска предметов. Это важно для больших складов. Никогда нельзя сжимать пространство только для того, чтобы разместить больше инвентаря;
3) активно нужно обновлять полки и ящики. Если сотрудникам необходимо достать товар под неудобными углами, стеллажи необходимо отрегулировать;
−
Операционная эффективность. Операционная эффективность является одним из важнейших принципов складского хозяйства, поскольку от этого зависит ежедневный успех. Создание одностороннего складского потока всегда разумно [28]. Односторонний поток означает, что весь товар, поступающий на склад, обрабатывается только в одном направлении, включая возврат. Этот метод устраняет узкие места, позволяет персоналу комфортно передвигаться и гарантирует, что каждый номер RMA и возвраты не смешиваются с новыми запасами [55].
Если еще не создан односторонний поток для своего склада, могут помочь опытные менеджеры склада [27]. Составление отличного описания работы менеджера склада полезно для привлечения кого-то с соответствующим опытом. Также разумно указать реальную зарплату менеджера склада в объявлении о вакансии.
Кроме того, нужно выделять время, по крайней мере, два-три раза в год для проведения АВС-анализа. Это систематический обзор всех продуктов, который хранится, на основе их прибыльности для бизнеса. продукты приносят
11 большую часть прибыли и являются фаворитами клиентов; Товары категории В
— лидеры убытков, которые покупаются время от времени; Продукты C активно создают убытки, и их следует как можно скорее исключить из запасов.
Можно узнать, какие продукты следует исключить, путем рационализации
SKU. [33]
−
Скорость. Более половины потребителей в возрасте от 18 до 34 лет ожидают доставки в тот же день. Более 60% потребителей готовы платить больше за доставку в тот же день. Эти статистические данные показывают, что быстрая доставка является современным эталоном.
Бизнес должен предлагать это везде, где это возможно. Также можно повысить скорость доставки с помощью системы управления складом.
−
Комплексная удовлетворенность клиентов. Каждый день на складах происходит множество операций. Это включает в себя получение, складирование, комплектование и упаковку, административную работу и доставку электронной коммерции [31]. Не говоря уже об уборке и уходе. В результате общение между курьерами, персоналом склада и 3PL-компаниями должно быть четким и лаконичным. Это поддерживает своевременную доставку и благоприятную рабочую среду.
−
Отслеживание и отчетность. Для улучшения необходимо настроить отслеживание и отчетность по каждому этапу складских операций. Отчеты сообщают о недостающих продуктах, задержках доставки и проблемах с возвратом, которые часто остаются незамеченными изо дня в день. Отслеживая и анализируя все этапы складской деятельности, можно выявить проблемные области и внедрить соответствующие решения [29].
Склады — это только один элемент управления цепочкой поставок, но они играют важную роль в успехе всей цепочки поставок. Склад — это промежуточный этап в цепочках поставок, и очень важно, чтобы все было сделано правильно. Хотя идеального склада не существует, учет ключевых факторов упрощает принятие решений [32].