ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Для каждого варианта программы он свой. В содержательном и структурном плане система оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП обучающимися с ОВЗ связана с предыдущим разделом. Здесь разработчики АООП размещают материалы, которые послужат для составления методики мониторинга, комплектования системы маркеров или критериев для оценивания деятельности учащихся, а также примеры традиционной, в том числе балльной оценки. Данный раздел коррелирует с локальным актом «Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся», внесенного в перечень локальных актов в приложении к Уставу. Раздел определяет основные направления и цели оценочной деятельности, предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга, обеспечивает комплексный подход к оценочной деятельности обучающихся. Система оценки планируемых результатов закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, дает описание объема и содержание оценки, критерии, оценочные шкалы; процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, ведение документации.
Система оценки разрабатывается с учетом требований ФГОС, а именно:
-
оценка личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов (некоторые варианты ПрАООП предусматривают достижение только личностных и предметных результатов) ; -
оценка способности решать типовые задачи формирования УУД (БУД) с учетом динамики учебных достижений; -
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само - и взаимооценки); -
сочетание внутренней и внешней оценки, накопительная система оценки индивидуальных достижений и другие;
-
использование разнообразных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг друга (стартовые диагностические работы на начало учебного года, стандартизированные письменные и устные работы, интегрированные контрольные работы, тематические проверочные (контрольные) работы, проекты, практические работы, творческие работы, диагностические задания, самоанализ и самооценка). -
реализация основных принципов оценивания
-
критериальность (критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку), -
универсальные учебные действия, (БУД); -
индивидуальный характер контроля и оценки, -
суммативность оценки - возможность суммирования результатов;
-
гибкость и вариативность форм оценивания результатов. -
оценочная безопасность (информация о целях, содержании, формах и методах контроля и оценки должна быть доведена до сведения учащихся и родителей). Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной. -
реализация всех видов контроля:
-
стартового; -
контроль по результату урока, темы, раздела, курса; -
итоговый контроль.
Программа формирования универсальных учебных действий/ базовых учебных действий.
Программа должна показать связь УУД/БУД с содержанием учебных предметов и внеурочной деятельностью. Достичь этого можно описав ценностные ориентиры, представить типовые задачи (задания) формирования УУД \БУД в каждом учебном предмете.
Список учебников и учебных пособий
-
Перечень учебников обеспечивает решение задач ФГОС, целостность, интеграцию содержания образования. -
Перечень учебников направлен на формирование у школьников целостной картины мира, реализует принцип преемственности содержания образования (не происходит замены используемых учебников). -
Каждый предмет из учебного плана, как обязательной части, так и части, формируемой участниками образовательных отношений, должен быть обеспечен учебником из федерального перечня (бумажный или электронный вариант). -
Соответствие учебников федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства образования и науки РФ от 31.01.2017 № ОВ-83/07 учебник может быть включен в перечень, даже если он не имеет завершенной линии.
Учебный план
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебных предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности (гл.1ст. 2 Федерального закон № 273-ФЗ). Учебный план, приведенный в Примерной АООП также носит примерный характер. Кроме того, наличие раздела, формируемого участниками образовательных отношений, позволяет самой образовательной организации корректировать содержание в объеме, предусмотренном АООП. В Примерной АООП приведены, как правило, несколько вариантов учебных планов, ориентирующих специалистов на более полную реализацию потребностей конкретной ОО, ее обучающихся и местной социальной ситуации. Цели и задачи, сформулированные в учебном плане, коррелируют с целевым блоком пояснительной записки АООП. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не может составлять более 3039 часов, за 5 учебных лет - более 3821 часа, за 6 учебных лет - более 4603 часов. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов. АООП НОО реализуется организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю). В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану, индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества. Учебный план утверждается в составе АООП. Отдельного приказа руководителя ОО не требуется.
Программа внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, походы, реализация доступных проектов и др. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу. Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др. Состав и структура направления внеурочной деятельности плана соответствуют требованиям ФГОС. Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение укомплектовано специальными кадрами и имеет необходимую материально-техническую базу. Внеурочная деятельность может осуществляться учителями,
классными руководителями, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими работниками, родителями обучающихся, имеющими педагогическое образование. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся. К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация праве самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности должны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания. Эффективность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с ОВЗ социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Программа духовно-нравственного (программа нравственного) развития, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Эти программы имеют в примерной АООП свои рекомендательные ориентиры, которые могут быть использованы как базовые или как примерные при составлении собственных программ по вышеназванным направлениям каждой ОО. Например, в программе формирования БУД содержится перечень действий, формирование которых целесообразно и актуально для данной типологической группы обучающихся, а также примеры тех психолого-педагогических подходов, на основании которых ОО может составить свою программу формирования БУД. Структура этих программ представляет собой комплексный проект формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, формируют компетенцию социализации. Программы должны быть разработаны в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, дополнительного образования, реализуются используя потенциал семьи и других институтов общества по воспитанию обучающихся. Промежуточные результаты реализации программ обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах, на заседаниях органов государственно-общественного управления, методических объединений. При необходимости проводится коррекция содержания и организационных форм.
Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы содержит описание основных подходов, перечень занятий и других вариантов организации коррекционно-развивающего воздействия, количество часов и направления коррекционной работы. Учитывая первостепенное значение этого раздела АООП для качественной реализации задач обучения детей с ОВЗ, отметим, что его составление может рассматриваться образовательной организацией как базовый механизм объединения всей АООП в единой целое. В данном разделе необходимо остановиться на организационных особенностях школьной развивающей и социально-бытовой среды, и на специфике коррекционно-развивающих занятий, и на других аспектах деятельности ОО, обеспечивающих всестороннюю коррекцию состояния и развитие ребенка. Программа может включать в себя концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический модули. Коррекционные мероприятия данной программы индивидуально ориентированы. Программа будет эффективной если: