Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления
1.2. Теоретико-правовые аспекты принципов организации местного самоуправления
2. Правовое положение органов местного самоуправления
2.1. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации
3.2. Возможные направления государственной политики по развитию местного самоуправления
Исследователи И.В. Выдрин и А.Н. Котов, рассматривают систему местного самоуправления, и отмечают то, что муниципальная система включает в себя муниципальные образования, местные сообщества жителей, внутренние субъекты и институты[18, с. 95].
Элементами системы местного самоуправления являются:
− деятельность органов местного самоуправления, включающая в себя: представительные органы, главы муниципальных образований, местная администрация и их глава;
− деятельность муниципальных служащих;
− формы осуществления местного самоуправления гражданами муниципального образования, с помощью выборов, референдума, отзыва выборных лиц местного самоуправления и другие;
− инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении[57, с. 94].
Представительный орган в системе местного самоуправления носит различные характеристики:
– представительный характер деятельности, так согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливаются обязательные для всех представительных органов местного самоуправления круг компетенций, которые не могут быть уменьшены уставом муниципального образования[55, с. 61];
– выборность состава характерна тем, что представительный орган состоит из членов, избираемых путем свободного, тайного, прямого и всеобщего голосования. Данная система направлена на обеспечение представительства интересов местного населения в органах муниципальной власти;
– временный характер осуществления полномочий, носящий срочный характер представительного органа местного самоуправления. Согласно, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий не может превышать 5 лет;
– решение вопросов организации и формирования деятельности представительных органов местного самоуправления посредством устава муниципального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления являются выборными и также могут создаваться другими принципами[27. с. 120].
Принципами организации представительных органов местного самоуправления являются: четко определенные предметы ведения и основанные на принятии общеобразовательных правил предмета ведения муниципального образования, предусмотренного Уставом муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчет за его исполнение; программы развития и принятие планов муниципального образования, а также утверждение отчетов об их исполнении; установление налогов и сборов; контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления; порядок формирования распоряжения и управления муниципальной собственности[24, с. 9].
Представительные органы являются главенствующим звеном в местном самоуправлении и поэтому оно способно оказывать решающее влияние на руководство муниципального образования хозяйственным комплексом. Контрольные полномочия данного органа выполняют функцию проверки должностных лиц и всех органов местного самоуправления за исполнение ими своих обязанностей. Расходы на обеспечение муниципального образования предусматриваются в местном бюджете в соответствии с классификацией расходов бюджета РФ[13, с. 490].
Наименование представительного органа муниципального образования могут быть заменены думой или городским собранием. Представительный орган обладает правами юридического лица и имеет обособленное имущество, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, так орган может выступать в судах истцом или ответчиком, при этом имеет штамп, печать и бланк с символикой[17, с. 45].
Представительный орган может создавать временные рабочие группы для реализации конкретных задач, и состав таких комиссий входят лица, не являющимися депутатами.
Формирование и создание депутатских объединений определяются по политическим фракциям, а также по профессиональным и территориальным принципам, оформляются протоколом собрания депутатов с письменным уведомлением о создании объединения[45, с. 111].
Системе взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления требуется реформирование. На муниципальные органы нередко перекладываются задачи государственного характера, при этом органы государства не подкрепляют их должными финансовыми средствами.
2.2. Полномочия органов местного самоуправления
Установленный законодательством и муниципальными актами перечень конкретных прав и обязанностей органов местного самоуправления относительно решения вопросов и реализации задач местного значения на территории муниципальных образований представляет собой суть понятия «полномочия органов местного самоуправления»[16, с. 35].
Согласно положениям ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления[1], был сформулирован подход к определению полномочий муниципальных органов и в отечественном законодательстве, в соответствии с которым:
– компетенция органов местного самоуправления устанавливается конституцией и специальными актами законодательства и может быть расширена законом путем предоставления дополнительных полномочий;
– в законодательно установленных границах органы местного самоуправления имеют полную свободу действий относительно реализации своих прав и обязанностей по вопросам местного значения;
– акты законодательства должны содержать полный перечень полномочий органов местного самоуправления, а также основания и порядок их обжалования или ограничения[15, с. 64].
Законодатель определяет перечень собственных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с нормами международного права. Но компетенция муниципалитетов шире и только такими полномочиями не ограничивается. Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен принцип, согласно которому муниципалитеты осуществляют полномочия, делегированные органами государственной власти, а также могут принимать решения относительно любых вопросов, не относящихся к компетенции других органов и прямо не исключенных законом из компетенции органов местного самоуправления[19, с. 253].
Кроме того, муниципальные органы как поселений, так и районов могут делегировать друг другу полномочия на основании заключенных между ними соглашений и при условии, что муниципальные образования являются разноуровневыми. Согласно внесенным в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменениям, он был дополнен ст. 14.1, 15.1 и 16.1, которые предполагают право органов местного самоуправления на осуществление и других полномочий.
Исходя из этого, полномочия муниципальных органов могут быть классифицированы, исходя из порядка возникновения, финансирования, а также ответственности, что имеет большое значение в сфере их практического применения[11, с. 29].
Компетенция муниципалитетов поселений, районов и городских округов относительно вопросов местного значения определена ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К таким полномочиям относятся:
– разработка, утверждение, а также изменение и дополнение устава муниципального образования, принятие местных нормативных актов;
– определение местной символики;
– основание предприятий и учреждений коммунальной формы собственности, финансирование муниципальных казенных предприятий, бюджетных и автономных муниципальных учреждений, выполняющих муниципальные задания, проведение муниципальных закупок;
– утверждение тарифной политики муниципальных предприятий и учреждений, если другая процедура установления тарифов не определена законодательством;
– подготовка и проведение местных выборов и референдумов, голосования по отзыву депутатов, выборных должностных лиц и членов выборных муниципальных органов, голосования относительно преобразования или изменения территории муниципального образования;
– основание муниципальных периодических печатных изданий, в которых должны публиковаться муниципальные нормативные акты, их проекты, а также обнародоваться официальная информация относительно развития региона и деятельности органов местного самоуправления;
– международная и внешнеэкономическая деятельность в установленных законодательством пределах;
– обобщение статистических данных экономических и социальных показателей муниципального образования, их передача государственным органам в установленном Правительством порядке, а также разработка на их основании целевых программ социально-экономического развития и их дальнейшая реализация;
– другие права и обязанности, определенные нормативными актами[20, с. 140].
Полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут быть определены в уставе муниципального образования, а установленные ч. 3 ст. 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны определяться исключительно законами субъектов Российской Федерации[50, с. 91].
Полномочия между муниципальными и государственными органами власти в пределах одного субъекта РФ могут быть перераспределены только при условии, что перераспределение установлено законодательным органом такого субъекта РФ на весь срок его полномочий. При этом соответствующий закон набирает силу с началом нового финансового года[43, с. 286].
Законодательством установлены ограничения касательно тех полномочий, которые могут перераспределяться. Исключительно муниципалитеты могут распоряжаться муниципальной собственностью, разрабатывать, утверждать и реализовывать местные бюджеты, обеспечивать охрану общественного порядка, определять структуру муниципальных органов, принимать решения относительно изменения территории муниципального образования, а также осуществлять полномочия, определенные п. 1, 2, 7, 8 ч. 1 ст. 17 и ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[12, с. 71].
Муниципалитеты имеют право привлекать добровольцев к выполнению общественно важных работ и дежурств с целью разрешения проблемных вопросов местного значения. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен исключительный перечень таких вопросов:
– муниципальные органы поселений могут привлекать граждан для решения вопросов, предусмотренных пп. 7.1-9, 15 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– муниципальные органы городских округов и городских округов с внутригородским делением – для решения вопросов, предусмотренных пп. 7.1-11, 20 и 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– муниципальные органы внутригородских районов – для решения вопросов, предусмотренных пп. 4, 8 и 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[34, с. 61].
Указанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно и не могут быть делегированы. Редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 27.05.2014 года исключила возможность установления переподчинения муниципальных органов и должностных лиц различных муниципальных образований друг другу[25, с. 223].
Делегирование муниципалитетам отдельных государственных полномочий осуществляется при соблюдении особых условий, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [31, с. 251].
Нормы указанных законодательных актов относительно наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должны реализовываться только в случае, если предусмотрено соответствующее финансирование за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ[28, с. 61].
Таким образом, законы, которыми делегированы полномочия, вводятся в действие в случае, если федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или законом субъекта РФ o бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год предусмотрено выделение средств на реализацию таких полномочий.
В некоторых сферах деятельности полномочия органов государственной власти и местного самоуправления реализуются одновременно и являются взаимодополняемыми. В большинстве случаев такие полномочия определены отраслевым федеральным законодательством. Распределение полномочий внутри муниципалитетов между их отдельными органами, структурными подразделениями и конкретными должностными лицами происходит на основании местных нормативных актов или Устава муниципального образования[10, с. 62].