Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления
1.2. Теоретико-правовые аспекты принципов организации местного самоуправления
2. Правовое положение органов местного самоуправления
2.1. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации
3.2. Возможные направления государственной политики по развитию местного самоуправления
Исходя из этого, предлагается законодательное введение «бюджета (фонда) развития» муниципального образования, по аналогии с федеральным фондом развития, введенным в 2018 году Бюджетным кодексом Российской Федерации, установление принципов его формирования и использования, а также принятие мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности муниципалитетов, путем рассмотрения возможностей изменений в налогово-бюджетной системе Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов необходимо завершить работы по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных «отраслевым» федеральным законодательством, в целях проверки их соответствия вопросам местного значения, закрепленным в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По итогам данной работы предлагается создать автоматизированный реестр полномочий всех уровней публичной власти, а для более корректного и точного заполнения автоматизированного реестра полномочий – присвоить каждому полномочию индивидуальный код. Это позволит распределять все расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в разрезе полномочий как на этапе формирования бюджетов, так и в процессе их исполнения на любую отчётную дату.
С этой целью представляется целесообразным внести изменения в классификацию расходов бюджета, дополнив её разрядами кода полномочий. Благодаря казначейской системе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации данные реестров полномочий муниципальных образований будут достоверны и корректны, что позволит более детально подойти к расчёту полномочий органов местного самоуправления и формированию модельного бюджета муниципального образования.
Для реализации указанной задачи видится необходимым:
– разработка Справочника расходных полномочий с присвоением кода каждому полномочию Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и всех видов муниципальных образований;
– внесение изменений в приказ Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»[6];
– разработка методики отнесения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к каждому конкретному полномочию;
– разработка методики расчёта модельных местных бюджетов.
В Основах государственной политики, полагаем, должно найтись место и таким вопросам, как:
– подготовка федеральной государственной программы развития строительства на селе, включающей меры поддержки проектных организаций, привлечения специалистов на село, целевого обучения специалистов для сельской строительной индустрии, а также по совершенствованию социальной и коммунальной инфраструктуры на селе, развития общественных пространств;
– выработка мер вовлечения организованных местных сообществ на селе в развитие кооперации сельхозпроизводителей, участие в проектах, реализуемых сельскохозяйственными кооперативами и формирования предпринимательского опыта и бизнес-культуры у сельских жителей;
– координация деятельности местных сообществ, в том числе организованных местных сообществ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны выступить координаторами всех направлений их деятельности, использую для этого как существующие институты, например, такие, как территориальное общественное самоуправление, региональные и муниципальные общественные палаты, способные мобилизовать добровольческие и волонтерские движения, направленные на поддержку незащищенных слоев населения (пожилых, инвалидов, одиноких, бездомных и т.д.), так и новые формы. Действенным инструментом для такой координации видится привлечение Общероссийской ассоциации территориального общественного самоуправления (ОАТОС), располагающей разветвленной региональной сетью и сильным активом членов.
Подытоживая сказанное в третьей главе можно сделать следующие выводы: среди приоритетных вопросов в развитии местного самоуправления сегодня можно обозначить: организацию единой системы публичной власти; территориальное развитие местного самоуправления, непосредственно связанное с пространственным развитием страны; новое по качеству развитие больших городов и городских агломераций как драйверов экономического роста; инфраструктурное и социально-экономическое развитие малых городов и сельских поселений; сохранение и совершенствование поселенческого каркаса страны; социально-экономическое и инфраструктурное развитие геостратегических территорий; установление сбалансированного объема полномочий и ресурсов муниципалитетов; развитие муниципальной демократии и форм организации местной власти; развитие системы организации и функционирования территориальных и функциональных местных сообществ; разработку новых критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и глав муниципальных образований всех видов; совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг и качества государственного и муниципального управления.
Заключение
Местное самоуправление – часть единой публичной власти народа, это самостоятельное и под свою ответственность (в том числе и материальную) решение вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, являясь органами публичной власти территориального коллектива, хотя государственные органы могут оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении их полномочий.
Принципы организации местного самоуправления представляют из себя основу демократической концепции местного самоуправления, которая базируется на обеспечении равного права граждан на осуществление местного самоуправления. Принципы дают возможность более полно раскрыть сущность местного самоуправления как особой формы организации публичной власти. Перечень принципов и их объединение в различные группы может быть различным исходя из того, какие критерии и приоритеты стоят в том или ином исследовании. При этом существует необходимость в выделении общих принципов, которые бы отражали существующие закономерности в общественном, политическом, социальном и экономическом развитии местного самоуправления. При этом должна быть учтена и территориальная организация местного самоуправления, а также материальное обеспечение деятельности.
Органы местного самоуправления занимают особое место в демократической системе управления, так как обеспечивают ее децентрализацию для наиболее эффективного обеспечения интересов населения с учетом местных традиций и особенностей. Организационное обособление управления местными делами обеспечивает возможность самостоятельного решения гражданами вопросов местной жизни и представляет собой одну из правовых форм организации публичной власти. Органы местного самоуправления представляют собой особую форму организации публичной власти как власти населения, проживающего на территории муниципального образования. Их создание является обязательным на всей территории России, хотя они и не относятся к системе государственной власти.
Полномочия органов местного самоуправления реализуются практически во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования, в связи с чем применяются различные подходы к вопросам их реализации, финансирования, контроля за их исполнением, а также установления ответственности.
Среди приоритетных вопросов в развитии местного самоуправления сегодня можно обозначить: организацию единой системы публичной власти; территориальное развитие местного самоуправления, непосредственно связанное с пространственным развитием страны; новое по качеству развитие больших городов и городских агломераций как драйверов экономического роста; инфраструктурное и социально-экономическое развитие малых городов и сельских поселений; сохранение и совершенствование поселенческого каркаса страны; социально-экономическое и инфраструктурное развитие геостратегических территорий; установление сбалансированного объема полномочий и ресурсов муниципалитетов; развитие муниципальной демократии и форм организации местной власти; развитие системы организации и функционирования территориальных и функциональных местных сообществ; разработку новых критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и глав муниципальных образований всех видов; совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг и качества государственного и муниципального управления.
Список использованных источников
1. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
5. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 13.03.2021).
6. Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н (ред. от 29.12.2020) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2019 № 55171). URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 13.02.2021).
7. Адамская Л.В. Местное самоуправление в РФ / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. – № 3(16). – С. 40-43.
8. Алексеев И.А., Адамоков Б.Б., Белявский Д.С. Муниципальное право Российской Федерации / И.А. Алексеев, Б.Б. Адамоков, Д.С. Белявский. – М.: Инфра-М, 2019. – 254 с.
9. Антонец Д.Д. Понятие местного самоуправления в Российской Федерации / Д.Д. Антонец // Молодой ученый. – 2019. – № 2(240). – С. 96-100.
10. Атарщикова Е.Н. Реализация полномочий органов местного самоуправления / Е.Н. Атарщикова // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 9(44). – С. 61-63.
11. Ахоян А.С. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления / А.С. Ахоян // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. Ежегодный международный сборник научных статей / Под общей редакцией Л.В. Фотиной. – М.: МАКС Пресс, 2020. – С. 28-31.
12. Бабичева И.В., Павлова А.В. К вопросу о систематизации законодательных норм, регулирующих полномочия и права органов местного самоуправления / И.В. Бабичева, А.В. Павлова // Местное право. – 2019. – № 2. – С. 53-88.
13. Беличенко И.С. Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления / И.С. Беличенко // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 11(50). – С. 488-491.
14. Белов А.В. Система органов местного самоуправления / А.В. Белов // Конституционализм и государствоведение. – 2020. – № 3(19). – С. 43-48.
15. Березовская В.В. Полномочия органа местного самоуправления / В.В. Березовская // Молодой ученый. – 2020. – № 45(335). – С. 63-66.
16. Бирюкова О.В. Проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления / О.В. Бирюкова // Студенческий вестник. – 2020. – № 7-1(105). – С. 35-36.
17. Божиган В.С., Овакимян Г.А., Эскерханов У.М. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В.С. Божиган, Г.А. Овакимян, У.М. Эскерханов // Наука в современном мире: приоритеты развития. – 2018. – Т. 2. – № 1(4). – С. 45-46.
18. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов / И.В. Выдрин, А.Н. Кококтов. – М.: Норма: Инфра-М, 1999. – 359 с.
19. Дадаева М.С. Полномочия органов местного самоуправления / М.С. Дадаева // Вестник научной мысли. – 2020. – № 4. – С. 252-254.
20. Девичев М.Б. Определение полномочий органов местного самоуправления / М.Б. Девичев // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 138-140.
21. Демидов В.П., Мохоров Д.А., Мохорова А.Ю. Принцип самостоятельности местного самоуправления в современных условиях осуществления управления в Российской Федерации / В.П. Демидов, Д.А. Мохоров., А.Ю, Мохорова // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 2(141). – С. 100-103.