Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления
1.2. Теоретико-правовые аспекты принципов организации местного самоуправления
2. Правовое положение органов местного самоуправления
2.1. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации
3.2. Возможные направления государственной политики по развитию местного самоуправления
Введение
Актуальность темы. Учитывая происходящие трансформационные преобразования во всех сферах общественной жизни современной России, активно продолжается формирование наиболее оптимальной демократической модели развития общества и государства с учётом объективно меняющихся условий и субъективных факторов. В связи с этими процессами возникает повышенный интерес учёных, политиков, государственных деятелей к таким категориям как «гражданское обществом», «правовое государство» и их составляющим.
Поэтому возрастает внимание к такому важному социальному институту как местное самоуправление, процессам и проблемам его институциализации, что вполне объяснимо и связано: во-первых с тем, что в своём современном виде российское местное самоуправление появилось сравнительно недавно; во-вторых, процесс его институциализации проходит сложно и противоречиво; в-третьих, имеется целый ряд нерешённых теоретических проблем, существенно снижающих эффективность этого социального института, что вызывает необходимость поиска путей их решения; в-четвёртых, современная практика убедительно свидетельствует, что наибольшего социального прогресса достигли те общества, в которых сформировались эффективные модели местного самоуправления. В их развитии существенную роль играют не только нормативно-правовые акты, солидная финансово-экономическая база, но и социальные факторы.
Объектом исследования является местное самоуправление как самостоятельный институт публичной власти в процессе становления и развития, а также общественно-политические процессы, в той или иной степени связанные с функционированием местного самоуправления.
Предметом исследования являются политико-правовые основы функционирования местного самоуправления как способа организации публичной власти, механизмы его взаимодействия с государственной властью по вопросам разграничения полномочий и предметов ведения, а также государственная политика в области местного самоуправления на современном этапе.
Цель исследования заключается в анализе теоретической разработанности и специфики правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации, а также в предложение новых путей его модернизации.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть понятие и сущность местного самоуправления; изучить теоретико-правовые аспекты принципов организации местного самоуправления; исследовать понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации; проанализировать полномочия органов местного самоуправления; выявить проблемы реализации государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления; предложить возможные направления государственной политики по развитию местного самоуправления.
Методологическая основа исследования. В работе использовались общенаучные методы научного познания общественных отношений (диалектический, формально-логический, сравнительный, системно-структурный), а также специальные методы исследования (сравнительного правоведения, структурно-функциональный, метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному) и другие методы научного познания.
Теоретическую базу исследования составляют идеи, концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных авторов, исследовавших проблемы местного самоуправления в целом и организационно-правовых основ в частности, а также публикации в научных периодических изданиях.
Структура работы обусловлена поставленной целью и состоит из введения; трех глав, объединяющих шесть параграфов; заключения; список использованных источников.
1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие и сущность местного самоуправления
В научной литературе предлагается множество определений местного самоуправления.
В.Н. Ильин считает, что местное самоуправление – это одна из форм осуществления народом своей власти, которая призвана обеспечивать под свою ответственность и самостоятельное решение населением через органы местного самоуправления или (и) непосредственно вопросов местного значения с учетом интересов населения и местных традиций[30, с. 67].
А.В. Долганева дает такое определение местному самоуправлению: «местное самоуправление – это способность граждан принимать участие в решении вопросов местного значения во благо всех жителей муниципального образования»[23, с. 35].
Ю.Г. Скрипкина, Н.А. Корсикова делают вывод, что местное самоуправление является многозначным понятием, что отражает его сложную политико-правовую природу и социальную сущность[53, с. 63].
Н.В. Серенина анализируя существующие точки зрения на понятие местного самоуправления делает вывод, что местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью[52, с. 41].
Резюмируя, И.С. Мурадян, утверждает, что местное самоуправление представляет собой деятельность граждан по разрешению вопросов местного значения, действующих из принципов самостоятельности, открытости и ответственности[46, с. 125].
По мнению М.Л. Марчевой местное самоуправление в современном понимании этого понятия – это сфера общественных отношений, возникающих на основе интересов местного сообщества, которое имеет право осуществлять самостоятельную деятельность под свою ответственность[40, с. 130].
К.А. Шихалева считает, что в отличие от государственной власти, управленческая практика которой ориентирована, главным образом, на выработку решений, отвечающих интересам общества в целом, местное самоуправление ориентировано на управленческую деятельность, учитывающую местную специфику, то есть, благодаря местному самоуправлению, определенная территория получает возможность развития таким образом, чтобы наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы[58, с. 239].
По мнению Д.Д. Антонец местное самоуправление как субъект собственной компетенции может быть определено как особый уровень государственного управления, наделенный полномочиями по обеспечению наиболее эффективного решения местных вопросов, а также отдельных государственных полномочий непосредственно населением или местными органами власти и должностными лицами в рамках муниципалитет[9, с. 99].
А.Г. Сорокина пишет, что в теоретической науке единого мнения о местном самоуправлении нет, теория права и государства рассматривает местное самоуправление с нескольких точек зрения: как право населения (или общины) на управление общими делами, как политическую организацию местного сообщества, как институт гражданского общества, как элемент демократической системы управления обществом[54, с. 29].
А.Н. Широков дал достаточно полное определение местного самоуправления: «местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти (форма публичной власти), позволяющая населению локальных территорий (территориальным коллективам, местным сообществам) самостоятельно и под свою ответственность, непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, в числе которых в обязательном порядке имеются выборные органы, в пределах, установленных законом, за счет собственных и переданных государством финансовых и материальных ресурсов решать вопросы удовлетворения общих интересов жителей, обусловленных совместным проживанием на территории (вопросы местного значения), а также под контролем государства и с ответственностью перед государством за счет переданных государством ресурсов осуществлять возложенные на органы местного самоуправления законом отдельные государственные полномочия»[45, с. 12].
По мнению В.Н. Ильина сущность местного самоуправления состоит в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности. Следовательно, местное самоуправление представляет собой явление самоорганизации социума, демократии, важнейшую форму народовластия[30, с. 64].
Более правильно сущность местного самоуправления удалось сформулировать П. Ашлею, который понимал под ним «такой строй, при котором на местные выборные органы ложиться ответственность за то, чтобы в данной местности в соответствии с законом, но и с соображением особенностей местных условий, осуществлялось заведование важными отраслями общественного управления под наблюдением центрального правительства, для которого нормальный путь вмешательства и понуждения состоит в обращении к общим судам»[41, с. 15].
А.В. Долганева утверждает, что сущность местного самоуправления заключается в способности населения решать вопросы местного значения самостоятельно или через органы местного самоуправления, соблюдая законы Российской Федерации[23, с. 35].
Ю.Г. Скрипкина, Н.А. Корсикова предпринимают попытку раскрыть сущность местного самоуправления формулируя признаки местного самоуправления, существующие в неразрывной взаимосвязи: как одну из основ конституционного строя; как форму организации публичной власти, муниципальную власть, дополняющую принцип разделения властей по вертикали и определяющую систему управления демократического правового государства; как субъективное право граждан, населения данной территории на самостоятельное управление местными делами; как практическую деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; как форму народовластия[53, с. 63].
Л.М. Марчева сущность местного самоуправления видит в том, что последнее выражается в согласовании интересов различных слоев населения местного сообщества, а также в согласовании его интересов с интересами соседних сообществ и общегосударственными интересами[40, с. 130].
По мнению К.А. Шихалевой сущность местного самоуправления выражается в непосредственном характере осуществления власти на местном уровне, основанном на взаимодействии с местными жителями как способе установления реальных интересов, составляющих вопросы местного значения. Специфика взаимодействия с жителями территории на местном уровне состоит в выражении местными жителями предпочтительных способов реализации их интересов, а также в доведении до местных властей в отдельных случаях частных интересов. Поэтому взаимодействие с местными жителями предполагает, прежде всего, уточнение их интересов, направленное на реализацию в пределах властных полномочий, которыми наделены местные власти[58, с. 241].
Д.Д. Антонец считает, что сущность местного самоуправления состоит в том, что оно является основой конституционного строя тем самым представляя собой важный институт, который в значительной степени определяет российское государство как демократическое и правовое[9, с. 96].
А.Г. Сорокина сущность местного самоуправления видит в том, что оно как форма народовластия представляет собой устойчивую организацию реализации политической власти в Российской Федерации, действующую в правовом поле, в настоящее время и рассчитанную на длительное функционирование, не ограниченное во времени. Теория права и государства, описывая форму народовластия, отмечает наличие у нее следующих признаков: территория, население, власть, наличие или отсутствие суверенитета, функции (основные направления деятельности, компетенция), система органов, финансовые и иные материальные ресурсы, правотворчество и правоприменение[54, с. 38].
С точки зрения И.И. Набиуллина, И.А. Кузнецова органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом – это не только форма самоорганизации населения решающая свои задачи, но форма осуществления публичной власти, власти народа. Достоинством местного самоуправления является то, что оно является рычагом для приближения власти к населению, для эффективного управления на местах, с учетом местных особенностей[47, с. 671].
Л.С. Рахимкулова, К.В. Осипова приходят к выводу, что по современной концепции РФ местное самоуправление как публичная власть характеризуется свойственными только ей признаками: во-первых, она выступает не от имени государства, а от имени местного сообщества; во-вторых, она осуществляется на территории местного сообщества; в-третьих, она принимает юридические акты местного значения; в- четвертых, она занимается делами местного значения[51, с. 127].
1.2. Теоретико-правовые аспекты принципов организации местного самоуправления
В соответствии со значением понятие «принцип», под ним следует понимать не только основополагающие положения, но и руководящие идей, представляющие из себя основу устройства той или иной систем.
Местное самоуправление, в свою очередь, представляет из себя особую разновидность публичной власти, которая, согласно конституционным положениям, реализуется населением в основном путем избрания соответствующих представительских структур, которые в свою очередь формируют все необходимые исполнительные, контрольные и другие органы власти и управления.