Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 618

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пол. Кто более эффективен как руководитель? Некоторые считают, что мужчины, а кто-то что женщины. Сторонники управленческого патриархата отстаивают свою позицию, опираясь на личный опыт, и на серьезные исследования в данной области.

Так, английский исследователь Е. Холандер определил, что в некоторых видах деятельности, которая требует речевой активности (управленческая деятельность в том числе), женщины в присутствии мужчин могут вести себя стесненно, чаще раздражаются и выходят из равновесия в нестандартных ситуациях. Более того, наблюдение за процессом общения присяжных заседателей (Ф. Стродтберг и Р. Манн) раскрыло, что мужчины активнее участвуют в дискуссии по принятию окончательного решения. Это подтверждается и данными Е. Эриз, она обнаружила, что в решение групповых задач мужчины инициаторы 66% коммуникативных взаимодействий в группе [5].

С другой стороны, сторонники управленческого матриархата имеют так же основания для отстаивания своих точек зрения. Женщины внимательнее к эмоциональному состоянию людей, отзывчивые, способны быстрее создать благоприятный психологический климат в коллективе. Вопрос, кто более успешен в качестве менеджера - мужчина или женщина, - некорректный вопрос. Существуют женщины руководители, которые показывают лучшие результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть успешными руководителями, и это никак не зависит не от их половой принадлежности. Пол, возраст, можно рассматривать с точки зрения биологической и психологической.

С психологической позиции, пол - социальная роль, которая навязывается обществом. В современном обществе в ходе воспитания, с детских лет, мальчикам и девочкам предлагаются разные, различные стереотипы поведения. В отношении представления о мужчинах как от природы более активных и более способных к руководству, чем женщины, то подобное представление распространенное заблуждение, не имеющее действительных оснований. Это стереотип сознания, который мешает взглянуть на проблему адекватно. Некоторые считают, что профессиональные успехи женщин, их карьеры это внешне данные или везение, а не способности и активность. Вот один из вариантов стереотипного подхода [20].

Американский психолог Р. Айс обнаружил удивительную закономерность: если успеха в решении требуемой задачи добивалась группа, которая возглавляется женщиной, то члены группы приписывают успех везению. А когда эффективно сработала группа, возглавляемая мужчиной, считается, что успех зависел в основном от личностных качеств руководителя.


Социальный статус и образование, они, безусловно, важны не просто для того, чтобы занять руководящую должность, но и для того, чтобы быть эффективным в ней [8].

Типичный западный менеджер высокого ранга обязательно имеет одно университетское образование. И речь не только о наличии диплома, пусть и престижного вуза.

Образование - это уровень профессиональной подготовки, умение использовать знания и умения в реальной ситуации. Можно получить должность с помощью своего диплома, но удержать ее, делать работу наличием диплома едва ли получится, для этого нужны знания, умения и навыки. Успех определяет не диплом, а то, что в голове у человека.

Касательно социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки реализации личности в управлении, то положение, что высокий статус способен положительно повлиять на карьеру, в доказательствах не нуждается. «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, владеющей компанией», - сказал Ф. Фидлер [24].

Тем не менее, многие выдающиеся руководители начинали свои блистательные карьеры с низких должностей, и, наоборот, есть случаи, когда, получив компанию, наследники не смогли ей управлять и приводили к банкротству. Путь по карьерной лестнице открыт для каждого желающего.

Несомненно, способности важны для менеджера. Это некоторые свойства и качества личности, которые позволяют человеку успешно осуществлять некоторые виды деятельности. Способности делятся на общие способности и специфические (профессиональные).

Как влияют способности на эффективность деятельности менеджера? В исследовании Е. Гизелли «Интеллект и менеджерский успех» было четко доказано, что наиболее успешными становятся руководители со средними умственными способностями [20].

Т. Коно отметил, что студенты-отличники, поступая в японские корпорации, часто, не становятся высшими менеджерами. Почему так? Дело в том, что есть несколько видов (типов) интеллекта, например, теоретический и практический интеллект. Не следует думать, что теоретический интеллект лучше, чем практический [12].

В работе «Ум полководца» психолог Б. Теплов показал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической деятельности». И нет оснований считать работу практического ума простой и элементарной, чем работу теоретического интеллекта. Одно дело - решать задачи самому и другое - организовывать их решение другими людьми.


Среди специальных способностей, важных для эффективного менеджера выделяются:

- специальные умения и знания;

- компетентность;

- информированность [4].

Из ряда личностных качеств, черт личности, оказывающих влияние на эффективность управления, существенными считаются:

- доминантность;

- уверенность;

- эмоциональная уравновешенность;

- стрессоустойчивость;

- креативность;

- желание достигать;

- предприимчивость;

- ответственность;

- надежность;

- общительность [19].

Все эти качества объединяются нечто общее, и каждое из них можно выработать.

Доминантность (влияние) Руководителю необходимо обладать данной чертой. М. Вудкок и Д. Френсис в книге «Раскрепощенный менеджер» предложили следующие характеристики менеджера, который умеет влиять на людей: он четко излагает свои мысли, уверенный в себе, создает взаимопонимание, награждает желательное поведение, дает точные указания, настойчивый, прислушивается к другим.

Уверенность. Что для подчиненных уверенный в себе руководитель? То, что в сложной ситуации на него можно положиться: он поможет, защитит, станет «спиной», прикрывающей подчиненных. Уверенный руководитель обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию просто фактом уверенности в себе. Вместе с тем важно отметить два обстоятельства. Есть разница между уверенностью и самоуверенностью. Данное различие легко уловимо, но сложно преодолимо. Человек, уверенный в себе, исходит из настоящих представлений о своих возможностях и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. У него реальные, а не мнимые основания быть уверенным в себе. Подчиненные хорошо чувствуют состояние руководителя, поэтому, какие бы ни были обстоятельства, следует, внешне, держаться спокойно и уверенно [6].

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Это близкие личностные черты руководителя. Они могут вырабатываться, но в случае, если это делать целенаправленно. Необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции неблагоприятно влияют на климат в коллективе. Поэтому к руководителям предъявляется требование: поддерживать с сотрудниками уважительные деловые отношения, независимо от симпатий и антипатий. Однако постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке оборачивается рядом нежелательных последствий таких, как - неврозы, психические заболевания и т. д [17].

Поэтому руководителю важно использовать средства эмоционально-психологической разгрузки. Это физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д. Современные исследования доказывают, что они становятся более эффективными для эмоциональной разрядки, чем употребление алкоголя.


Креативность - способность человека к творческому решению задач, важная черта личности, особенно для проведения инновационной деятельности. Относительно управленческой деятельности креативность рассматривается с позиции способности руководителя находить элементы новизны, творчества в работе сотрудников и поддерживать их. М. Вудкок и Д. Френсис полагают, что существуют определенные препятствия, которые мешающие человеку проявлять свое творчество к делу:

- нет стремления к новому;

- слабое использование возможностей;

- напряженность;

- лишняя серьезность;

- плохая методология [5].

Стремление к достижениям и предприимчивость. Без таких качеств не представить успешного руководителя. В стремлении к достижениям отражена одна из основных потребностей человека - потребность в самореализации, в достижении целей. В исследованиях было обнаружено, что менеджеры, имеющие эти чертами, имеют ряд особенностей:

- предпочитают ситуации, где можно брать на себя ответственность;

- они не подвергают себя неоправданному риску и ставят реальные цели;

- они стремятся к достижениям, заинтересованы в обратной связи [11].

Ответственность и надежность. В современном мире управления эти качества личности выступают своеобразной «визитной карточкой» и организации и самого руководителя. Репутация дороже денег, и когда она потеряна, сложно ее восстановить. Для организации, дорожащей своей репутацией, очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже с убытками. Можно утверждать, что будущее за компаниями и руководителями, девиз которых - качество, надежность исполнения и верность клиентам (Т. Питерс, Р. Уотермен) [10].

Вывод по первой главе.

Вопрос о деятельности менеджера сегодня центральный в теории и практике психологии управления. Как руководитель грамотно и четко понимает особенности своей деятельности, зависит успех его организации или подразделения. В современных условиях для эффективного руководства всей структуры организации нужен специалист высокого профессионализма, который легко берет на себя ответственность, играет роль наставника для сотрудников, вдохновляет их, ведет за собой, помогает в сложных ситуациях, не вызывая страха или слепого подчинения, насмешек и неуважения со стороны подчиненных.

К современному руководству предъявляются высокие требования. Человек не рождается с набором всех качеств, они становятся сочетанием полученных от природы особенностей и условий социализации и окружающей среды. Формированию важных качеств могут поспособствовать особые формы обучения. Необходимо постоянно «строить», создавать свою личность.


Деятельность руководителя – это связь со всеми аспектами работы организации, она проходит сквозь коллектив, объединяет воедино, создает системный характер труда. Психологическая специфичность управленческой деятельности в том, что это индивидуальная и совместная деятельность.

Глава 2. Изучение социально-психологического портрета современного руководителя на примере фармацевтической компании «Nika Pharm»

2.1 Описание организации

Фармацевтическая компания ООО «NIKA PHARM» стало самым инновационным, современным и технологически обеспеченным производителем твердых лекарственных форм в Узбекистане. 5 июль 2006 году компания была  открыта и с 2007г начинается выпуск фармацевтической продукции.

В 2012 году компания получила сертификат GMP национального стандарта. Было начато  проектирование и воздвижение нового низко-технологического автоматизированного  комплекса по производству лекарственных средств с удвоенными мощностями.

Таким образом, компания «NIKA PHARM» занимает лидирующие позиции в Узбекистане в области производства лекарственных препаратов в форме таблеток/твердых капсул/саше пакетов из активных фармацевтических ингредиентов и вспомогательных веществ, фасовке/этикетировке /маркировке/упаковке лекарственных препаратов из получаемого сырья в форме «in-bulk» в виде таблеток, флаконов, назальных  спреев.

Целью «Nika Pharm» является лидирующая позиция среди фармацевтических производителей в сфере производства и реализации качественных и безопасных лекарственных средств, охраны труда и окружающей среды в деятельности предприятия, подтверждая это фактическими результатами, передовыми методами работы и снижением риска вреда на сотрудников и окружающую среду. Область применения стратегической цели распространяется на производство и реализацию лекарственных средств.

Задачи для достижения данной цели: