Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 614
Скачиваний: 8
ВВЕДЕНИЕ
На фоне динамичных условий жизни, развития, появления новых форм бизнеса и организаций особенно остро встает вопрос об эффективном руководстве персоналом.
Потому, что грамотная управленческая деятельности – это залог успеха работы компании, и соответственно к руководителям предъявляются все новые требования. Кто же «идеальный» руководитель - человек, который отвечает всем требованиям ведения бизнеса. Однако, как любой руководитель он в первую очередь человек. Руководители подвергаются воздействию информационных, социальных, психологических и иных факторов, которые создают нагрузки. Управленческая деятельность обусловлена необходимостью принимать решения в сложных ситуациях и информационной неопределенности. Поэтому так важно знать, какие социально-психологические качества нужны человеку, для выполнения работы современного руководителя.
Качества руководителя сегодня - это обобщенные, устойчивые характеристики, которые влияют на его деятельность. Это сложные образования, зависящие от многих факторов: характера, темперамента, структуры личности, ее направленности, опыта и т.д.
Успех руководителя определяется различными качествами, которые являются профессионально важными. Сложный характер управленческой деятельности так же накладывает отпечаток на личностные характеристики менеджеров.
Теоретико-методологической базой курсовой работы стали труды отечественных исследователей в области субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, A.А. Бодалев и др.); теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Г.В. Суходольский); в области личности руководителя (С.В. Кошелева, Л.Г. Почебут, А.А. Агапов, B.Д. Шадриков и др.), исследования в области профессиональной деятельности (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.); исследования личности и деятельности руководителей (А.Л. Журавлев, А.Г. Ковалев, Р.Л. Кричевский).
Целью курсовой работы – определить основные социально-психологические качества руководителей.
Объект исследования менеджеры отделов компании «Nika Pharm».
Предметом нашей курсовой является социально-психологический портрет современного руководителя.
В рамках достижения цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя.
- Рассмотреть специфику руководства в компании «Nika Pharm».
- Провести психодиагностику стиля руководства и коммуникативных и социальных компетенций менеджеров отделов.
В качестве методов исследования использовались:
- изучение литературы;
- тестирование: методика определения стиля руководства трудовым коллективом; методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК);
- методы анализа (описание и сравнение данных).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретический аспект социально-психологического портрета современного руководителя
1.1 Современный руководитель
В современных условиях для эффективного руководства всей структуры организации нужен специалист высокого профессионализма, который легко берет на себя ответственность, играет роль наставника для сотрудников, вдохновляет их, ведет за собой, помогает в сложных ситуациях, не вызывая страха или слепого подчинения, насмешек и неуважения со стороны подчиненных.
К современному руководству предъявляются высокие требования, оно должно иметь следующие качества:
- авторитет - личный и служебный;
- человечность;
- быстрой реакцией;
- выносливость;
- дальновидность;
- способностью принимать решения;
- инициативность;
- способность проникаться интересами и потребностями персонала;
- способность мотивировать и воодушевлять;
- умением идти на компромиссы;
- способность признавать ошибки;
- специальные знания [10].
Авторитет нужно заслужить, однако важно разграничивать личный и служебный авторитеты, так как между ними существует разница. Личный авторитет это наличие выраженных лидерских качеств, а служебный авторитет - профессионализм хорошего руководителя [4].
В управлении часто происходит соединение понятий лидера и менеджера, хотя понятия «лидерство» и «руководитель» не всегда тождественны, и суть их различий представляют неправильно. В лидерстве нет ничего мистического или загадочного. Это не особая привилегия круга избранных. Лидерство не важнее менеджмента, и одно не становится заменой другого.
Лидерство и менеджмент в компании - две отдельные, дополняющие системы действий. Каждая имеет функцию и характерные для нее основные виды деятельности. Для эффективной работы организации в современном деловом мире, быстро меняющемся, необходимо иметь способность освоить обе. Лидерство выступает дополнением к руководству, и не заменяет его. Сильный лидер и слабый менеджер - не лучше (а то и хуже), чем наоборот. Несомненно, это задача не легкая - сочетать грамотное лидерство с эффективным менеджментом и иметь их как две взаимодополняющие силы. Разумеется, не любой человек способен быть и сильным лидером и грамотным руководителем.
Так в чем же разница лидерства и менеджмента? Мы приведем простую аналогию с военной организацией: чтобы армия была в адекватном состоянии в мирное время, достаточно грамотно выполнять административные и менеджерские функций в армейской иерархии, и лидерами должны быть высшие руководители. Тем не менее, во время войны армии нужны реальные лидеры на каждом уровне командования. Никто не заставит людей ороситься в бой административными методами, для этого нужен тот, кто вдохновит и поведет солдат за собой [21].
Специфические функции управления и лидерства - сложные структуры и, поэтому, работа в условиях быстро изменяющейся обстановки - определяет и характерные их виды деятельности. Менеджмент в организациях имеет дело с управлением структур. Он включает формальные управленческие методы и процедуры. В отсутствие грамотного управления беспорядок охватит эти большие предприятия так, что поставит под угрозу их существование. Грамотное управление вносит в основные показатели деятельности организации, такие как качество и прибыль от продукции, долю упорядоченности и последовательности. В отношении лидерства, то оно связано в основном с умением справляться с переменами [7].
В последние годы лидерство получило особое значение. Это объясняется тем, что современный мир бизнеса отличается сильной конкуренцией и постоянной изменчивостью. Перед организациями встает задача выдержать натиск подобных перемен и сохранить свою конкурентоспособность в новых условиях. А чем серьезнее перемены, тем больше проявляется потребность в эффективном руководстве и лидерстве.
Лидер занимается вдохновением, а руководитель управляет, решает, контролирует производственный процесс. Так как основная функция лидера - быть помощником изменений, особое значение получает умение стимулировать в сотрудниках энтузиазм. Именно он помогает проходить всевозможные барьеры на пути организационных преобразований. Выбор стратегического курса влияет на курс развития, а умение убедить работников стать союзниками направляет их сознательно встать на данный путь. Так же правильная мотивация дает работающим людям уверенность в том, что у них хватит сил преодолеть все трудности. Руководитель берет на себя еще и функцию контроля: сравнивает действительное состояние организации с тем, которое планировалось быть, и при наличии отклонений проводит корректирующие мероприятия [16].
Воплощение в жизнь грандиозных замыслов у лидеров всегда требует прилива энергии. Мотивируя и вдохновляя людей, лидеры обращаются к энтузиазму в них. Но осуществляется это не за счет того, что сотрудников принуждают двигаться в заданном направлении, как это делает руководитель в рамках контроля. А призывы лидера предоставляют возможность людям удовлетворять их естественные человеческие потребности, например, такие как, стремление к достижениям в работе, желание испытывать чувство причастности к общему делу и самоуважение, жажда признания, стремление чувствовать себя единственным хозяином своей судьбы и иметь возможность жить согласно своим идеалам. Эти призывы глубоко проникают в умы сотрудников и вызывают энергичный отклик.
Настоящие лидеры руководители владеют различными технологиями мотивации. С одной стороны, излагая свое видение будущего организации, они всегда принимают во внимание, какие морально-этические ценности и традиции присущи данной аудитории, к которой они обращаются. Это делает работу значимой в глазах работников. С другой стороны, руководители лидеры постоянно подключают членов коллектива к обсуждению различных путей реализации своих замыслов. Благодаря чему сотрудники чувствуют, что к их мнению прислушиваются и что они принимают участие в жизни организации. Еще один значимый метод мотивации – всесторонне поддерживать усилия персонала по воплощению корпоративного идеала в жизнь: давать оценку, сообщать мнение о работе и служить примером достойного эффективного поведения. Сотрудникам это помогает расти в профессиональном и личностном плане, повышает их самооценку [12].
Грамотные руководители ценят личные достижения своих работников и не забывают их поощрять. Это дает работникам не только радость выполненного дела, но и сознание того, что они – это часть организации, в которой их принимают и ценят. Если руководитель следует всем перечисленным правилам, работа становится для его сотрудников источником вдохновения.
1.2 Социально-психологический портрет современного руководителя
Человек не рождается с набором всех качеств, они становятся сочетанием полученных от природы особенностей и условий социализации и окружающей среды. Формированию важных качеств могут поспособствовать особые формы обучения. Необходимо постоянно «строить», создавать свою личность. В психологической науке пока еще нет единой концепции, единого понимания того, что такое личность человека. Тем не менее, имеется достаточно большое количество исследований, которые посвящены личности руководителя [16].
Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию качеств руководителя. Согласно его мнению, личность руководителя можно представить тремя группами характеристик:
- биографические характеристики;
- способности (так же и управленческие);
- черты личности (личностные качества) [3].
Известный ученый в области психологии управления Р. Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой - менеджерскими характеристиками.
Рассмотрим подробно каждую из перечисленных характеристик.
Первая биологическая характеристика включает:
- возраст;
- пол;
- социальный статус;
- образование [23].
С возрастом связывают немало вопросов: например, какова нижняя и верхняя возрастная граница для руководителей, в каком возрасте следует оставить свое место и т. д. Есть немало аргументов говорящих о том, что возраст (а значит, и опыт) положительно влияет на эффективность управления.
Так средний возраст президентов крупных японских компаний 63,5 года, вице-президентов - 56 лет. Это довольно много, даже если учитывать высокую продолжительность жизни в этих странах. А в США, средний возраст президентов крупных компаний составляет около 59 лет. Однако, было бы ошибочно считать, что лишь зрелый возраст и опыт позволяют рассчитывать на высокий пост и управленческую продуктивность. Существует немало аргументов и в сторону молодости. А. Морита создал всемирно известную фирму «Сони корпорейшн» в возрасте 25 лет. А. Хаммер, глава «Оксидентал петролиум», первый миллион долларов заработал в 21 год, являясь студентом [19].
Соответственно, есть основания полагать, что возраст не влияет значительно на лидерство и эффективность руководства. Хорошим руководителем (как и плохим) можно стать в любом возрасте.
Хотя можно упомянуть об Р. Стогдилле, он провел специальное исследование о влиянии возраста на эффективность управления. Обобщив огромный фактический и статистический материал (одна библиография в его книге «Руководство по лидерству» содержит более 3.500 названий), он сделал вывод, что возраст все же оказывает некоторое влияние на эффективность управления. Само понятие «возраст» истолковывается двояко. Существует возраст биологический и социально-психологический (зрелость, активность человека). Когда говорят о возрасте руководителя и о его влиянии на его работу, имеют в виду его возраст социальный. Социально зрелым человек бывает и в молодости это зависит от человека. «Если бы молодость знала, если бы старость могла!» - опровергнуть этот трюизм, соединить знания и умения можно только одним способом - постоянной, неутомимой работой над собой, самосовершенствованием [11].