Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 622
Скачиваний: 8
В группе менеджеров отделов выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности:
Более половины менеджеров в группе обладают высоким уровнем развития в общения. Преобладающий процент менеджеров группы отличаются сообразительностью и логическим мышлением во взаимодействии. Необходимо отметить, что в группе выявлена треть менеджеров с максимально высоким уровнем выраженности фактора В, что означает, что именно они в общении используют логическое мышление, сообразительность, внимательность к собеседнику.
Менеджерам характерен высокий уровень эмоциональной устойчивости. Они эмоционально устойчивы, зрелы и спокойны. Менеджеры высоким уровнем жизнерадостности, веселости. Среди менеджеров выявлено преобладание фактора, и средний уровень развития КСК по фактору К. Это означает, что менеджеры реалистичны и рациональны. Менеджеры достаточно независимы и ориентированы на себя. По фактору Н менеджеры склонны контролировать себя, умеют подчиняться правилам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о деятельности менеджера сегодня центральный в теории и практике психологии управления. Как руководитель грамотно и четко понимает особенности своей деятельности, зависит успех его организации или подразделения. В современных условиях для эффективного руководства всей структуры организации нужен специалист высокого профессионализма, который легко берет на себя ответственность, играет роль наставника для сотрудников, вдохновляет их, ведет за собой, помогает в сложных ситуациях, не вызывая страха или слепого подчинения, насмешек и неуважения со стороны подчиненных.
К современному руководству предъявляются высокие требования. Человек не рождается с набором всех качеств, они становятся сочетанием полученных от природы особенностей и условий социализации и окружающей среды. Формированию важных качеств могут поспособствовать особые формы обучения. Необходимо постоянно «строить», создавать свою личность.
Деятельность руководителя – это связь со всеми аспектами работы организации, она проходит сквозь коллектив, объединяет воедино, создает системный характер труда. Психологическая специфичность управленческой деятельности в том, что это индивидуальная и совместная деятельность.
Научные представления сегодня, базирующиеся на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в социально-психологический портрет руководителя включают: биографические характеристики, способности и личностные черты.
Характерологическими чертами личности руководителя, являются общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, самоконтроль, развитые волевые качества, чувство долга, самосознание, понимание своих достоинств и недостатков. Для руководителя, существует оптимум в развитии его способностей и интеллекта.
Мы проведем исследование стиля руководства и оценки развития коммуникативных и социальных компетенций по методикам. В результате анализа методики «Определение стиля руководства трудовым коллективом» выявлено, что стиль руководства в отделе маркетинга – коллегиальный 3-3-7. Руководитель разделяет полномочия и ответственность между сотрудниками. Обговариваются с подчиненными значимые производственные вопросы, на базе обсуждений принимаются решения. Всячески стимулируется инициатива сотрудников.
В группе менеджеров отделов выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности:
Более половины менеджеров компания «NIKA PHARM» обладают высоким уровнем развития в общения. Преобладающий процент менеджеров отличаются сообразительностью и логическим мышлением во взаимодействии. Необходимо отметить, что в группе выявлена треть менеджеров с максимально высоким уровнем выраженности фактора В, что означает, что именно они в общении используют логическое мышление, сообразительность, внимательность к собеседнику.
Менеджерам характерен высокий уровень эмоциональной устойчивости. Они эмоционально устойчивы, зрелы и спокойны. Менеджеры высоким уровнем жизнерадостности, веселости. Среди менеджеров выявлено преобладание фактора, и средний уровень развития КСК по фактору К. Это означает, что менеджеры реалистичны и рациональны. Менеджеры компания «NIKA PHARM» достаточно независимы и ориентированы на себя. По фактору Н менеджеры склонны контролировать себя, умеют подчиняться правилам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Агапов B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. - М.:МОСУ, 2000.
- Аксененко. Ю.Н., Каспорян. В.Н., Самыгин. СИ., Суханов.И.О. Социология и психология управления. Ростов на Дону, 2001.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - СПб.: Нева, 2008.
- Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. - М., 1995.
- Битянова М. Р. Социальная психология – М., 2010.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наука думка, 2009.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. – М., 2009.
- Вендров Е. Е. Психологические проблемы управления. - М.: экономика, 2009.
- Гвишиани Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 2000.
- Генов Ф. Психология управления. М., 2002.
- Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб.: Питер, 2008.
- Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 2010.
- Ежева Н.Н. Рабочая книга практического психолога - М.: Издательство: Феникс, 2007.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - СП.: Изд. СПГУ, 2005.
- Жариков Е.С. Психология управления. М.: МЦФЭР, 2002.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности Организационная психология.- М.: Флинта: МПСИ, 2010.
- Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами.- М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2012.
- Карпов А. В. Психология менеджмента. М., 2004.
- Мельникова Н. А. Социальная психология – М., 2008.
- Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М. 2007.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2003.
- Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. - М.: Академический проект. Трикста, 2006.
- Сущенко С. А. Социальная психология – Ростов – на - Дону, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)
Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике - по 5 вариантов ее проявления.
Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.
Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте
варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.
Опросник
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими
обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4.Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом
5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6.Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у подчиненных недовольство.
9.Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается tc ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
Обработка и интерпретация результатов
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства {Д - директивный, К - коллегиальный, П - попустительский в соответствии с данной таблицей. Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква - стиль руководства.
Вариант |
а |
б |
в |
г |
д |
1. |
Д-3 |
П-2 |
К-З |
П-З |
К-2 |
2. |
Д-3 |
К-2 |
П-1 |
К-З |
П-З |
3. |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1; П-2 |
К-2 |
4. |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5. |
К-3 |
Д-2 |
П-2 |
П-2; К-1 |
К-2 |
6. |
П-3 |
Д-3 |
К-З |
Д-3 |
Д-2 |
7. |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1; К-1 |
К-1 |
8. |
К-3 |
П-3 |
Д-2 |
П-2 |
Д-З |
9. |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2; П-2 |
П-2 |
10. |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2; К-2 |
К-1;К-2 |
11. |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1;П-2 |
Д-2; П-1 |
12. |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-З |
13. |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1; П-2 |
14. |
П-З |
Д-З |
К-З |
Д-2 |
К-З |
15. |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2; П-2 |
16. |
К-2 |
Д-1; П-1 |
Д-1; П-2 |
П-З |
- |
17. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-3 |
18. |
Д-З |
К-З |
П-2; К-1 |
П-2; Д-1 |
П-1 |
19. |
Д-З |
П-2 |
К-З |
П-З |
П-З |
20. |
Д-1 |
K-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21. |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22. |
К-2 |
Д-1; К-2 |
Д-2; К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23. |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-3 |
24. |
Д-З |
К-З |
Д-2 |
П-З |
К-2 |
25. |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26. |
К-2 |
К-З |
П-З |
Д-З |
К-З |
27. |
П-1 |
К-2 |
Д1 |
К-2 |
Д-3 |
Д=К=П |