Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В группе менеджеров отделов выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности:

Более половины менеджеров в группе обладают высоким уровнем развития в общения. Преобладающий процент менеджеров группы отличаются сообразительностью и логическим мышлением во взаимодействии. Необходимо отметить, что в группе выявлена треть менеджеров с максимально высоким уровнем выраженности фактора В, что означает, что именно они в общении используют логическое мышление, сообразительность, внимательность к собеседнику.

Менеджерам характерен высокий уровень эмоциональной устойчивости. Они эмоционально устойчивы, зрелы и спокойны. Менеджеры высоким уровнем жизнерадостности, веселости. Среди менеджеров выявлено преобладание фактора, и средний уровень развития КСК по фактору К. Это означает, что менеджеры реалистичны и рациональны. Менеджеры достаточно независимы и ориентированы на себя. По фактору Н менеджеры склонны контролировать себя, умеют подчиняться правилам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о деятельности менеджера сегодня центральный в теории и практике психологии управления. Как руководитель грамотно и четко понимает особенности своей деятельности, зависит успех его организации или подразделения. В современных условиях для эффективного руководства всей структуры организации нужен специалист высокого профессионализма, который легко берет на себя ответственность, играет роль наставника для сотрудников, вдохновляет их, ведет за собой, помогает в сложных ситуациях, не вызывая страха или слепого подчинения, насмешек и неуважения со стороны подчиненных.

К современному руководству предъявляются высокие требования. Человек не рождается с набором всех качеств, они становятся сочетанием полученных от природы особенностей и условий социализации и окружающей среды. Формированию важных качеств могут поспособствовать особые формы обучения. Необходимо постоянно «строить», создавать свою личность.

Деятельность руководителя – это связь со всеми аспектами работы организации, она проходит сквозь коллектив, объединяет воедино, создает системный характер труда. Психологическая специфичность управленческой деятельности в том, что это индивидуальная и совместная деятельность.

Научные представления сегодня, базирующиеся на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в социально-психологический портрет руководителя включают: биографические характеристики, способности и личностные черты.


Характерологическими чертами личности руководителя, являются общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, самоконтроль, развитые волевые качества, чувство долга, самосознание, понимание своих достоинств и недостатков. Для руководителя, существует оптимум в развитии его способностей и интеллекта.

Мы проведем исследование стиля руководства и оценки развития коммуникативных и социальных компетенций по методикам. В результате анализа методики «Определение стиля руководства трудовым коллективом» выявлено, что стиль руководства в отделе маркетинга – коллегиальный 3-3-7. Руководитель разделяет полномочия и ответственность между сотрудниками. Обговариваются с подчиненными значимые производственные вопросы, на базе обсуждений принимаются решения. Всячески стимулируется инициатива сотрудников.

В группе менеджеров отделов выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности:

Более половины менеджеров компания «NIKA PHARM» обладают высоким уровнем развития в общения. Преобладающий процент менеджеров отличаются сообразительностью и логическим мышлением во взаимодействии. Необходимо отметить, что в группе выявлена треть менеджеров с максимально высоким уровнем выраженности фактора В, что означает, что именно они в общении используют логическое мышление, сообразительность, внимательность к собеседнику.

Менеджерам характерен высокий уровень эмоциональной устойчивости. Они эмоционально устойчивы, зрелы и спокойны. Менеджеры высоким уровнем жизнерадостности, веселости. Среди менеджеров выявлено преобладание фактора, и средний уровень развития КСК по фактору К. Это означает, что менеджеры реалистичны и рациональны. Менеджеры компания «NIKA PHARM» достаточно независимы и ориентированы на себя. По фактору Н менеджеры склонны контролировать себя, умеют подчиняться правилам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапов B.C. Я-концепция как интегративная основа личности и деятельности руководителя. - М.:МОСУ, 2000.
  2. Аксененко. Ю.Н., Каспорян. В.Н., Самыгин. СИ., Суханов.И.О. Социология и психология управления. Ростов на Дону, 2001.
  3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - СПб.: Нева, 2008.
  4. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. - М., 1995.
  5. Битянова М. Р. Социальная психология – М., 2010.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наука думка, 2009.
  7. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. – М., 2009.
  8. Вендров Е. Е. Психологические проблемы управления. - М.: экономика, 2009.
  9. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М.: Наука, 2000.
  10. Генов Ф. Психология управления. М., 2002.
  11. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб.: Питер, 2008.
  12. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 2010.
  13. Ежева Н.Н. Рабочая книга практического психолога - М.: Издательство: Феникс, 2007.
  14. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - СП.: Изд. СПГУ, 2005.
  15. Жариков Е.С. Психология управления. М.: МЦФЭР, 2002.
  16. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности Организационная психология.- М.: Флинта: МПСИ, 2010.
  17. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами.- М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2012.
  18. Карпов А. В. Психология менеджмента. М., 2004.
  19. Мельникова Н. А. Социальная психология – М., 2008.
  20. Методы практической социальной психологии: диагностика, консультирование, тренинг. / под ред. Ю.М. Жукова. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
  21. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М. 2007.
  22. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2003.
  23. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. - М.: Академический проект. Трикста, 2006.
  24. Сущенко С. А. Социальная психология – Ростов – на - Дону, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика стилей руководства (А. Л. Журавлев)

Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике - по 5 вариантов ее проявления.

Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте

варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.

Опросник

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;

б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими

обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4.Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом

5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:


а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6.Контроль деятельности подчиненных:

а) контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д) его приказы вызывают у подчиненных недовольство.

9.Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается tc ней;

б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;

в) можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;

д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.


Обработка и интерпретация результатов

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства {Д - директивный, К - коллегиальный, П - попустительский в соответствии с данной таблицей. Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква - стиль руководства.

Вариант

а

б

в

г

д

1.

Д-3

П-2

К-З

П-З

К-2

2.

Д-3

К-2

П-1

К-З

П-З

3.

П-1

К-2

Д-2

К-1; П-2

К-2

4.

Д-1

К-2

П-2

П-1

К-2

5.

К-3

Д-2

П-2

П-2; К-1

К-2

6.

П-3

Д-3

К-З

Д-3

Д-2

7.

Д-1

К-1

П-2

П-1; К-1

К-1

8.

К-3

П-3

Д-2

П-2

Д-З

9.

К-2

П-2

Д-2

Д-2; П-2

П-2

10.

Д-2

К-2

П-1

Д-2; К-2

К-1;К-2

11.

П-2

К-2

Д-2

Д-1;П-2

Д-2; П-1

12.

К-1

Д-1

П-1

Д-2

Д-З

13.

Д-2

К-2

П-2

К-1

Д-1; П-2

14.

П-З

Д-З

К-З

Д-2

К-З

15.

К-2

Д-2

П-2

Д-2

Д-2; П-2

16.

К-2

Д-1; П-1

Д-1; П-2

П-З

-

17.

Д-2

П-2

К-2

Д-2

П-3

18.

Д-З

К-З

П-2; К-1

П-2; Д-1

П-1

19.

Д-З

П-2

К-З

П-З

П-З

20.

Д-1

K-1

П-1

К-2

Д-2

21.

К-2

Д-2

Д-2

П-2

Д-2

22.

К-2

Д-1; К-2

Д-2; К-1

К-2

Д-2

23.

Д-2

П-2

К-2

П-2

П-3

24.

Д-З

К-З

Д-2

П-З

К-2

25.

П-1

К-1

Д-2

К-2

П-2

26.

К-2

К-З

П-З

Д-З

К-З

27.

П-1

К-2

Д1

К-2

Д-3

Д=К=П