Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 615
Скачиваний: 8
- обеспечение выпуска безопасной, эффективной, качественной лекарственной продукции;
- обеспечение культуры производства, безопасных условий труда персонала и охраны окружающей среды;
- непрерывное повышение профессионального уровня сотрудников, воспитание чувства ответственности в области качества и безопасности продукции и охраны труда.
Для достижения поставленной цели и задач компания принимает на себя обязательства по организации финансово-хозяйственной деятельности по достижению объемов производства и продаж, по требованиям стандартов и осуществлению постоянного совершенствования интегрированной системы руководства.
Компания создает условия, включая методы мотивации и вовлечения в деятельность персонал. Непрерывно проводится повышение квалификации персонала через организацию внутреннего и внешнего обучения, аттестации и мотивации персонала за предложения по улучшению выполняемых работ.
Сотрудники привлекаются к активному участию в работах по соблюдению требований в области промышленной и экологической безопасности, охраны труда.
Из года в год ООО «Nika Pharm» расширяет свою продуктовую линейку, внедряет в производство новые препараты и осуществляет разработку новых лекарственных средств, что повышает конкурентоспособность предприятия на внешних рынках и увеличивает долю экспорта в общем объеме реализуемой продукции.
В настоящее время компания активно развивает международное сотрудничество. Лекарственные средства, производимые компанией, успешно экспортируются. В список партнеров компании, куда осуществляются поставки лекарственных средств, входят такие страны, как Россия, Киргизия и Афганистан.
В компании работает 650 человек из них административно управленческий персонал 90 человек, генеральный директор и 7 топ менеджеров, 15 менеджеров подразделений. Компания активно практикует систему, основной задачей которой является постоянное улучшение и совершенствование, начиная с производства и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового сотрудника. Также, исходя из данной системы в компании выстроена система -предложений, где любой сотрудник имеет право подать предложение по последовательному улучшению процесса на работе. После тщательного анализа руководство компании принимает решение о внедрении предложения, а сотрудник поощряется.
Самое важное, сотрудники осознают, что компания предоставляет возможность стать частью успеха и последовательно добиваться своих целей. К тому же с помощью работы над этими предложениями компания имеет возможность анализировать проблемы, устранять проблемы в скором порядке, а также выявлять наиболее талантливых и активных сотрудников.
Компания ценит сотрудников, и уделяем особое внимание поощрению за их успехи и достижения. Система стимулирования и поощрения сотрудников за отличное выполнение своих должностных обязанностей крайне важный пункт стратегии развития, как самого предприятия, так и личного роста сотрудников в профессиональном плане. От ее эффективности во многом зависит производительность труда и общее настроение в коллективе.
Компания успешно существует на фармацевтическом рынке уже более 10 лет и залогом такого успеха стала сплоченная команда, которая из-за всех сил старается достичь успеха, заведомо зная, что старания не останутся не замеченными руководством компании. В свою очередь руководство компании «Nika Pharm» не просто находится в ожидании прогресса со стороны коллектива, но и всячески мотивирует своих сотрудников.
2.2 Социально-психологические портрет руководителей отделов ООО «Nika Pharm»
Исследования многих исследователей в области управления показали, что характерологическими чертами личности менеджера, руководителя являются общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, уживчивость; эмоциональная стабильность; высокий самоконтроль развитые волевые качества, чувство долга; развитое самосознание осознание своих устремлений и действий, осознание своих достоинств и недостатков.
Для руководителя существует оптимум в развитии его способностей и интеллекта.
В нашей курсовой мы провели диагностику стиля руководства и коммуникативных склонностей. Рассмотрим выбранные методики подробнее.
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом разработана В. П. Захаровым на базе опросника А. Л. Журавлева [16]. Методика включает 27 групп утверждений, которые отражают аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников.
Методика направлена на оценку стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования дается в инструкции. Опросник содержит 16 групп утверждений, которые характеризуют деловые качества руководителя. Все группы состоят из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Нужно внимательно прочитать все утверждения и выбрать одно, которое в наибольшей степени характеризует руководителя.
Директивный компонент – Д. Ориентация на централизованное руководство, единоначалие в принятии решений, контроль над подчиненными. Интересы и желания работников не признаются. В общении с ними ясный язык, жесткий тон, прямота. Основа компонента соединение власти и ответственности в руках руководителя, что предоставляет ему преимущество в разработке целей и подборе средств достижения.
Попустительский компонент (пассивного невмешательства) - П. Характеризуется как слабое участие руководителя в управлении. Работники предоставлены себе, их деятельность не контролируется. Все проблемы решаются самим коллективом, и его мнение закон, ему подчиняются сотрудники группы, и руководитель. Взаимоотношения с подчиненными строится на конфиденциальной основе, на них воздействуют уговорами и налаживанием контактов. Снисходительность, нет требовательности и дисциплины, контроля, склонность перекладывать ответственность.
Коллегиальный компонент – К. Стремление руководителя к решениям, разделение полномочий и ответственности между менеджером и сотрудниками. Обговариваются с подчиненными значимые производственные вопросы, на базе обсуждений принимаются решения. Всячески стимулируется инициатива сотрудников. Общение с сотрудниками проходит доброжелательно. В коллективе создается благоприятный климат. Высокий уровень децентрализации полномочий, интенсивное участие работников в принятии и реализации решений.
Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) [18].
Методика предназначена для получения представления о личности, составления прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, для удобства отсчета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение личностных факторов у лиц с образованием. Методика предусматривает оценку уровня коммуникативной и социальной компетентности по 7 шкалам.
70 % своего времени руководители тратят на общение. Соответственно, успех компании в значительной степени зависит от умения руководителя общаться с людьми внутри организации и вне её. Слово - один из наиважнейших инструментов воздействия на сотрудников в процессе управления.
Речь руководителя может вызвать как радость, удовлетворение, гордость, так и негативные эмоции (страх, недовольство), и как результат меняется и настроение, и климат в коллективе, и работоспособность персонала, что сказывается на эффективности коллектива.
Значение общения велико для руководителя, будь то инструкция для подчиненных, публичное выступление на совещании, постановка целей и задач, дружеская беседа, анализ ошибок, деловые переговоры и многое другое. Будучи назначенным на должность менеджера, молодой руководитель должен владеть знаниями по взаимодействию с людьми. Владение умениями и навыками общения с людьми неотъемлемая часть подготовки руководителей.
Фактор А
- Высокая оценка + А - открытый, легкий, общительный.
- Низкая оценка - А - необщительный, замкнутый.
Фактор В
- Высокая оценка + В - с развитым логическим мышлением, сообразительный.
- Низкая оценка – В - невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.
Фактор С
- Высокая оценка + С - эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.
- Низкая оценка - С - эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.
Фактор Д
- Высокая оценка + Д - жизнерадостный, беспечный, веселый.
- Низкая оценка – Д - трезвый, молчаливый, серьезный.
Фактор К
- Высокая оценка + К - чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.
- Низкая оценка – К - полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.
Фактор М
- Высокая оценка + М - предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.
- Низкая оценка - М - зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.
Фактор Н
- Высокая оценка +Н - контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.
- Низкая оценка –Н - импульсивный, неорганизованный.
Для определения стиля руководства мы протестировали 15 сотрудников отдела маркетинга. В данном отделе менеджер имеет стиль управления коллегиальный 3-3-7. Руководитель разделяет полномочия и ответственность между сотрудниками. Обговариваются с подчиненными значимые производственные вопросы, на базе обсуждений принимаются решения. Всячески стимулируется инициатива сотрудников.
Для диагностики коммуникативно социальной компетенции мы диагностировали 7 человек начальников отделов. Результаты диагностики представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1
Количественные и процентные показатели студентов с различным уровнем выраженности КСК в контрольной группе
факторы |
Уровень КСК |
||||
максимальный уровень |
Преобладающая выраженность фактора |
Средний уровень |
Низкий уровень |
||
А |
Чел. |
1 |
3 |
3 |
0 |
% |
14 |
43 |
43 |
0 |
|
В |
Чел. |
2 |
4 |
1 |
0 |
% |
29 |
57 |
14 |
0 |
|
С |
Чел. |
2 |
2 |
3 |
|
% |
29 |
28 |
43 |
0 |
|
Д |
Чел. |
2 |
3 |
2 |
0 |
% |
28 |
43 |
29 |
0 |
|
К |
Чел. |
0 |
2 |
5 |
0 |
% |
0 |
29 |
71 |
0 |
|
М |
Чел. |
0 |
1 |
3 |
3 |
% |
0 |
14 |
43 |
43 |
|
Н |
Чел. |
1 |
3 |
3 |
0 |
% |
14 |
43 |
43 |
0 |
В группе менеджеров отделов выявлены следующие показатели коммуникативно-социальной компетентности:
Более половины менеджеров в группе обладают высоким уровнем развития КСК по фактору А. Это означает, что менеджеры в целом обладают легкостью и открытостью в общении. Необходимо отметить, что среди менеджеров нет такие, которых можно назвать необщительными, замкнутыми.
Преобладающий процент менеджеров группы обладают высоким уровнем выраженности КСК по фактору В. Это означает, что менеджеры в целом внимательные в общении, они отличаются сообразительностью и логическим мышлением во взаимодействии. Необходимо отметить, что в группе выявлена треть менеджеров с максимально высоким уровнем выраженности фактора В, что означает, что именно они в общении используют логическое мышление, сообразительность, внимательность к собеседнику.
Менеджерам характерен высокий уровень эмоциональной устойчивости. Они эмоционально устойчивы, зрелы и спокойны.
По фактору Д в группе выявлен в основном высокий и средний уровень и преобладающая выраженность фактора Д. Менеджеры высоким уровнем жизнерадостности, веселости.
Среди менеджеров выявлено преобладание фактора, и средний уровень развития КСК по фактору К. Это означает, что менеджеры реалистичны и рациональны.
По фактору М в группе чуть больше испытуемых показали больший процент преобладающей выраженности фактора. Менеджеры достаточно независимы и ориентированы на себя.
По фактору Н в группе явное большинство оказалось с преобладающей выраженностью фактора. Менеджеры склонны контролировать себя, умеют подчиняться правилам.
Выводы по второй главе.
Характерологическими чертами личности руководителя, являются общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность, самоконтроль, развитые волевые качества, чувство долга, самосознание, понимание своих достоинств и недостатков. Для руководителя, существует оптимум в развитии его способностей и интеллекта.
Мы проведем исследование стиля руководства и оценки развития коммуникативных и социальных компетенций по методикам. В результате анализа методики «Определение стиля руководства трудовым коллективом» выявлено, что стиль руководства в отделе маркетинга – коллегиальный 3-3-7. Руководитель разделяет полномочия и ответственность между сотрудниками. Обговариваются с подчиненными значимые производственные вопросы, на базе обсуждений принимаются решения. Всячески стимулируется инициатива сотрудников.