Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Элементарная рефлексия – способность рассматривать и анализировать знания и поступки, размышлять об их границах и значении.
  • Научная рефлексия предполагает критику и анализ теоретического знания, проводимого на основе, методов и приёмов, соответствующих определённой области научного исследования.
  • Философская рефлексия, то есть осознание и осмысление бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

Нет окончательно заданных путей, которые ведут к формированию критического мышления. Однако, существует определённый набор условий, который способствует становлению критических мыслителей.

Необходимы следующие условия:

  1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
  2. Добавить учащимся возможность размышлять;
  3. Принимать различные идеи и мнения;
  4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе;
  5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными;
  6. Выражать веру в то, что каждый способен на критическое суждение;
  7. Цените проявления критического мышления.

При этом учащиеся должны:

- развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;

- активно участвовать в учебном процессе;

- с уважением выслушивать различные мнения;

- быть готовым как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

Проблема взаимодействия в педагогике всегда была и остаётся актуальной. Она будет существовать до тех пор, пока взрослые не найдут конструктивный подход в отношении к подростку. Основу подхода может составить адекватно выбранный педагогом стиль взаимодействия и основанный на знании возрастной и индивидуальной психологии субъекта обучения. Для того, чтобы эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс от педагога требуется не только понимание происходящего, чуткость и забота по отношению к подростку, но и умение выбрать конструктивный стиль взаимодействия с ним. Стиль общения не только влияет, но и определяет характер отношений. В психологии различают следующие стили общения авторитарно-диктаторский, презрительно-унижающий, дистантно-отстраненный, непоследовотельно - предвзятый, скандальный, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-заигрывание и общение устрашение. Остановимся на характеристики каждого из стилей общения и постараемся определить влияние их на изменение взаимоотношений в системе «Взрослый – Подросток».


  1. Авторитарно – диктаторский, выражается в стремление подавить инициативу и самостоятельность субъекта.
  2. Презительно – унижающий, выражается в проявление недоверия, неуважения.
  3. Дистантно – отстранённый, выражается в формальном донесение информации, неумение устанавливать тёплые эмоциональные отношения.
  4. Непоследовательно – предвзятый, выражается в избирательности отношения, несправедливости в оценке действий, противопоставление другим, высмеивание неудач.
  5. Скандальный – несдерженность, крик без повода.

Все эти стили непосредственно влияют на изменение характера взаимоотношений, что оказывает негативное влияние на формирование личности. Непонимание внутреннего мира их ложные, а порой примитивные представления о переживаниях, мотивах его тех или иных поступков, стремлений, ценностей, игнорирование индивидуальной и возрастной специфики развития становится причиной деструктивных нарушений во взаимоотношениях. Впоследствии конфликтов подчиненный становиться неуправляемым, а порой непрофессиональным. По мнению психологов (А.А.Бодалев, Л.И.Криволап) любое неблагоприятное изменение в поведение возникает не вдруг, а в связи с отсутствием гибкости менеджера в процессе общения. Было установлено, что существует довольно устойчивая зависимость между манерой поведения, которую позволяет менеджер в общении с подчиненными, и характером переживаний, которые возникают при этом у них. Следовательно, одной из причин «неэффективного» поведения подчиненного в некоторых случаях является нежелание менеджера видеть личность подчиненного и его неумение выбрать конструктивный стиль общения с ним. Известно, что у менеджеров нечутких по отношению к подчиненным, не уважающих его достоинство, не умеющих слушать, делающих замечания в присутствии коллег. Обвиняющая позиция преподавателя в определённый период может привести к внешнему «психологическому смирению» подчиненного и вынужденному принятию им навязываемых отношений послушания. Но подчиненные не могут долго занимать такую позицию в силу ряда особенностей, которые заключаются в том, что период его взросления сопровождается развитием естественной потребности в самоутверждении и активном формировании профессионального образа «Я». Конфликт между внутренними потребностями и невозможностью их удовлетворения приводит к торможению личностного развития, которое выражается в снижение самооценки, возникновении деструктивных переживаний агрессии, обиды. Это негативно отражается на процессе профессиональной социализации, что нередко становится причиной его «психологического бунтарства» (немотивированность поступков, демонстративная грубость, постоянные конфликты, агрессивность, трудности в общении). Все это свидетельствует о наличии дезадаптации подчиненного, которая выражается в снижении качества работы, замыкание в себе, невозможности удовлетворения ведущих возрастных потребностей, неприятие себя и других. Это проявляется в том, что менеджер должен научиться устанавливать отношения не с одним, а со многими людьми, учитывать особенности их личности и их требования по отношению к себе. Иначе говоря, менеджер учится быть социально активным. Для этого можно порекомендовать менеджеру освоение так называемого «стиля общения на основе дружеского расположения», выражающейся в стремлении менеджера к сотрудничеству. Основой данного стиля является личностно-ориентированный подход (К.Роджерс, А.Белкин), который способствует созданию условий, для развития личности, через освоение способов познания своего поведения, осознания сложностей общения, осознания себя, познания своего внутреннего мира, а так же налаживания взаимоотношений с окружающими его людей. Личностно-ориентированный подход (А.Белкин, 1990) подразумевает наличие двухстороннего эмоционально-положительного контакта. Основой этих отношений является принятие, доверие и уважение. Освоение этого подхода задача нелегкая, но весьма полезная и интересная. Используя этот подход на практики, преподаватель может развить в себе такие стили общения, как общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения.


Менеджерам вступающим во взаимоотношения с подчиненными, для освоения личностно-центрированного подхода, понадобиться развить в себе способности определяющие эффективность общения, такие как способность понимать и прогнозировать поведение подростка в различных ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния по невербальной и вербальной экспрессии. Это ещё раз свидетельствует о необходимости постоянной работы педагога, над своим профессиональным и личностным ростом. Эффективное общение, способствуют адекватности выбора стиля взаимодействия, что позволит менеджеру создать оптимальные условия для личностного роста подчиненного и тем самым способствовать успешности профилактики и преодолению проблем кадровой политики организации.

Выводы по главе 1

  1. Подготовка менеджеров среднего звена процесс сложный. Выбрать специалиста по личностным качествам, обучить его, и развить в нем необходимые в работе профессиональные качества, можно применив интерактивный метод развития критиечкого мышления.
  2. Развитие критического мышления возможно в определенным образом созданной среде.
  3. Первостепенным фактором является освоение так называемого личностно-центрированного подхода, а так же тактики общения сотрудничества. Освоение проходит в три стадии: вызова (актуализация знаний о проблеме), осмысление, рефлексия.
  4. Следовательно, основными профессиональными качествами менеджера среднего звена являются: развитое критическое мышление (видение проблемы и вариантов его решения, принятие оптимально верного из них), лидерские качества, чувство ответственности, навыки общения.

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение, возможностей применения методики развития критического мышления при подготовке менеджеров среднего звена.

2.1 Описание методики исследования.


Методика формирования критического мышления рассчитана на работу в учебной среде с группой испытуемых не более 10-12 человек. Работа организуется в малой группе на начальном этапе отбора на вакантную должность менеджера. Участникам эксперимента разъясняется цель работы. Повышение по должности важный этап в жизни человека, однако любая новая должность требует новых качеств. Эти качества формируются в процессе работы и получения опыта, однако фундамент нужно заложить сейчас, чтобы опыт был положительным как для самого человека, так и для организации. В связи с этим участникам эксперимента предлагается пройти тестирование до тренинга и после. Тренинг – 6 академических часов. Работа начинается с тестирования: навыков общения, личностных качеств (лидерство, организаторские способности) и особенностей мышления.

Описание особенности проведения тренинга:

Тренинг проводился в рамках занятия, каждое 1.30. Тренинг организуется в форме продвинутой лекции.

Методические рекомендации по подготовке и проведению продвинутой лекции.

Продвинутая лекция – углубленный, модифицированный вариант традиционной лекции. В данном подходе используются различные формы и виды деятельности. Продвинутая лекция развивает:

  • Аналитические способности
  • Коммуникативные навыки

Как это делать?

Шаг 1. заранее разбейте лекционный материал на логически законченные части.

Шаг 2. в каждой части выделите фазы Вызова, Осмысления и Размышления.

Шаг 3. Вызов. Подготовительная деятельность. Дайте задание, которое фокусирует внимание учащихся на первой части материала.

Виды заданий, например:

  1. Мозговой штурм (в парах, в группах), чтобы подытожить всё известное;
  2. поставить вопрос для обсуждения в парах;
  3. показать список терминов из предстоящей лекции и попросить через 3-4 минуты дать предположительную трактовку этих терминов и д.р.

Шаг 4. осмысление содержания. Изложение лекционного материала в течении 15-20 минут. Учащиеся сравнивают собственные идеи с теми, которые только что были услышаны в лекции.

Шаг 5. размышление (рефлексия). Подведение предварительных итогов и перестройка ранее сложившихся мыслительных структур с включением новой информации.

Шаги 3-5 представляют собой первый цикл Вызов-Осмысление-Размышление. Продолжение продвинутой лекции могут быть ещё один или несколько циклов, которые строятся по такому же принципу. Важно при этом, чтобы циклы были связаны между собой и в начале последующего цикла у учащихся были сформированы цели для дальнейшего прослушивания.


Шаг последний. Подведение итогов. Учащиеся сравнивают свои идеи с идеями, представленными в лекции, и выполняют итоговое задание, например:

- учащиеся разбиваются на пары и отвечают на открытые вопросы, затрагивающий ключевые моменты;

- учащиеся пишут «десятиминутное эссе»;

- учащийся в течении пяти минут пишет ответы на контрольные вопросы

( заполняет выходную карту, анкету, тест и др.).

Советы преподавателю:

Основательно подготовьтесь, имейте в арсенале различные варианты проведения продвинутой лекции, импровизация строится на подготовке.

План занятия по методике формирования критического мышления.

До основной части занятия.

Мотивация: В чём смысл занятия?

Как оно связано с предыдущим опытом?

Как это занятие способствует развитию критического мышления?

Задачи:

Какие знания и навыки будут приобретены?

Как можно воспользоваться этими знаниями?

Оценка: Как будет оцениваться результат деятельности?

Распределение времени:

Как будет распределяться время между различными видами работы?

Группирование:

Каким образом учащиеся будут распределены по группам?

Собственно основная часть занятия.

Стадия вызова:

Как научить обучающихся определять своё отношение к целям занятия, пользоваться знаниями полученными ранее?

Стадия осмысления:

Каким образом обучающиеся будут постигать содержание материала? Как будут контролировать понимание материала?

Стадия размышления:

Как обучающие используют знания?

Как воспримут новые знания?

Как научиться искать ответы на вопросы, которые пока остались без ответа, решать проблемы?

Заключение: К каким выводам следует придти в конце урока?

Должна ли проблема получить полное, всестороннее решение?

Заключительная часть занятия.

Каковы перспективы занятия?

Что должны делать учащиеся в дальнейшем, освоив это знание?

Возможности преподавателя использующего основы ВОР

Преподаватель может:

  • Активизировать мышление учащихся;
  • Способствовать активной дискуссии;
  • Повышать мотивацию учения;
  • Обеспечить активную учебную деятельность;
  • Стимулировать перемены;
  • Стимулировать рефлексию;
  • Давать учащимся возможность услышать разные мнения;
  • Помогать учащимся задавать свои вопросы;
  • Способствовать самовыражению;
  • Обеспечивать обработку информации учащимися;
  • Способствовать критическому мышлению.