Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
2.2 Описание результатов эксперимента.
В эксперименте участвовало 12 специалистов, на вакантное место менеджеров среднего звена (сетевой маркетинг). Средний возраст 26 лет. Женщины.
Работа начинается с тестирования: навыков общения, личностных качеств (лидерство, организаторские способности) и особенностей мышления. Результаты первичной диагностики представлены в сводной таблице №1.Таблица №1 «Показатели выраженности профессионально и личностно значимых качеств менеджера среднего звена».
Таблица №1.
№ |
испытуемые |
коммуникативные |
организаторские |
Тактика общения |
лидерство |
мышление |
1 |
О.М. |
высок |
средние |
Авторитарное |
высоко |
Высокий показатель Равенна, наглядно действенной |
2 |
А.Ш. |
средние |
средние |
отстранённый |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
3 |
Ю.Б. |
средние |
средние |
Авторитарно |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
4 |
Б.А. |
высокие |
высокий |
общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
5 |
Л.И. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
6 |
К.Р. |
средние |
средние |
общение устрашение |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
7 |
Ш.Н. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
8 |
П.Р. |
средние |
средние |
общение-заигрывание |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
9 |
Р.Р. |
средние |
средние |
общение устрашение |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
10 |
Р.И. |
средние |
средние |
общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
11 |
Л.В. |
низкие |
средние |
общение-заигрывание |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
12 |
З.Ю. |
высоко |
высоко |
общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Высокий показатель Равена |
Участники занятия собрались во время, проявили интерес и активно работали во время занятия. До занятия были обозначены правила: уважительное отношение к личности, активное участие и выражение своего мнения здесь и сейчас, запрет на обсуждение личности, оценка ответов, а не личности, права «вета» на ответ, избегать суждений и ответов задевающих половую, гендерную, расовую или религиозную принадлежность участников тренинга, толерантность к мнению участников. Ознакомившись с правилами и приняв их приступили к работе.
План занятия по методике формирования критического мышления.
Мотивация:
- В чём смысл занятия? Сообщение целей. Каждый из участников пишет свои цели пребывания на занятии 3 мин. Затем по кругу зачитывают и обсуждают их. Цель: развить профессионально значимые навыки: навык общения, организовывать, и решать профессиональные проблемы.
- Как связано с предыдущим опытом? Опыт работы лидером в коллективе. Показатели эффективности, продвижение по службе. Каждый рассказывает о себе и своих достижениях и перспективах. Работа в парах. Знакомятся рассказывают, а затем пересказывают услышанное от имени своего собеседника. Обсуждение. Рефлексия.
- Как это занятие способствует развитию критического мышления? Критическое мышление это мышление, направленное на постановку проблемы и поиску путей его решения. На занятии выполняя работу мы научимся этому. Пока проблемные ситуации будут придуманные. От вас требуется активное участие и выполнение заданий.
Итог: Мы все лидеры, мы должны научиться видеть проблему, видеть варианты решения и принимать ответственность за выбранное решение. Мы можем это при развитии так называемого критического мышления.
Оценка: Как будет оцениваться результат деятельности? Каждый этап будет оценен участником по мере достижения.
Распределение времени:
Как будет распределяться время между различными видами работы? Работаем в течении 6 часов без перерыва.
Группирование:
Каким образом учащиеся будут распределены по группам? Работа в малых группах по 6 человек.
Собственно основная часть занятия.
ШАГ 1. Цель актуализация опорных знаний, активизация обучаемого, мотивация к изучению. Через эту первичную деятельность обучаемые определяют уровень собственных знаний. Разделение на подгруппы происходит в произвольном порядке. Испытуемые делятся на две группы. Каждой группе предлагается проблемная ситуация из теста Розенцвейга для взрослых. 5 минут на обсуждение в группе по вопросам. «Какие события, предшествующие данной проблеме? », «Сталкивались ли вы на практике с таким случаем?», «Что вы не выяснили, но хотели бы узнать?», «Почему это важно?».
ШАГ 2. Участникам предлагается проиграть эту ситуацию и ещё раз ответить на поставленные вопросы.
ШАГ 3. Осмысление. Цель поддержка динамики процесса. Усвоение нового опыта. Обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Оценка ситуации глазами участников других групп. Обмен опыта. Активизация вопросов:
«Что нового вы услышали в этом материале?», «Что вы думаете по этому поводу?», «В чём значимость этого?», «Что произвело на вас наибольшее впечатление?», «Как это соотносится с вашим опытом?», «Хорошо это было или плохо?», «Какой вы видите проблему в целом?», «Каков ваш прогноз развития событий?». Участники активно обмениваются своим опытом и предлагают варианты решения проблемы. На доске записываются варианты и проигрываются каждый раз по- новому. Фиксируют эффективность разрешения ситуации.
ШАГ 4.Фаза размышления. Рефлексия (метапознание): Цель этого этапа: закрепление знаний, интеграция понятий, формирование оценочных суждений,
Каждый из предложенных вариантов приводил группы к конфликтному разрешению, что не возможно в деятельности администратора ресторанного бизнеса. Поиск решения с помощью активизации вопросов и анализа ошибок.
«Что я об этом думаю?»,
«Как эта информация увязывается с тем, что я уже знаю?»,
« Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?».
Ошибки.
- Отсутствие понимания клиента. Неправильная тактика общения. Реакция на проблему, а не на личность. Освоение техники активное слушание и я-высказывания.
- Отсутствие ограничений. Отсутсвие четкости в постановке ограничений.
- Отсутствие альтернатив решения проблемы.
Тренер проанализировав ответы, выписывает наиболее эффективные из них и компанует наиболее эффективные варианты возможных ответов на ситуацию, дает алгоритм: «Я понимаю (уважаю)…., но……, поэтому…..».
Каждый участник пробует освоить новый стиль общения и новый вариант решения проблемной ситуации.
Интеграция понятий
«Что я могу делать иначе после того, как получил эту новую информацию?», «Что мы можем извлечь из этого?»,
«Где мы можем применить эти знания?»,
« Что бы вы могли изменить, что бы это работало на вас?»,
«Что можно было бы добавить, исключить?».
В конце занятия по кругу каждый из участников дает свое мнение относительно услышанного, проделанной работы. В целом оценка позитивная. Но участники отметили, что необходимо еще несколько занятий для закрепления полученных знаний. Было принято решение продолжить занятия. В целом в группе было проведено 3 занятия по 6 часов. 18 часовой тренинг.
После заключительного тренинга было проведено тестирование. Данные занесены в таблицу №2. Таблица №1 «Показатели выраженности профессионально и личностно значимых качеств менеджера среднего звена после тренинга».
Таблица №2.
№ |
испытуемые |
коммуникативные |
организаторские |
Тактика общения |
лидерство |
мышление |
1 |
О.М. |
высок |
высокие |
Я сообщения и введение ограничений |
средне |
Высокий показатель Равенна, |
2 |
А.Ш. |
высокие |
средние |
Активное слушание |
среднее |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
3 |
Ю.Б. |
высокие |
средние |
Я сообщения и активное слушание |
среднее |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
4 |
Б.А. |
высокие |
высокий |
Я сообщения и введение ограничений общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью |
высоко |
Высокий показатель Равенна, наглядно действенной |
5 |
Л.И. |
высокий |
высокий |
Я сообщения и введение ограничений общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
6 |
К.Р. |
средние |
средние |
общение устрашение введение ограничений и альтернативы |
Высоко работа в группе |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
7 |
Ш.Н. |
средние |
средние |
Я сообщения и введение ограничений общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
8 |
П.Р. |
средние |
средние |
Я сообщения и введение ограничений общение отказ от заигрывание введение ограничений |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
9 |
Р.Р. |
средние |
средние |
Я сообщения и введение ограничений общение устрашение введение ограничений |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
10 |
Р.И. |
высоко |
средние |
Я сообщения и введение ограничений общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
11 |
Л.В. |
средние |
средние |
Общение заигрывание смена на выражение понимания позиции и введение альтернатив разрешения. |
высоко |
Средний показатель Равенна, наглядно действенной |
12 |
З.Ю. |
высоко |
высоко |
общение на основе дружеского расположения |
высоко |
Высокий показатель Равена |
Выводы:
- Эффективность методики развития критического мышления не вызывает сомнения. Так показатели развития коммуникативных способностей увеличились.
- Показатель организационных способностей выражен не ярко, однако имеет тенденцию.
- Лидерские качества некоторых испытуемых снизились за счет желания работы в команде 3 испытуемых из 12.
- У троих испытуемых из 12 ти выражены показатели по всем пунктам, что выражается в положительной динамики испытуемые №1,4,5.
- Расширение возможностей использования Я сообщения и активного слушания на фоне основных сформированных стратегий общения.
- Фоновые стратегии общения выражают предпочтения одной из составляющих методов эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов. Так склонные к устрашению и авторитарности, эффективно осваивают введение ограничений, склонные к заигрыванию дают хорошие варианты альтернативных решений.
- Хуже всего обучаются испытуемые, которые настроены на использование дружеского общения. Им сложно поменять тактику и давать альтернативу, вводить ограничения. Они выражают уважение тем самым рассчитывая на сознание своих бывших коллег и друзей. Однако такое отношение на деле может быть не эффективным. Испытуемая № 12.
Выводы по главе 2
- Формирования критического мышления менеджеров среднего звена возможно при условии использования интерактивных технологий.
- Интерактивная методика позволяет развить умение работать в группе, освоить эффективные техники общения и технологии разрешения ситуаций.
- Для проведения тренинга необходимо от 18 до 36 часов.
- Расширение возможностей использования Я сообщения и активного слушания на фоне основных сформированных стратегий общения.
- Фоновые стратегии общения выражают предпочтения одной из составляющих методов эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов. Так склонные к устрашению и авторитарности, эффективно осваивают введение ограничений, склонные к заигрыванию дают хорошие варианты альтернативных решений.
- Хуже всего обучаются испытуемые, которые настроены на использование дружеского общения. Им сложно поменять тактику и давать альтернативу, вводить ограничения. Они выражают уважение тем самым рассчитывая на сознание своих бывших коллег и друзей. Однако такое отношение на деле может быть не эффективным.
- Необходимо дальнейшее исследование на репрезентативной выборке.