Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Описание результатов эксперимента.

В эксперименте участвовало 12 специалистов, на вакантное место менеджеров среднего звена (сетевой маркетинг). Средний возраст 26 лет. Женщины.

Работа начинается с тестирования: навыков общения, личностных качеств (лидерство, организаторские способности) и особенностей мышления. Результаты первичной диагностики представлены в сводной таблице №1.Таблица №1 «Показатели выраженности профессионально и личностно значимых качеств менеджера среднего звена».

Таблица №1.

испытуемые

коммуникативные

организаторские

Тактика общения

лидерство

мышление

1

О.М.

высок

средние

Авторитарное

высоко

Высокий показатель Равенна, наглядно действенной

2

А.Ш.

средние

средние

отстранённый

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

3

Ю.Б.

средние

средние

Авторитарно

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

4

Б.А.

высокие

высокий

общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

5

Л.И.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

6

К.Р.

средние

средние

общение устрашение

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

7

Ш.Н.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

8

П.Р.

средние

средние

общение-заигрывание

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

9

Р.Р.

средние

средние

общение устрашение

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

10

Р.И.

средние

средние

общение на основе дружеского расположения

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

11

Л.В.

низкие

средние

общение-заигрывание

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

12

З.Ю.

высоко

высоко

общение на основе дружеского расположения

высоко

Высокий показатель Равена


Участники занятия собрались во время, проявили интерес и активно работали во время занятия. До занятия были обозначены правила: уважительное отношение к личности, активное участие и выражение своего мнения здесь и сейчас, запрет на обсуждение личности, оценка ответов, а не личности, права «вета» на ответ, избегать суждений и ответов задевающих половую, гендерную, расовую или религиозную принадлежность участников тренинга, толерантность к мнению участников. Ознакомившись с правилами и приняв их приступили к работе.

План занятия по методике формирования критического мышления.

Мотивация:

  1. В чём смысл занятия? Сообщение целей. Каждый из участников пишет свои цели пребывания на занятии 3 мин. Затем по кругу зачитывают и обсуждают их. Цель: развить профессионально значимые навыки: навык общения, организовывать, и решать профессиональные проблемы.
  2. Как связано с предыдущим опытом? Опыт работы лидером в коллективе. Показатели эффективности, продвижение по службе. Каждый рассказывает о себе и своих достижениях и перспективах. Работа в парах. Знакомятся рассказывают, а затем пересказывают услышанное от имени своего собеседника. Обсуждение. Рефлексия.
  3. Как это занятие способствует развитию критического мышления? Критическое мышление это мышление, направленное на постановку проблемы и поиску путей его решения. На занятии выполняя работу мы научимся этому. Пока проблемные ситуации будут придуманные. От вас требуется активное участие и выполнение заданий.

Итог: Мы все лидеры, мы должны научиться видеть проблему, видеть варианты решения и принимать ответственность за выбранное решение. Мы можем это при развитии так называемого критического мышления.

Оценка: Как будет оцениваться результат деятельности? Каждый этап будет оценен участником по мере достижения.

Распределение времени:

Как будет распределяться время между различными видами работы? Работаем в течении 6 часов без перерыва.

Группирование:

Каким образом учащиеся будут распределены по группам? Работа в малых группах по 6 человек.

Собственно основная часть занятия.

ШАГ 1. Цель актуализация опорных знаний, активизация обучаемого, мотивация к изучению. Через эту первичную деятельность обучаемые определяют уровень собственных знаний. Разделение на подгруппы происходит в произвольном порядке. Испытуемые делятся на две группы. Каждой группе предлагается проблемная ситуация из теста Розенцвейга для взрослых. 5 минут на обсуждение в группе по вопросам. «Какие события, предшествующие данной проблеме? », «Сталкивались ли вы на практике с таким случаем?», «Что вы не выяснили, но хотели бы узнать?», «Почему это важно?».


ШАГ 2. Участникам предлагается проиграть эту ситуацию и ещё раз ответить на поставленные вопросы.

ШАГ 3. Осмысление. Цель поддержка динамики процесса. Усвоение нового опыта. Обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Оценка ситуации глазами участников других групп. Обмен опыта. Активизация вопросов:

«Что нового вы услышали в этом материале?», «Что вы думаете по этому поводу?», «В чём значимость этого?», «Что произвело на вас наибольшее впечатление?», «Как это соотносится с вашим опытом?», «Хорошо это было или плохо?», «Какой вы видите проблему в целом?», «Каков ваш прогноз развития событий?». Участники активно обмениваются своим опытом и предлагают варианты решения проблемы. На доске записываются варианты и проигрываются каждый раз по- новому. Фиксируют эффективность разрешения ситуации.

ШАГ 4.Фаза размышления. Рефлексия (метапознание): Цель этого этапа: закрепление знаний, интеграция понятий, формирование оценочных суждений,

Каждый из предложенных вариантов приводил группы к конфликтному разрешению, что не возможно в деятельности администратора ресторанного бизнеса. Поиск решения с помощью активизации вопросов и анализа ошибок.

«Что я об этом думаю?»,

«Как эта информация увязывается с тем, что я уже знаю?»,

« Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?».

Ошибки.

  1. Отсутствие понимания клиента. Неправильная тактика общения. Реакция на проблему, а не на личность. Освоение техники активное слушание и я-высказывания.
  2. Отсутствие ограничений. Отсутсвие четкости в постановке ограничений.
  3. Отсутствие альтернатив решения проблемы.

Тренер проанализировав ответы, выписывает наиболее эффективные из них и компанует наиболее эффективные варианты возможных ответов на ситуацию, дает алгоритм: «Я понимаю (уважаю)…., но……, поэтому…..».

Каждый участник пробует освоить новый стиль общения и новый вариант решения проблемной ситуации.

Интеграция понятий

«Что я могу делать иначе после того, как получил эту новую информацию?», «Что мы можем извлечь из этого?»,

«Где мы можем применить эти знания?»,

« Что бы вы могли изменить, что бы это работало на вас?»,

«Что можно было бы добавить, исключить?».

В конце занятия по кругу каждый из участников дает свое мнение относительно услышанного, проделанной работы. В целом оценка позитивная. Но участники отметили, что необходимо еще несколько занятий для закрепления полученных знаний. Было принято решение продолжить занятия. В целом в группе было проведено 3 занятия по 6 часов. 18 часовой тренинг.


После заключительного тренинга было проведено тестирование. Данные занесены в таблицу №2. Таблица №1 «Показатели выраженности профессионально и личностно значимых качеств менеджера среднего звена после тренинга».

Таблица №2.

испытуемые

коммуникативные

организаторские

Тактика общения

лидерство

мышление

1

О.М.

высок

высокие

Я сообщения и введение ограничений

средне

Высокий показатель Равенна,

2

А.Ш.

высокие

средние

Активное слушание

среднее

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

3

Ю.Б.

высокие

средние

Я сообщения и активное слушание

среднее

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

4

Б.А.

высокие

высокий

Я сообщения и введение ограничений общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

высоко

Высокий показатель Равенна, наглядно действенной

5

Л.И.

высокий

высокий

Я сообщения и введение ограничений общение на основе дружеского расположения

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

6

К.Р.

средние

средние

общение устрашение введение ограничений и альтернативы

Высоко работа в группе

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

7

Ш.Н.

средние

средние

Я сообщения и введение ограничений общение на основе дружеского расположения

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

8

П.Р.

средние

средние

Я сообщения и введение ограничений общение отказ от заигрывание введение ограничений

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

9

Р.Р.

средние

средние

Я сообщения и введение ограничений общение устрашение введение ограничений

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

10

Р.И.

высоко

средние

Я сообщения и введение ограничений общение на основе дружеского расположения

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

11

Л.В.

средние

средние

Общение заигрывание смена на выражение понимания позиции и введение альтернатив разрешения.

высоко

Средний показатель Равенна, наглядно действенной

12

З.Ю.

высоко

высоко

общение на основе дружеского расположения

высоко

Высокий показатель Равена


Выводы:

  1. Эффективность методики развития критического мышления не вызывает сомнения. Так показатели развития коммуникативных способностей увеличились.
  2. Показатель организационных способностей выражен не ярко, однако имеет тенденцию.
  3. Лидерские качества некоторых испытуемых снизились за счет желания работы в команде 3 испытуемых из 12.
  4. У троих испытуемых из 12 ти выражены показатели по всем пунктам, что выражается в положительной динамики испытуемые №1,4,5.
  5. Расширение возможностей использования Я сообщения и активного слушания на фоне основных сформированных стратегий общения.
  6. Фоновые стратегии общения выражают предпочтения одной из составляющих методов эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов. Так склонные к устрашению и авторитарности, эффективно осваивают введение ограничений, склонные к заигрыванию дают хорошие варианты альтернативных решений.
  7. Хуже всего обучаются испытуемые, которые настроены на использование дружеского общения. Им сложно поменять тактику и давать альтернативу, вводить ограничения. Они выражают уважение тем самым рассчитывая на сознание своих бывших коллег и друзей. Однако такое отношение на деле может быть не эффективным. Испытуемая № 12.

Выводы по главе 2

  1. Формирования критического мышления менеджеров среднего звена возможно при условии использования интерактивных технологий.
  2. Интерактивная методика позволяет развить умение работать в группе, освоить эффективные техники общения и технологии разрешения ситуаций.
  3. Для проведения тренинга необходимо от 18 до 36 часов.
  4. Расширение возможностей использования Я сообщения и активного слушания на фоне основных сформированных стратегий общения.
  5. Фоновые стратегии общения выражают предпочтения одной из составляющих методов эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов. Так склонные к устрашению и авторитарности, эффективно осваивают введение ограничений, склонные к заигрыванию дают хорошие варианты альтернативных решений.
  6. Хуже всего обучаются испытуемые, которые настроены на использование дружеского общения. Им сложно поменять тактику и давать альтернативу, вводить ограничения. Они выражают уважение тем самым рассчитывая на сознание своих бывших коллег и друзей. Однако такое отношение на деле может быть не эффективным.
  7. Необходимо дальнейшее исследование на репрезентативной выборке.