ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по разработке бизнес-плана
Бизнес-план – это документ, дающий развёрнутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить
на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект. Он состоит из описательной части проекта, таблиц с расчётами и приложениями.
Бизнес-план должен раскрывать следующие вопросы:
-
Резюме проекта: ёмко и доступно в виде списка изложить содержание бизнес-плана:
суть проекта и место реализации;
вид экономической деятельности (указать код ОКВЭД);
организационно-правовая форма и система налогообложения;
стоимость первоначальных инвестиций (субсидии);
доход в первый год деятельности;
прибыль в первый год деятельности;
срок окупаемости первоначальных инвестиций (субсидии);
количество создаваемых рабочих мест в первый год деятельности.
-
Описание бизнес-идеи: почему выбрано данное направление бизнеса;
почему бизнес-идея видится реалистичной и успешной;
какие задачи необходимо решить для достижения поставленных целей;
почему покупатели нуждаются в данном товаре (услуге), почему они готовы платить за него; какая организационно-правовая форма будет использована, какая система налогообложения планируется;
какие проблемы могут встретиться на пути развития данного этапа предприятия и как их преодолеть.
-
Описание продукта: какие товары (услуги) планируется реализовывать (их ключевые характеристики);
в чём их ценность для потребителя (уникальное торговое предложение),
каким образом будут обеспечены качественные характеристики продукта,
есть ли требования к качеству (ГОСТ, СанПиН, СНиП и т.д.).
Перечень товаров (услуг) может быть представлен в виде прайс-листа.
-
Маркетинговый план: как и кому будет реализовываться товар (услуга); кто целевая аудитория; каков спрос на рынке на данный товар (услугу); кто из конкурентов и как предлагает аналогичный товар (услугу) данной целевой аудитории; как, какими средствами будет продвигаться товар (услуга) на рынке. Анализ конкурентов можно представить в таблице.
Таблица 4
Анализ конкурентов
Элементы сравнения (!!! приведены в качестве примера, Заявитель указывает свои показатели) | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 | Моя организация |
Качество товара/ работы/ услуги | | | | |
Цена за ед., руб. | | | | |
Наличие обученного персонала | | | | |
Репутация предприятия (бренд, дата основания и т.п.) | | | | |
Канал продвижения (соцсети, свой сайт и т.д.) | | | | |
Расположение | | | | |
Наличие гарантийного ремонта | | | | |
Бонусные программы для постоянных покупателей | | | | |
Чистота помещения, дезинфекция инструментов | | | | |
Наличие парковки для автомобилей клиентов и пандуса для разгрузки фуры | | | | |
Послепродажное обслуживание (гарантии) | | | | |
-
Производственный план: какие ресурсы необходимы для организации бизнеса (помещение, сырьё, материалы, поставщики, технологии, ПО и т.д.); каков технологический процесс производства товара (оказания услуги); какое необходимо приобрести оборудование (в том числе за счёт субсидии); какие действия на старте необходимо предпринять для достижения поставленной цели (организационные планы); к какому сроку планируется выйти
на безубыточные производственные мощности. Организационные планы можно представить
в таблице.
Таблица 5
Производственный план
Действия | 1 нед. | 2 нед. | 3 нед. |
Регистрация в качестве… (ООО/ ИП/ самозанятый) | | | |
Аренда помещения | | | |
Закуп оборудования | | | |
Подбор и обучение персонала | | | |
… | | | |
-
Человеческие ресурсы: специалисты каких профессий и в каком количестве понадобятся для достижения поставленной цели; каковы условия сотрудничества с ними.
-
Финансы и инвестиции:
– какая сумма и на что понадобится на старте (в том числе средства субсидии (таблица 6));
– из чего будут складываться постоянные и переменные ежемесячные расходы (таблица 7);
– сколько товаров (услуг) и по какой цене планируется продавать в каждом последующем месяце в течение календарного года (с учетом сезонности спроса (таблица 8));
– объем чистой прибыли за год (таблицы 9 и 10. Выбрать нужную!);
– в какой срок наступит точка безубыточности и окупаемости инвестиций (субсидии).
Таблица 6
Направления расходования субсидии
№ п/п | Наименование затрат | Поставщик | Стоимость за единицу, руб. | Количество единиц | Общая стоимость, руб. |
1. | Приобретаемое оборудование (основные средства) | | | | |
| 1.1. | | | | |
| 1.2. | | | | |
2. | Материально-производственные запасы | | | | |
3. | Аренда | | | | |
| … | | | | |
| | | | ИТОГО: | 350 000 |
Таблица 7
Расчёт издержек помесячно в первый год деятельности, тыс. руб.*
№ п/п | Издержки/месяцы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Переменные издержки | |||||||||||||
| Зарплата | | | | | | | | | | | | |
| Страховые отчисления на зарплату | | | | | | | | | | | | |
| Сырьё и материалы | | | | | | | | | | | | |
| Коммунальные услуги | | | | | | | | | | | | |
| Комплектующие | | | | | | | | | | | | |
| ГСМ (транспортные расходы) | | | | | | | | | | | | |
| Прочие переменные расходы | | | | | | | | | | | | |
| Расходы на рекламу | | | | | | | | | | | | |
Постоянные издержки | |||||||||||||
| Ремонт и техническое обслуживание | | | | | | | | | | | | |
| Амортизация | | | | | | | | | | | | |
| Коммунальные услуги | | | | | | | | | | | | |
| Электроэнергия | | | | | | | | | | | | |
| Аренда | | | | | | | | | | | | |
| Канцтовары | | | | | | | | | | | | |
| Связь | | | | | | | | | | | | |
| ИТОГО, тыс. руб. | | | | | | | | | | | | |
К постоянным издержкам относятся: заработная плата административно-управленческого персонала с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды, арендная плата офисных помещений и другие расходы, амортизационные отчисления.
К переменным издержкам относятся: материалы, комплектующие, полуфабрикаты, используемые в производстве, топливо и энергия для технологических нужд, заработная плата основных рабочих с отчислениями с заработной платы во внебюджетные фонды и другие расходы.
Постоянные издержки не зависят от объема производства и продаж и не меняются с течением времени.
Переменные издержки зависят от объема производства и изменяются вместе с изменением объема. Соответственно, чем больше объём производства и продаж, тем больше переменные затраты.
Таблица 8
План продаж и выручки
| Продукт А | | Продукт Б | | Продукт В | | Сумма выручки, тыс. руб. |
Цена за единицу, тыс. руб. | | | | | | | |
Месяц | Продажи, шт. | Выручка, тыс. руб. | Продажи, шт. | Выручка, тыс. руб. | Продажи, шт. | Выручка, тыс. руб. | |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
| | | | | Итого за 12 месяцев, тыс. руб. | |