Файл: ставропольский многопрофильный колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. 20–24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.



Приложение 2.

Тестовое задание на направленность на приобретение знаний, через стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности.

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету

будет еще через день.


2. После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:

а) да;

б) нет.

4. Что для тебя учеба:

а) познание нового;

б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

а) да;

б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) да;

б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:

а) да;

б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да;

б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из–за болезни учителя:

а) да;

б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них

идет речь:

а) да;

б) нет.

11. Что, по–твоему, лучше –учиться или болеть:

а) учиться;

б) болеть.

12. Что для тебя важнее – отметки или знания:

а) отметки;

б) знания.

Обработка результатов:

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ:

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы а на вопросы 1–6, 8–11 и ответы б на

вопросы 7 и 12.

Интерпретация полученных результатов:

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.



Приложение 3.

Текст опросника для определения направленности младших школьников на отметку

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу берешься за выполнение уроков и повторяешь то, что плохо ответил; б) начинаешь играть на компьютере или смотреть телевизор, при этом думая, что урок по этому предмету будет только через несколько дней.

2. После того, как получил хорошую отметку, ты: а) продолжаешь так же тщательно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься, как следует, так как знаешь, что тебя все равно не спросят.

3. Бывает ли такое, что ты остаешься не очень доволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.

4. Что для тебя значит обучение: а) познание нового; б) обременительное занятие.



5. Зависят ли твои отметки от того, как ты готовишь домашнее задание: а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения плохой отметки, что было сделано тобой неправильно: а) да;б) нет.

7. Зависит ли твое желание выполнять домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из–за болезни учителя: а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет.

11. Что, по–твоему, лучше – учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.

12. Что для тебя важнее – отметки или знания: а) отметки; б) знания.

Обработка результатов

В соответствии с предложенным ключом за каждый ответ начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1–6, 8–11и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотиваций на приобретение, непосредственно, знаний.



Приложение 4.

Задание на определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности.

Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно (бланк в приложении).

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил" (рис. а).

Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился" (рис. б).

Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть" (рис. в).

Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" (рис. г).

Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь" (рис. д).

Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки" (рис. е).

1. Кто из них, по–твоему, прав? Почему? (Выбор I)

2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)


3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Уровни
мотивации


Выбор 1

Выбор 2

Выбор 3

Общая оценка
в баллах

I

5

5

5

13 – 15

II

4

4

4

10 – 12

III

3

3

3

7 – 9

IV

2

2

2

4 – 6

V

0 – 1

0 – 1

0 – 1

0 – 3





Мотивы:

1. внешний (а),

2. учебный (б),

3. игровой (в),

4. позиционный (г),

5. социальный (д),

6. мотив – оценка (е).

Анализ результатов:

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов–выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности. Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора
, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива. Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого. Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив – 0 баллов;

Игровой мотив – 1 балл;

Получение отметки – 2 балла;

Позиционный мотив – 3 балла;

Социальный мотив – 4 балла;

Учебный мотив – 5 баллов.