Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волшебные ларцы. Вот волшебные ларцы.
Здесь начало, там концы.
Середины нет, увы…
Ее придумаете вы.
В руках у преподавателя или на столе два ларца. В одном – начало сказки или истории, во втором – их конец. Работа ведется в группах. Каждая группа берет из одного ларца текст начала сказки, а из другого – конец и придумывает сказку. При этом участники должны не просто придумывать любую сказку или рассказ, а связать их с изучаемой проблемой. После завершения написания сказки все группы по очереди знакомят остальных с тем, что получилось.
Интервью. Вариант 1. Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 3–5 вопросов, строго соответствующих заданной ему социальной роли. Например, вопросы как родителю, вопросы как руководителю предприятия, бизнесмену и др. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы. Роли определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на занятии.
Вариант 2. Желающие берут интервью у каждого члена группы. Вопросы задаются по определенной договоренности: произвольно, по обсуждаемой проблеме, личного характера. Интервьюируемый может говорить от себя лично, а может от имени маски, будто не про себя. Обычно задают 4–7 вопросов каждому. Количество вопросов оговаривается заранее.
Упражнение «Вы в экспедиции». Преподаватель говорит участникам: «Представьте, что вы были в экспедиции, и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т. д...». Участники должны придумать название своей находки. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.
Решение конкретных ситуаций способствует формированию у участников навыков анализа, выделения главного, умения слушать и взаимодействовать. На примере конкретных ситуаций можно показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания участников, полученные в ходе занятий, и их опыт.
Конкурс знатоков темы (проблемы). Предлагается известная тема, которую учащиеся обсуждали на занятиях. Группа разбивается на две подгруппы. Каждая из них составляет вопросы и задания по изученной теме для других. Если тема трудная, такие вопросы может составить преподаватель. Затем идет обмен заданиями, их выполнение и начисление баллов. Оцениваются и вопросы и ответы. Предварительно обсуждается максимальное количество баллов за каждый вопрос и правильный ответ. Членами жюри являются представители команд. Преподаватель выступает в роли ведущего и арбитра. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.
Аквариум. Среди участников выделяется небольшая группа из 3–4 человек. Они садятся в центр круга, а все остальные участники размещаются по кругу, лицом к центру. Группа в центре обсуждает проблему, связанную с темой занятия. Все остальные молча наблюдают за ходом обсуждения. После завершения небольшой групповой дискуссии остальные участники включаются в общее обсуждение проблемы. Малая группа как бы задает направление этой дискуссии.
Горячий стул. Приглашается один из участников занятия. Остальные участники задают ему вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Об этом следует заранее договориться с группой. Сидящий на стуле должен быстро и правильно отвечать на вопросы. Арбитром выступает преподаватель. Участнику надо как можно дольше продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа он освобождает стул. Его место занимает тот, чей вопрос был последним.
Таким образом, с помощью групповых обсуждений и дискуссий каждому участнику предоставляется возможность приводить доводы в защиту своих идей и любые контраргументов, также с помощью групповой дискуссии и вышеперечисленных упражнений происходит стимуляция и активизация глубинных ассоциаций, это заставляет каждого участника высказывать то, что они не могут сформулировать в других условиях.
Заключение
Проблема активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка была и остается одной из самых актуальных, так как русский язык является одним из сложных предметов.
Развитие познавательного интереса является одной из важнейших проблем современного процесса обучения. Познавательный интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета.
Познавательная активность учащегося выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний.
Сделав вывод из первой главы мы узнали что суть активизации познавательной деятельности учащегося заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству .
Несмотря на довольно большое количество научных статей на тему «познавательная деятельность», сущность этого понятия не однозначно раскрыта различными авторами.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно–практических действий в учебном процессе.
Таким образом, были определены различные подходы к понятиям «познавательная деятельность» и «учебно–познавательная деятельность» различными авторами, которые определили данные категории как качество личности, проявляющееся в отношении содержания и процесса деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и в способах их получения, в мобилизации волевых усилий для достижения цели обучения.
Для активизации учебно–познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо: совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков; развивать мотивацию учащихся к учению; формировать потребность к осознанному усвоению учебного материала; создавать условия для активной познавательной деятельности.
Именно поэтому при активизации учащихся необходимо наряду с созданием возможностей решения трудных задач, требующих умственного напряжения и стимулирующих умственное развитие, иметь в виду также возможности преодоления этих трудностей, уметь показать ученику его достижения, создать ощущение успеха.
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.
Также мы узнали, что активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что будущим учителям важно знать средства активизации деятельности обучающихся для использования в своей практике. Им необходимо понимать, что использовать средства активизации надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности.
Считаем, что цели и задачи исследования решены.
Список использованных источников
-
Беликов, В. А. Основы учебно–познавательной деятельности студентов колледжа. Методические советы обучающимся по формированию базовых учебных умений : учебное пособие / В. А. Беликов, П. Ю. Романов. – Москва : ИНФРА–М, 2020. – 179 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978 – 5 – 16 – 014399–6. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1039173 -
Диагностика и развитие учебно–познавательной мотивации младшего школьного возраста // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000237 -
Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. Зеленская, Ю.Е. // «Инфоурок.ру». [Электронный ресурс]. URL: http://www. infourok.ru -
Проблемы современного образования : всероссийский междисциплинарный журнал. – Москва : МПГУ, 2019. – № 3. – 199 с. – ISSN 2218–8711. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1455021 -
Переслени, Л. И. Психодиагностпический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников : учебно–методическое пособие / Л. И. Переслени. – Москва : Когито–Центр, 1996. – 72 с. – ISBN 5–89353–001–2. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1066342 -
Даутова, О.Б. Проектирование учебно–познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС / О.Б. Даутова. – Санкт–Петербург : КАРО, 2016. – 184 с. – (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). – ISBN 978–5–9925–1146–8. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1044046 -
Безбородова, М. А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников : учебное пособие / М. А. Безбородова. – Москва : МПГУ, 2019. – 68 с. – ISBN 978–5–4263–0762–9. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1316723 -
Овсиенко, Ю. Г. Русский язык. Книга 2. Средний этап обучения : учебник / Ю. Г. Овсиенко. – Москва : Русский язык. Курсы, 2019. – 248 с. – ISBN 978–5–88337–082–2. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1377794 -
Ковадло, Л. Я. Русский язык и культура речи. Теория : учебник / Л.Я. Ковадло. – Москва : ИНФРА–М, 2023. – 823 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. – (Среднее профессиональное образование). – DOI 10.12737/1013721. – ISBN 978–5–16–014980–6. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1013721 -
Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: материалы III Всероссийской научной конференции с международным участием (Чебоксары, 27 февраля 2023 г.). – Чебоксары : Среда, 2023. – 324 с. – ISBN 978–5–907688–14–8. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/2040903 -
Саломатина, Л. С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе : монография / Л. С. Саломатина. – Москва : Прометей, 2016. – 300 с. – ISBN 978–5–9907452–2–3. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/557130 -
Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учебное пособие / Г.И. Вергелес. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА–М, 2023. – 174 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978–5–16–015122–9. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1991866. -
Юртаев, С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников : учеб. пособие / С.В. Юртаев. – 5–е изд., испр. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 317 с. – ISBN 978–5–9765–1659–5. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1035447 -
Когда не помогают словари... : практикум по лексике современного русского языка : в 3 ч. Ч. II : учебное пособие / Э. В. Аркадьева, Г. В. Горбаневская, Н. Д. Кирсанова, И. Б. Марчук. – 5–е изд., стер – Москва : ФЛИНТА, 2017. – 255 с. – (Русский язык как иностранный). – ISBN 978–5–89349–938–4. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1839928 -
Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах : монография / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова ; под. ред. В. Д. Шадрикова. – Москва : Логос, 2020. – 232 с. – ISBN 978–5–98704–619–7. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1213707 -
Петровская, А. Ю. Формирование речемыслительной культуры младших школьников на базе алгоритмов текстовых действий : монография / А. Ю. Петровская, А. А. Ворожбитова. – 3–е изд., стер. – Москва : Флинта, 2022. – 177 с. – ISBN 978–5–9765–3291–5. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1863883 -
Газина, О. М. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста» : учебное пособие / О. М. Газина, Т. И. Ерофеева, Л. И. Павлова. – Москва : МПГУ, 2018. – 136 с. – ISBN 978–5–4263–0602–8. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1340970 -
Чудинина, В. В. Грамматика русского языка в таблицах. Предложно–падежная система : учебное пособие / В. В. Чудинина, Е. Н. Рогачева. – 8–е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 96 с. – (Русский язык как иностранный.). – ISBN 978–5–9765–1062–3. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1839932 -
Штельтер, О. В этой маленькой корзинке... Игры на уроке русского языка. Выпуск 2 [Электронный ресурс] / О. Штельтер. – 3–е изд. – Санкт–Петербург : Златоуст, 2012. – 84 с. – ISBN 978–5–86547–456–2. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/515249 -
Литвинко, Ф. М. Методика преподавания русского языка в школе: Учебное пособие / Литвинко Ф.М. – Мн.:Вышэйшая школа, 2015. – 448 с.: ISBN 978 – 985 – 06 – 2598 – 4. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1010613 -
Кривоносов, А.Д. Знаю и люблю русские глаголы : пособие для курсов русского языка [Электронный ресурс] / А.Д. Кривоносов, Т.Ю. Редькина. – 8–е изд. – Санкт–Петербург : Златоуст, 2015.– 88 с. – ISBN . – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/522830 -
Бакулина, Г. А. Уроки русского языка во 2 классе : методическое пособие с примерными разработками уроков для учителя начальных классов общеобразовательных организаций / Г. А. Бакулина. – Москва : Издательство ВЛАДОС, 2021. – 128 с. – ISBN 978–5–00136–181–7. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1882744 -
Вайрах, Ю. В. Модульная технология – средство повышения качества подготовки учителей русского языка и литературы / Ю. В. Вайрах // Научно–исследовательская деятельность в педагогическом колледже : материалы научно–практической конференции / под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. – Иркутск – Санкт–Петербург : Тускарора, 2003. – с. 98 – 99. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/498591 -
Анищенко, А. М. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / А. М. Анищенко, С. Ю. Диденко, В. А. Черкасов. – Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 82–83. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12144/ -
Уразбакова У.Т., Наркулова Б.А., Тогатай М.М., Ибрагимова У.Б. активизация познавательной деятельности младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1–1. – С. 46–50; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4512 -
Рындина Е.А. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности учеников младших классов: [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/index.php/10871 -
Постникова, Н. И. Организация профильного обучения школьников по индивидуальным учебным планам : монография / Н.И. Постникова. – Москва : ИНФРА–М, 2023. – 167 с. – (Научная мысль). – DOI 10.12737/1897148. – ISBN 978–5–16–017917–9. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1897148
Приложение 1.
Инструкции для организации индивидуальной и групповой работы с обучающимися
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Стимульный материал методики:
1.Тебе нравится в школе?
–не очень
–нравится
–не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
–чаще хочется остаться дома
–бывает по–разному
–иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
–не знаю
–остался бы дома
–пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие–нибудь уроки?
–не нравится
–бывает по–разному
–нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
–хотел бы
–не хотел бы
–не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
–не знаю
–не хотел бы
–хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
–часто
–редко
–не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
–точно не знаю
–хотел бы
–не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
–мало
–много
–нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
–да
–не очень
–нет
Обработка результатов:
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
Таблица 1. Ключ ответов
№ вопроса | Оценка за 1 ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 1 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Интерпретация результатов:
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25–30 баллов (очень высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.