Файл: ставропольский многопрофильный колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, систематически организованное, внешне или независимо контролируемое взаимодействие младшего школьника с окружающей действительностью, результатом которого является его доминирование в уровень воспроизводства или творчества из системы научных знаний и способов деятельности [7].

В современной педагогической науке в связи с внедрением новых образовательных стандартов учебно–познавательная деятельность рассматривается О.Б. Даутовой как субъект деятельности, постановка целей на основе координации субъекта и личных задач; решить эти проблемы на основе универсальных методов деятельности; руководство к системе значимых ценностных отношений «Я – мир» с целью подбора содержания образования при содействии и поддержке учителя [9].

В связи с изменением основных целей образования, изменением учебных принципов и усилением гуманистической направленности образовательного процесса О.Б., Даудова говорит о структуре познавательной деятельности в контексте личностно–ориентированного обучения и определи ее структурные компоненты [16].

  1. Мотивационный компонент – (потребности, интересы, причины). Он обеспечивает включение младших школьников в активный учебный процесс и поддерживает эту деятельность на всех этапах образования.

  2. Ориентационная составляющая – принятие младшим школьником цели учебно–познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

  3. Содержательно–операционный компонент. Он состоит из системы передовых знаний (представлений, фактов, концепций, законов, теорий) и методов обучения (когнитивных универсальных образовательных действий – системы способов познания мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и ряда операций для обработки, обобщение и использование полученной информации)

  4. Ценностно–волевой компонент включает в себя такие качества личности, как внимание, волю.

  5. Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе выполнения действия на основе сравнения результатов действия с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в процессе обучения и взаимосвязь всех компонентов между ними гарантируют самоуправление процессом обучения [15].

Таким образом, были определены различные подходы к понятиям «познавательная деятельность» и «учебно–познавательная деятельность» различными авторами, которые определили данные категории как качество личности, проявляющееся в отношении содержания и процесса деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и в способах их получения, в мобилизации волевых усилий для достижения цели обучения.

1.2. Средства активизация учебно–познавательной деятельности младших школьников

Согласно педагогической психологии, развитие личности может происходить только в процессе активной деятельности субъекта (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин).

Активность учащихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности [19].

Активизация означает, с одной стороны, увеличение меры активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры развития. Активизация познавательной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач.

Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности являются не только оценки, а также важно то, насколько в процессе обучения развиты желание и умения работать, умение самостоятельно усваивать знания, потребность приносить пользу своей активной деятельностью.

Для активизации учебно–познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо: совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков; развивать мотивацию учащихся к учению; формировать потребность к осознанному усвоению учебного материала; создавать условия для активной познавательной деятельности.

Условиями для активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников являются:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе; создание «ситуации успеха» для каждого учащегося;

  • включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;

  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

  • организация восприятия и наблюдения;

  • использование проблемных ситуаций;

  • ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

  • учет индивидуальных способностей учащихся;

  • формирование у учащихся положительного отношения к учению;

  • наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.

Учитывая эти условия, каждый педагог в своей работе по активизации учебно–познавательной деятельности соблюдает факторы, которые побуждают учащихся к активности [10].

К факторам, побуждающим учащихся к активизации учебно–познавательной деятельности относятся:



  1. Творческий характер учебно–познавательной деятельности является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно–познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

  2. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося.

  3. Игровой характер проведения уроков представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося.

  4. Эмоциональное воздействие является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения [17].

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.

Э.А. Хийе выработал систему активизации познавательной деятельности младших школьников. При определении этой системы он различает аналогично некоторым дидактам (М. Скаткин и др.) так называемую внешнюю и внутреннюю активизацию. Однако содержание этих понятий у него несколько иное. Под внешней активизацией Э.А. Хийе подразумевает стимуляцию более простых познавательных процессов (восприятие, внимание и других) и поддерживание общей работоспособности ребенка [18].

Приемами активизации познавательного интереса выступают:

  • обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов учебной работы;

  • правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе;

  • физкультурные и музыкальные минуты отдыха на уроке;

  • поддерживание позитивных эмоций;

  • применение игры и соревнования как дидактического приема.

Внутренняя активизация – это, прежде всего, активизация мышления учащихся, а в начальных классах также стимулирование их воображения и творчества. Основными приемами, используемыми в целях внутренней активизации, являются: самостоятельная работа; элементы программированного обучения; проблемное обучение; творческие задания.

Выработанная Э.А. Хийе система приемов внешней и внутренней активизации охватывает познавательную деятельность младшего школьника на всех этапах: на этапе живого созерцания, при восприятии и возникновении представлений; на этапе воспроизведения, при применении усвоенного материала.


Рассмотрим подробнее некоторые пути и средства активизации познавательной деятельности [19].

Особое место в активизации учения школьников отводится исследователями самостоятельной работе. Этому посвящены две фундаментальные теоретические работы О.А. Нильсона и П.И. Пидкасистого. Основное направление исследований ученых связано с совершенствованием содержания и организации проведения самостоятельных работ учащихся на уроке в целях активизации их учения [13].

К.Д. Ушинский указывал, что «самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого плодотворного учения»[6].

Самостоятельная работа как средство активизации учения рассматривалась в работах Л. П. Аристовой, И. Я. Лернена, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, И. Ф. Харламова и других авторов. Самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения, а проблемность лежит в основе познавательной активности, ибо существенными признаками познавательной активности являются, во–первых, высокая интеллектуальная ориентировочная реакция на содержание изучаемого материала на основе возникшей познавательной потребности и, во–вторых, выполнение учащимися ряда последовательных и взаимосвязанных познавательных действий, направленных на достижение целей [19].

Таким образом, активизация учения есть, прежде всего, организация по всем учебным предметам действий учащихся, направленных на осознание и решение конкретных учебных проблем [5].

Исследования в этой области Т. А. Ильиной, С. Г. Шаповаленко, И. И. Тихонова и других также направлены на выявление условий и средств, обеспечивающих повышение активности школьников в учении. Особое направление в совершенствовании методов обучения занимает внедрение технических средств обучения [21].

Дидактическая игра также является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес у учащихся к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Рассматривая вопрос о способах развития познавательной деятельности учащихся, М. Н. Скаткин называет и некоторые условия активизации учения, например: вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности; сочетание коллективной и индивидуальной форм работы; формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию[15].


Таким образом, авторы называют самые разнородные частные условия, соблюдение которых, несомненно, способствует активизации учения и, следовательно, развитию познавательной деятельности. Даже при хорошо продуманной системе и умело используемых приемах активизации ученик не всегда адекватно воспринимает планирование учителем воздействия. Поэтому наряду с возможностями и средствами активизации необходимо изучить и узнать внутренние механизмы учащегося. Именно поэтому при активизации учащихся необходимо наряду с созданием возможностей решения трудных задач, требующих умственного напряжения и стимулирующих умственное развитие, иметь в виду также возможности преодоления этих трудностей, уметь показать ученику его достижения, создать ощущение успеха, помогать сохранять его веру в себя [12].


    1. Способы активизации учебно–познавательной деятельности на уроках русского языка

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы, методы и технологии учебной деятельности, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда [10].

Остановимся на раскрытии методов и технологий, направленных на учебно–познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

  1. Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера.

Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность обучающихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний обучающимися, что придает обучающимся уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо– и самообучения учащихся.

При такой системе работы у обучающихся развивается интерес к родному языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые обучающие задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.