Файл: Налоговый учет по акциз.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подак­цизного товара[14].

Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налого­плательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется следующим образом, информация представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Определение налоговых ставок [14]

Налоговые ставки

по подакцизным товарам,

в отношении которых установлены:

Налоговая база

Твердые (специфические) налого­вые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения)

Объем реализованных (переданных) под­акцизных товаров в натуральном выра­жении

Адвалорные (в процентах) налого­вые ставки

  • стоимость реализованных (передан­ных) подакцизных товаров без учета ак­циза труда, НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам. Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен;
  • стоимость переданных подакцизных
    товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета акциза труда, НДС;
  • в аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным това­рам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных то­варов по соглашению о предоставлении
    отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда

Комбинированные налоговые став­ки, состоящие из твердой (специ­фической) и адвалорной (в про­центах) налоговых ставок

Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стои­мость реализованных (переданных) под­акцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении ад­валорной (в процентах) налоговой ставки

Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 дает перечень операций освобожденных от налогообложения[14].

Налоговым периодом является календарный месяц. Исчисление суммы акциза проводится в следующем порядке, представленном в таблице ниже.


Таблица 2 - Исчисление суммы акциза[14]

Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены:

Порядок исчисления суммы акцизы:

Твердые (специфические) налого­вые ставки

Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

Адвалорные (в процентах) налого­вые ставки

Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Комбинированные налоговые став­ки, состоящие из твердой (специ­фической) и адвалорной (в про­центах) налоговых ставок

Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров натуральном выражении и как соответствующая  адвалорной (в процентах) налого­вой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены раз­личные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налого­вая база определяться применительно к каждой налоговой ставке[14].

В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой нало­говой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ) [14].

Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствую­щих подакцизных товаров.

При передаче на территории Российской Федерации лицами про­изведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных то­варов из давальческого сырья (материалов), датой передачи признает­ся дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров[14].

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у нало­гоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль[14].

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации - подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров [14]


Суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на та­моженную территорию Российской Федерации, учитываются в стои­мости приобретенных подакцизных товаров.

Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза по подакцизным товарам на суммы налоговых вычетов[15].

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщи­ком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные на­логоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обра­щение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров[15].

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных доку­ментов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей сум­мы акциза.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, опреде­ляется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы­четов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разни­ца подлежит возмещению (зачету, возврату).

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем[15].

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензи­ном и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налого­вым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого свое­го обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым пе­риодом[14].

Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации ли­ца, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) сви­детельство о регистрации организации, совершающей операции с де­натурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным[14].


Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения определе­ны приказом Минфина России.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются та­моженным законодательством Российской Федерации.

Акцизы в современных условиях рассматривают в качестве дополнительного доходного источника, они позволяют осуществлять государственное регулирование отдельных экономических и социальных процессов.

В качестве причин подобного вмешательства государства можно выделить следующие[14]:

-необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды (акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, экологические акцизы для снижения масштабов загрязнения воздуха и др.);

-потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения в отношении спроса на товары, мало эластичные по цене (предметы роскоши: автомобили, ювелирные изделия и т. д.);

-возможность перераспределения высоких доходов от изготовителя и реализации отдельных видов продукции, в том числе товаров, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (акцизы па нефть и природный газ) [14].

В соответствии с положениями Таможенного ко­декса Российской Федерации (ст. 318 ТК России) при­менение акцизов к товарам, ввозимым на таможен­ную территорию России, осуществляется, в том чис­ле в соответствии с положениями гл. 22 «Акцизы» НК России. Взимание акцизов в отношении товаров, пе­ремещаемых через таможенную границу, производит­ся таможенными органами[15].

Государство использует акцизы не только для получения доходов бюджета, но и для регулирова­ния спроса и предложения на отдельные товары и услуги.

Акцизами облагаются как товары, производимые в зоне налогообложения, так и товары, перемещае­мые или ввозимые в зону налогообложения из дру­гих государств.

Для увеличения доходов федерального бюджета, а также регулирования производства расширяются объекты обложения за счет включения новых това­ров и услуг и повышаются ставки акцизов[14].

В Российской Федерации на сегодняшний момент механизм акцизного налогообложения нестабилен, т.к. акцизы выполняют преимущественно фискальную функцию, а регулирующая функция реализована не полностью. Данная особенность находит отражение в налоговых поступлениях акцизов в бюджетную систему РФ.

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2018 г. составили 6880,5 млрд руб., что на 10,7 % больше, чем в 2017 г. В общей сумме администрируемых ФНС Рос­сии доходов федерального бюджета поступления НДС составили 35,6 %, а акцизов - 7,7 %.[13]


Можно сделать вывод, что НДС и акцизы яв­ляются одними из основных доходных источников как консолидированного бюджета РФ, так и феде­рального бюджета. Их совокупная доля в дохо­дах консолидированного бюджета составляла в 2018 г. 25,1 % от общего объема поступлений, а в доходах федерального бюджета 43,3 % от общего объема[9].

Кроме того, проведенный анализ поступ­ления акцизов по видам объектов нало­гообложения и в отраслевом разрезе показал, что наибольший удельный вес в доходах консоли­дированного бюджета по сводной группе акцизов принадлежит акцизу на нефтепродукты.

На втором месте находится акциз на табачную продукцию. Третье место делят акциз на пиво и алкогольную продукцию. Таким образом, бесспорна высокая бюджето­образующая и фискальная роль акцизов в налоговой и бюджетной системе РФ.

2.2 Ставки акцизов с 2018-2021 году

Акцизы входят в стоимость товаров, которые пользуются повышенным спросом у населения, но не являются предметами первой необходимости. Государство использует систему акцизных платежей для увеличения поступлений в бюджет и регулирования объема реализации некоторых видов продукции (например, товаров, которые могут нанести вред здоровью людей). Ежегодно ставки акцизов пересматриваются.

Актуальные тарифы акцизных платежей фиксируются ст. 193 НК РФ. Внесение изменений в эту статью кодекса осуществляется путем принятия очередного федерального закона. Размер ставок на 2019 год по ряду позиций откорректирован положениями закона от 03.08.2018 г. № 301-ФЗ. [15]

Таблица 3 - Ставки акцизов в 2018-2019 году: таблица по разным видам подакцизной продукции[15]

Вид товарной продукции

Размер ставки в рублях

2018 год

2019 год

Акциз на алкогольную продукцию

Этиловый спирт, продаваемый производственным компаниям (парфюмерно-косметическая сфера, изготовители бытовой химии) для производства продукции в металлической аэрозольной таре

0 руб.

Этиловый спирт, продаваемый предприятиям, которые не уплачивают авансовые платежи по акцизным обязательствам

107 руб. за каждый литр спирта

Косметика, парфюмерия, предметы бытовой химии, в которых присутствует спиртовое сырье (аэрозоль в металлической упаковке)

0 руб.

Другая спиртосодержащая товарная продукция

418 руб. за каждый литр спирта, входящего в состав готового продукта

Алкоголь с долей содержания спирта более 9%

523 руб. с каждого литра спирта, входящего в состав реализуемого товара

Алкоголь с долей содержания спирта менее 9%

418 рублей с литра спирта, который входит в состав готового напитка

Акциз на вино без защищенного географического указания (наименования места происхождения)

18 рублей за литр

Акциз на вино с защищенным географическим указанием (наименованием места происхождения)

5 рублей с каждого литра

Сидры, медовухи, пуаре

21 рубль с литра напитка

Шампанские (игристые) вина без защищенного географического указания

36 рублей за литр

Шампанские (игристые) вина, у которых имеется защищенное географическое указание

14 рублей с литра

Пиво с содержанием спиртового сырья 0-0,5%

0 рублей

Пиво с содержанием спиртовых компонентов 0,5-8,6%

21 рубль с литра

Пиво с долей спиртосодержащих компонентов более 8,6%

39 рублей за литр

Акцизы на табак в 2018 и 2019 году

Табак, готовый к употреблению

2772 рубля с кг продукции

3050 рублей за кг

Сигары

188 рублей, за каждую штуку

207 рублей за каждую штуку

Сигариллы

2671 рубль за каждую тысячу штук продукции

2938 с тысячи штук

Папиросы и сигаретная продукция

до июля 2018 года – 1562 рубля с тысячи штук плюс адвалорные ставки акцизов в размере 14,5% расчетной стоимости (но не менее 2123 руб. за тысячу штук);

с июля до конца 2018 года – 1718 рублей за тысячу папирос или сигарет плюс 14,5% (но не менее 2335 руб. за тысячу штук)

1890 рублей за тысячу штук + 14,5% с расчетной стоимости (но не менее 2568 руб. за тысячу штук)

Табак для нагревания

5280 рублей с кг

5808 рублей за кг

Электронные системы доставки никотина

44 рубля за единицу товара

48 рублей за штуку

Жидкости для заполнения электронной системы доставки никотина

11 рублей с каждого мл

12 рублей за мл