Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара[14].
Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется следующим образом, информация представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Определение налоговых ставок [14]
Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены: |
Налоговая база |
Твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения) |
Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении |
Адвалорные (в процентах) налоговые ставки |
|
Комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок |
Объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки |
Налоговый кодекс РФ устанавливает один вид льгот по акцизам: ст. 183 дает перечень операций освобожденных от налогообложения[14].
Налоговым периодом является календарный месяц. Исчисление суммы акциза проводится в следующем порядке, представленном в таблице ниже.
Таблица 2 - Исчисление суммы акциза[14]
Налоговые ставки по подакцизным товарам, в отношении которых установлены: |
Порядок исчисления суммы акцизы: |
Твердые (специфические) налоговые ставки |
Произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы |
Адвалорные (в процентах) налоговые ставки |
Соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы |
Комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок |
Сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как: произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров |
В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, должен вестись раздельный учет и налоговая база определяться применительно к каждой налоговой ставке[14].
В том случае если налогоплательщик не ведет раздельного учета, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров и сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы (п. 2 ст. 190, п. 7 ст. 194 НК РФ) [14].
Дата реализации (передачи) и получения подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи), получения соответствующих подакцизных товаров.
При передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе при получении указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов), датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров[14].
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль[14].
Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации - подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров [14]
Суммы акциза, уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.
Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза по подакцизным товарам на суммы налоговых вычетов[15].
Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем используемых в качестве сырья для подакцизных товаров[15].
Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.
Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем[15].
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом[14].
Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, представляют налоговую декларацию не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным[14].
Формы налоговых деклараций и порядки их заполнения определены приказом Минфина России.
Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации.
Акцизы в современных условиях рассматривают в качестве дополнительного доходного источника, они позволяют осуществлять государственное регулирование отдельных экономических и социальных процессов.
В качестве причин подобного вмешательства государства можно выделить следующие[14]:
-необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды (акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, экологические акцизы для снижения масштабов загрязнения воздуха и др.);
-потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения в отношении спроса на товары, мало эластичные по цене (предметы роскоши: автомобили, ювелирные изделия и т. д.);
-возможность перераспределения высоких доходов от изготовителя и реализации отдельных видов продукции, в том числе товаров, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (акцизы па нефть и природный газ) [14].
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. 318 ТК России) применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию России, осуществляется, в том числе в соответствии с положениями гл. 22 «Акцизы» НК России. Взимание акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, производится таможенными органами[15].
Государство использует акцизы не только для получения доходов бюджета, но и для регулирования спроса и предложения на отдельные товары и услуги.
Акцизами облагаются как товары, производимые в зоне налогообложения, так и товары, перемещаемые или ввозимые в зону налогообложения из других государств.
Для увеличения доходов федерального бюджета, а также регулирования производства расширяются объекты обложения за счет включения новых товаров и услуг и повышаются ставки акцизов[14].
В Российской Федерации на сегодняшний момент механизм акцизного налогообложения нестабилен, т.к. акцизы выполняют преимущественно фискальную функцию, а регулирующая функция реализована не полностью. Данная особенность находит отражение в налоговых поступлениях акцизов в бюджетную систему РФ.
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2018 г. составили 6880,5 млрд руб., что на 10,7 % больше, чем в 2017 г. В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления НДС составили 35,6 %, а акцизов - 7,7 %.[13]
Можно сделать вывод, что НДС и акцизы являются одними из основных доходных источников как консолидированного бюджета РФ, так и федерального бюджета. Их совокупная доля в доходах консолидированного бюджета составляла в 2018 г. 25,1 % от общего объема поступлений, а в доходах федерального бюджета 43,3 % от общего объема[9].
Кроме того, проведенный анализ поступления акцизов по видам объектов налогообложения и в отраслевом разрезе показал, что наибольший удельный вес в доходах консолидированного бюджета по сводной группе акцизов принадлежит акцизу на нефтепродукты.
На втором месте находится акциз на табачную продукцию. Третье место делят акциз на пиво и алкогольную продукцию. Таким образом, бесспорна высокая бюджетообразующая и фискальная роль акцизов в налоговой и бюджетной системе РФ.
2.2 Ставки акцизов с 2018-2021 году
Акцизы входят в стоимость товаров, которые пользуются повышенным спросом у населения, но не являются предметами первой необходимости. Государство использует систему акцизных платежей для увеличения поступлений в бюджет и регулирования объема реализации некоторых видов продукции (например, товаров, которые могут нанести вред здоровью людей). Ежегодно ставки акцизов пересматриваются.
Актуальные тарифы акцизных платежей фиксируются ст. 193 НК РФ. Внесение изменений в эту статью кодекса осуществляется путем принятия очередного федерального закона. Размер ставок на 2019 год по ряду позиций откорректирован положениями закона от 03.08.2018 г. № 301-ФЗ. [15]
Таблица 3 - Ставки акцизов в 2018-2019 году: таблица по разным видам подакцизной продукции[15]
Вид товарной продукции |
Размер ставки в рублях |
|
2018 год |
2019 год |
|
Акциз на алкогольную продукцию |
||
Этиловый спирт, продаваемый производственным компаниям (парфюмерно-косметическая сфера, изготовители бытовой химии) для производства продукции в металлической аэрозольной таре |
0 руб. |
|
Этиловый спирт, продаваемый предприятиям, которые не уплачивают авансовые платежи по акцизным обязательствам |
107 руб. за каждый литр спирта |
|
Косметика, парфюмерия, предметы бытовой химии, в которых присутствует спиртовое сырье (аэрозоль в металлической упаковке) |
0 руб. |
|
Другая спиртосодержащая товарная продукция |
418 руб. за каждый литр спирта, входящего в состав готового продукта |
|
Алкоголь с долей содержания спирта более 9% |
523 руб. с каждого литра спирта, входящего в состав реализуемого товара |
|
Алкоголь с долей содержания спирта менее 9% |
418 рублей с литра спирта, который входит в состав готового напитка |
|
Акциз на вино без защищенного географического указания (наименования места происхождения) |
18 рублей за литр |
|
Акциз на вино с защищенным географическим указанием (наименованием места происхождения) |
5 рублей с каждого литра |
|
Сидры, медовухи, пуаре |
21 рубль с литра напитка |
|
Шампанские (игристые) вина без защищенного географического указания |
36 рублей за литр |
|
Шампанские (игристые) вина, у которых имеется защищенное географическое указание |
14 рублей с литра |
|
Пиво с содержанием спиртового сырья 0-0,5% |
0 рублей |
|
Пиво с содержанием спиртовых компонентов 0,5-8,6% |
21 рубль с литра |
|
Пиво с долей спиртосодержащих компонентов более 8,6% |
39 рублей за литр |
|
Акцизы на табак в 2018 и 2019 году |
||
Табак, готовый к употреблению |
2772 рубля с кг продукции |
3050 рублей за кг |
Сигары |
188 рублей, за каждую штуку |
207 рублей за каждую штуку |
Сигариллы |
2671 рубль за каждую тысячу штук продукции |
2938 с тысячи штук |
Папиросы и сигаретная продукция |
до июля 2018 года – 1562 рубля с тысячи штук плюс адвалорные ставки акцизов в размере 14,5% расчетной стоимости (но не менее 2123 руб. за тысячу штук); с июля до конца 2018 года – 1718 рублей за тысячу папирос или сигарет плюс 14,5% (но не менее 2335 руб. за тысячу штук) |
1890 рублей за тысячу штук + 14,5% с расчетной стоимости (но не менее 2568 руб. за тысячу штук) |
Табак для нагревания |
5280 рублей с кг |
5808 рублей за кг |
Электронные системы доставки никотина |
44 рубля за единицу товара |
48 рублей за штуку |
Жидкости для заполнения электронной системы доставки никотина |
11 рублей с каждого мл |
12 рублей за мл |