Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
Продажа алкогольных напитков (водки) осуществлялась в казенных винных лавках по казенной цене, рестораны и буфеты высших разрядов имели право продажи по свободной цене[7].
Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрирование.
1.2 Акцизы: понятие, сущность и определение
В настоящее время акцизы применяются в налоговых системах практически всех стран рыночной экономики, что обусловлено их существенным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства.
В мировой практике существует множество определений акцизного налога. Акциз (акциз) - косвенный федеральный налог с юридических лиц. Объектом налогообложения являются в основном товары массового производства и некоторые виды высокодоходных товаров (например, алкогольные напитки, а также бензин, нефть, газ и т. д.) [15]
Акцизы - косвенные налоги, включенные в цену товара и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачиваются в бюджет всеми предприятиями и организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе предприятиями с иностранными инвестициями, а также филиалами, филиалами и другими обособленными подразделениями предприятия, реализующими производимые ими акцизные товары: вино и водочные изделия, пиво, икра осетровых и лососевых рыб и др.
Акцизы - (фр. Accise от латинского. Accidere - «отделка») - косвенные налоги, включенные в цену товара и уплачиваемые покупателем[13]
Как федеральный налог, акцизы являются одним из основных источников доходов бюджета на всех уровнях, что подчеркивает их высокую фискальную значимость[13].
Следует отметить, что акцизный налог, взимаемый с доходов бюджета, не является ни показателем качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства подакцизной продукции. Акцизы облагаются ограниченным списком высокорентабельных товаров для изъятия из государственного дохода сверхприбылей, которые получают производители подакцизных товаров в связи с особыми условиями их производства и реализации. Акцизы также являются средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них. Сумма акцизного налога включена производителем подакцизной продукции в его цену и фактически передана потребителю. В целях снижения негативного воздействия на бедных подакцизные товары традиционно включают в себя предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом, производство которых не так дорого (алкоголь и табачные изделия, бензин и т. д.) [8,с.121].
Таким образом, введение акцизного налога предотвращает формирование сверхвысоких прибылей для производителей подакцизной продукции. С этой же целью с компаний, производящих минеральное сырье, взимаются акцизы. Гармонизация акцизов, несмотря на их относительную простоту и сходство в методах сбора, связана с рядом специфических трудностей.
Во-первых, акцизы в основном взимаются с товаров широкого потребления, их гармонизация затрагивает интересы практически всех слоев населения [4,с.71].
Во-вторых, в некоторых странах акцизы являются частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами (например, на торговлю вином и табачными изделиями во Франции) [5,с.134].
В-третьих, сближение акцизных сборов должно быть связано с правилами единой политики в области сельского хозяйства, энергетики и транспорта, условиями соглашений с определенными группами развивающихся стран и т. д. Также необходимо учитывать различия в существующих стандартах, требованиях защиты потребителей, национальных традициях и вкусах. В начале 1990-х годов Совет ЕС принял директивы о сближении структуры и ставок пяти основных акцизных налогов: на спиртные напитки, вино, пиво, табак и нефтепродукты. Директивы устанавливают общие правила сбора перечисленных акцизов: формула расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически пересматриваются, возможность применения льготных ставок и освобождение от налогообложения. На основе этих критериев каждое государство-член определяет ставки и процедуры сбора акцизных сборов на своей территории, которые обычно устанавливаются национальным законодательством. В России более 60 лет акцизные налоги не имели самостоятельной стоимости и были «замаскированы» под налогом с оборота, являясь, по сути, его неотъемлемой частью. В 1992 году в ходе налоговой реформы в Российской Федерации акцизные сборы были вновь «восстановлены в правах» и введены в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе Российской Федерации акцизы также являются важным элементом федеральной налоговой системы[8,с.94].
Характер акциза в качестве косвенного налога заключается в том, что он учитывается в отпускной цене товара (тарифа на услуги), продаваемого производителями и оплачиваемого покупателем[5,с.74].
Первоначально акцизный налог предназначался для ограничения потребления «социально вредных товаров». В Российской Федерации акцизы взимаются, как правило, с товаров с высокой рентабельностью. Они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокодоходной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий. Акцизы играют значительную роль в формировании доходов бюджета на всех уровнях[3,с.93].
Акцизы, являющиеся разновидностью косвенных налогов, имеют ряд особенностей[11,с.65]:
1) акцизный налог - это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров;
2) объектом налогообложения является оборот по продаже только определенных товаров и видов минерального сырья, а перечень подакцизных товаров ограничен лишь несколькими наименованиями (таким образом, работы и услуги выпадают из сферы налогообложения) ;
3) акцизы взимаются в основном в производственном секторе.
Экономическая сущность акцизов и роль этого вида косвенных налогов проявляются в виде следующих акцизных функций[10,с.21]:
- фискальная функция, которая заключается в бесперебойном обеспечении государственных органов необходимыми финансовыми средствами для осуществления его деятельности;
- нормативные, проявляющиеся в возможном ограничении производства и потребления подакцизных товаров. Суть этой функции заключается в том, что подакцизные товары не являются необходимыми товарами, отказ от них не повредит собственным потребностям потребителей.
Фискальная функция акцизов связана с стимулирующими и ограничивающими функциями.
Стимулирующая функция акцизов за счет поступления в бюджет дополнительных налогов позволяет направлять дополнительные ресурсы в те сферы и отрасли экономики, которые в них сейчас нуждаются[1,с.15].
Функция перераспределения позволяет государству использовать часть полученных налогов для помощи уязвимым и бедным слоям населения.
Говоря о функциях акцизов, отметим также, что акцизы являются стабильным источником пополнения государственного бюджета, гарантирующим реализацию принципа социальной справедливости. В то же время потребление реконструируется в интересах общества, производство направляется в направлении, необходимом для экономики. Через акцизы и другие косвенные налоги государство влияет на структуру потребительского потребления, увеличивая или уменьшая цену подакцизных товаров
Таким образом, в ходе написания первой главы курсовой работы, можно констатировать, что «акцизы» - это вид косвенного налога, регулирующий объем изъятия в доход бюджета полученной производителями высокорентабельных товаров сверхприбыли, ограничивающий уровень цен и потребления «социально вредных» товаров.
Исследуемым налогом облагаются определенные группы товаров, исчерпывающий перечень которых установлен федеральным налоговым законодательством. Существенной особенностью этого налога является его взимание только в сфере производства (акцизами не облагаются работы и услуги). Индивидуальность взимания этого налога (т.е. обложение им отдельных товаров и по индивидуальным ставкам) позволяет использовать акцизы в качестве инструмента государственного регулирования деловой активности на рынках отдельных товаров.
Акцизы являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателями подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
2. Методологические аспекты по теме исследования
2.1 Акцизы как федеральные косвенные налоги
Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакцизных товаров [14]:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция;
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- прямогонный бензин;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей[14]
Объектом налогообложения признаются следующие операции по обороту подакцизных товаров[14]
Реализация[14]:
- на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или инновации. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
-лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению. В государственную и (или) муниципальную собственность.
Передача[14]:
-на территории Российской Федерации лицами произведенных
ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов) [14];
-в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом[14];
-на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд[14];
-на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
-на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества[14];
-произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе[14].
Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Получение (оприходование) [14]:
-денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного спирта в собственность;
-прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность.