Файл: Налоговый учет по акциз.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Формирование современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой базы, ее функционирование и процесс законотворчества в сфере налогообложения, развивающегося в России за последние несколько лет, обусловили необходимость всестороннего научного анализа причин, сущности и последствия определенных аспектов явлений. Акцизы в последнее время привлекают пристальное внимание.

Перспектива существования акцизных налогов демонстрирует многовековую историю косвенного налогообложения. Кроме того, государство привлекает возможность увеличения доходов бюджета за счет увеличения сбора налогов с высокодоходных отраслей. В случае акцизных сборов больше не может быть вернее, что косвенные налоги - это уже не просто законы о налогообложении, а законы, регулирующие производство и потребление; и социально-политические цели косвенных налогов часто определяют структуру этих налогов.

Объект исследования – акцизы как косвенный федеральный налог с юридических лиц, предмет - особенности налогового учета объекта исследования.

Цель написания данной курсовой работы – исследовать особенности налогового учета по акцизу. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи следующего порядка:

- изучить основные теоретические аспекты по теме исследования – история становления и развития, понятие и сущность акцизов в целом;

- исследовать акцизы как федеральные косвенные налоги;

- проанализировать ставки акцизов с 2018 по 2021 году;

- сделать основные выводы и дать заключение по теме курсовой работы.

Теоретические подходы к налогообложению акцизами РФ

1.1. История становления и развития

Сейчас невозможно категорически заявить, какие налоги - прямые или косвенные - возникли раньше. Согласно одной из версий, наиболее простой, исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Первые упоминания о взыскании с дани в России - прямого налога, взимаемого с населения, относятся к эпохе князя Олега. В Киевской Руси взимали дань с количества печей и труб в домашнем хозяйстве, количества пахотных земель и т. д.[8,с.45]


Первые упоминания о появлении косвенного налогообложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу X в., Когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимаемая за проезд, перевозку товаров, скот на дорогах, мосты и переходы.

Также в источниках X в. Есть упоминания о «медовом дани», «бражной пошлине» с солодом, хмелем и мёдом - первая форма косвенного налогообложения алкогольных напитков [10,с.73]

В России своего рода прекурсором акцизного налога можно считать так называемый винный налог. Развитие системы земледелия относится к XV - XVI векам.

Выкуп вин осуществлялся системой сбора казначейством доходов от продажи (продажи) алкогольных напитков. Основой винных откупов была таверна «на милость», по окончании откупчика своей деятельности эта же таверна возглавлялась «по вере», избираемая или назначаемая главой таверны «Целовальник». Для каждой таверны, закрепленной за определенной территорией, фискальные органы распределили распределение доходов, которое население должно было выполнять[1,с.83]

Правовой основой деятельности вина откупов был договор, заключенный на аукционе государственными органами с откупщиком. В договоре регламентирован порядок продажи алкогольной продукции (цена, время, условия и т. д.). Покупатель не был частным лицом и был назван «королевским адвокатом», то есть попечителем короля с очень широкими полномочиями[3,с.101]

Доходы, полученные покупателем от продажи алкогольных напитков, согласно Уставу перегонки были собственностью короны, то есть короля. Сборщики налогов не получали оплату от Казначейства за свою деятельность

Легальными источниками их доходов являлись[4,с.77]:

1) изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.);

2) харчевая продажа (закуски);

3) денежные штрафы с корчемников - лиц, нарушивших закон (изготовлявших и вне кабака продававших спиртные напитки).

Однако основные доходы откупщики получали за счет покупателей крепких алкогольных напитков путем обмера, обсчета, фальсификации продукта. В России были нередки случаи поджога и разгрома царских кабаков. Винные откупа порождали взяточничество, коррупцию и должностные преступления среди чиновничества царской России[2,с.78]

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов[11,с.93]


Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей.

В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами[1,с.88].

В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов.

Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар - 92 млн. рублей, табак - 49 млн. рублей, керосин - 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства[11,с.44].

В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись[3,с.67]:

1) свеклосахарное производство;

2) крепкие напитки;

3) табак;

4) осветительные нефтяные масла и

5) зажигательные спички.

До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.

С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война[12,с.77].

В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги[2,с.66].

По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены[8,с.73]:

1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов;

2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки;

3) портер, пиво всех родов и мед;

4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах.

Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.


Не подлежали обложению:

1) спирт и вино, вывозимые за границу;

2) виноградное вино, уксус и медовый квас;

3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам;

4) осветительный спирт;

5) еврейское изюмное (розенковое) вино.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.

Каждый вид подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи, как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено каждому, но устройство винокуренных заводов должно было соответствовать специальным условиям[1,с.72].

Повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 копеек с каждого ведра емкости действовавших на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек[13].

Также патентный сбор взимался: с заведений для приготовления прессованных дрожжей; с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт; с пивоваренных заводов; с медоваренных заводов; с водочных и спиртоочистительных заводов; с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость; с заводов, выделывающих пейсаховую водку[13].

Акциз со спирта, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 копеек с градуса по металлическому спиртометру (с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90-х гг. XIX в. акциз взимался по 10 копеек с градуса или по 10 руб. с ведра безводного спирта[13].

Акциз с водок из сырых продуктов, пива, портера, меда и браги исчислялся с ведра емкости кубов за день действия завода (от 25 до 41 коп.). Акциз вносился за время действия завода не менее чем за семь дней производства.

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России[11,с.103]


В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах[9]:

-акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд,

-на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт,

-на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд,

-на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.

В России высокую фискальную роль косвенных налогов в формировании бюджета характеризуют следующие данные. В XVII - XVIII вв. государственная казна формировалась за счет косвенных налогов на 40 - 50%, к концу XIX в. доля косвенных налогов в бюджетных доходах превысила 58%, в начале ХХ в. поступления от косвенного обложения превышали доходы от прямого (без учета пошлин) в 5,6 раза, составив 84,8% в структуре государственных доходов[9].

Еще в XVII в. и в первой половине XVIII в. наряду с винными откупами существовала винная монополия, представлявшая собой исключительное право государства на производство, переработку, продажу, а также ввоз спирта (винная монополия) или на его продажу (частичная монополия).

В России монополия была частичной. Окончательно винная монополия утвердилась "Положением о казенной продаже питей" (1894 - 1909). Винный акциз предполагал две нормы выхода из пуда ржи - 32 и 34 градуса безводного спирта. Производитель сам выбирал норму и при низшей получал без акциза в свое распоряжение половину перекура, т.е. выхода сверх нормы, при высшей - весь перекур. С улучшением техники перекур повышался, и, таким образом, винный акциз отвечал как фискальным интересам государства, так и интересам производителей. В 1880 г. плата за перекур была отменена, а вместо нее введено безакцизное отчисление в пользу заводчика в размере от 1,5% до 2% выкуренного спирта, т.е. обратно пропорциональное количеству выкурки. Безакцизные отчисления выплачивались производителю деньгами непосредственно из государственной казны[6].

Казна определяла необходимое ей количество спирта на текущий год и затем распределяла 80% этого количества между всеми винокуренными заводами пропорционально их продукции. Разверстанное количество спирта принималось в казну по ценам, устанавливаемым Министерством финансов. Остающиеся 20% спирта приобретались в казну с торгов. Для винокуров были выгоднее твердые цены Министерства финансов, и в 1903 г. все количество закупаемого спирта стало разверстываться по твердым ценам. Винокуренная промышленность превратилась в прибыльную отрасль, практически без коммерческого риска и с гарантированными доходами[6].