Файл: 1. Понятие, структура Особенной части уголовного права и ее значение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 681
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
114. Разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.283, 284 УК РФ).
Ст.283 УК РФ. Разглашение государственной тайны.
Объект – общ.отношения по обеспечению сохранности сведений, составляющих гос.тайну, для безопасности РФ.
Предмет – сведения, составляющие гос.тайну.
Согласно ст.2 Закона от 21.07.1993 №5485-1 о гос.тайне – гос.тайна – это защищаемые гос-вом сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея-ти, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень гос.тайн, который отражен в определении закрпеляется в указе президента РФ от 30.11.1995 №1203.
Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное их разглашение наступает уголовная ответственность. Разглашение гос.тайны при отсутствии признаков гос.измены подлежит квалификации по ст.283 УК РФ.
Объективная сторона - Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 УК РФ.
Способы передачи сведений – различная – частная беседа, публичное выступление , посредством открытой публикации монографии и т.п.
Посторонее лицо – лицо, либо не имеющее доступа или допуска к гос.тайне, либо имющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.
Состав- формальный.
Субъективная сторона – умысел и неосторожность (например, использование сведений, составляющих гос.тайну в разговоре не имея умысла на разглашение).Мотивы – стремление показать свою осведомленность, продемонститровать свою значимость в социальном плане и т.п., что на квалификацию деяния не влияет.
Отличается от гос.измены и шпионажа тем что во время этих преступлений лицо передает сведения иностранной организации другому гос-ву!!! А при разглашении тайны – постороннему лицу – не иностранному гос-ву!!!. Субъект – фл вменяемое 16 лет которому тайна была доверена или стала известна по службе работе учебе. Сюда также относятся лица которым тайна специально не доверена но стала известна по роду дея-ти в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители и т.п.).
Ч.2 - повлекшее по неосторожности тяжкие последствия – тяжесть определ-ся органами следствия и судом в зависимости от обстоя-в совершения преступления (важности сведений, адресата, к которому они попали, ущерба и т.п.).
ст.284 УК РФ. Утрата документов, содержащих государственную тайну.
Объект - общ.отношения по обеспечению сохранности сведений, составляющих гос.тайну, для безопасности РФ.
Объективная сторона - Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий
Состав – материальный.
Предмет – документы., т.е. письменные документы содержащие сведения являющиеся гос.тайной имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись и т.п.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях. Могут также выступать материальные носители секретов в виде образцов военной техники, оружия и т.п.
Утрата – выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами.
Если утрата не повлекла тяжких последствий то состав отсутствует.
Субъективная сторона – неосторожность. Субъект – специальный – лицо имеющее надлежаим образом оформленный допуск к гос.тайне, на которое в силу его служебного положения возложена обязанность обеспечить соблюдение установ.правил обращения с документами содержащими гос.тайну, либо с предметами, сведения о которых составляют гос.тайну.
115.Понятие и признаки должностного лица.
Примеч.1 ст.285 УК – Должностные лица – это признаются лица, 1) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо 2)выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование
имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
А) Лица исполняющие ф-ии представителей власти – лица наделенные правами и обязанностями по осуществлению ф-ий органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Б) Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
В) Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Г) Административно-хозяйственные функции - полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Д) В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.
Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить: - лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); - лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию; - Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации утв.указом президента от 10.11.2007 №1495 (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).
Е) Гупы и Мупы - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество (т.е. на праве хоз.ведения или на праве оперативного управления), закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".
Примеры МУП: МУП «Тулгорэлектртранс», МУП «Расчетный центр ЖКХ»; МУП «Подольский троллейбус».
Ст.21 фз 161 - Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.
Ё) Гос.внебюджет.фонды – ПФР; ОМС (территориальные фонды обязательного мед.страхования); ФСС. Например, Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления Пенсионного фонда РФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фонда РФ, управляющие всеми отделениями фонда по территории России, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России. Управление ФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением. Состав правления ФОМС утверждается Правительством России, срок полномочий правления – три года.