Файл: Контрольная работа по дисциплине Философские проблемы науки и техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(ДВГУПС)
Кафедра «Философия, социология и право»

Контрольная работа
по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»

на тему «Наука и общество»
выполнил: студентка 1 курса ИИФО

магистратуры, группы МЗИ12СТР

принял: профессор, д-р филос. наук

Хабаровск 2023
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..3

Усиление роли науки в жизни современного общества………………………..4

Технократическая утопия как форма философского осмысления роли науки и техники в жизни общества………………………………………………………11

Социокультурные и политические факторы развития эмпирического и теоретического знания…………………………………………………………..20

Вывод…………………………………………………………………………….23

Заключения………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...26

ВВЕДЕНИЕ:
В последнее столетие наука развивалась и развивается в настоя­щее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др. Все это убедительно доказывает, что наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.


Соотнося науку с жизнедеятельностью человека, возникают вопросы: что та­кое нау­ка? Каковы движущие силы возникновения и развития науки? Су­ще­ст­ву­ют ли гра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­ной на нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру? Как наука сопряжена с разнообразием форм и видов жизнедеятельности человека? Какова роль науки в жизни общества? Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гих ми­ро­воз­зрен­че­ско - фи­ло­соф­ских во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния осо­бен­но­стей как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным. Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это свя­за­но пре­ж­де все­го с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.
Усиление роли науки в жизни современного общества
«Когда в эпистемологии или в философии науки говорят о науке, то имеют в виду, прежде всего, представления о науке, о ее струк­туре, методах и способах развития, разработанные логическим позитивизмом, К.Поппером, Т.Куном, И.Лакатосом, С.Тулминым и другими мыслителями, идеи которых широко обсуждались на протяжении более чем полустолетия. Эти модели науки порожда­ли специфические проблемы, рассмотрением которых занимались философы науки в периоды особого интереса к той или иной концепции науки. Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности» [2,с.145].

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет несколько основных значений:



Во-первых, наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во вторых наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний.

В-третьих, под наукой понимается одна из форм общественного сознания, т.е. социальный институт.

Основные черты научного знания:

  • Объективность;

  • Рациональность;

  • Проверяемость;

  • Системность;

  • Общезначимость.

«Объективность научного знания проверяется в ходе научных наблюдений, практики, различных экспериментов, логических рассуждений. Научные гипотезы требуют рационального обоснования, без которого они не могут считаться знанием. Результаты исследований постоянно подвергаются критической оценке и переоценке, без чего невозможен научный прогресс.
Научному знанию свойственна упорядоченность: в ходе исследования оно принимает форму теории, системы понятий, умозаключений» [5,с.99].

Общезначимость науки заключается в всеобщности её достояния, она принадлежит всему человечеству нашей планеты.

Наука выполняет в обществе ряд функций, которые являются внешним проявлением ее одного или нескольких существенных свойств. В качестве главных критериев науки выделяются следующие важные социальные функции:

  1. Культурно - мировоззренческая функция: наука дает человеку

знания об окружающем его мире, помогает ему их систематизировать и формирует культурное мировоззрение и ободневает научное миропонимание;

  1. Познавательно-объяснительная функция: постижение сути

явлений и процессов в окружающем мире, объяснение его устройства, выявление законов развития природы и общества, осуществление прогностической деятельности, то есть воспроизведение новых научных знаний;

  1. Производственная функция: совершенствование

преобразовательной деятельности человека, его производственных процессов, внедрение в производство нововведений и инноваций, новейших технологий, форм организации и т.д.

  1. Прогностическая функция: выявление причинно-следственных

связей в окружающем мире, позволяющих предвидеть перспективы и возможные последствия событий, определяющие нежелательные и опасны


тенденции.

  1. Социально-преобразующая функция: участие в развитии

общества. Ни одно социально значимое достижение не обходится без участия науки.

  1. Культурно-образовательная функция: является фактором

культурного развития людей и образования, воздействие на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, учебников, технологию, формы и методы обучения.

Важнейшие формы науки как особого знания:

  • Теории;

  • Дисциплины;

  • Области исследования;

  • Области наук (физические или исторические);

  • Научные законы;

  • Гипотезы.

«В структуре научной деятельности выделяют следующие основные элементы:

  1. Субъект научной деятельности — исследователь или научный

коллектив, осуществляющий познание;

  1. Объект научной деятельности — предмет изучения, явление

окружающего мира, на которое направлено внимание ученого;

  1. Цель научной деятельности — получение объективных знаний об

объекте исследования;

  1. Эмпирические и теоретические методы научного познания

(наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, дедукция индукция и др.);

  1. Понятийный и категориальный аппарат — теоретическая база

исследования;

  1. Технические средства научно-исследовательской работы

специальное оборудование (экспериментальное, лабораторное)» [6, с.65].

«Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре». [9, с.183]

Существует множество наук, и каждое научное направление отличается друг от друга по двум признакам: объект науки и предмет науки.

Объектом науки можно назвать часть действительности, на который направлен интерес данной науки, причем у каждого научного направления имеется свой объект (например, объектом энтомологии являются насекомые, а в астрономии объектом является космос).

 Предметом науки является размышление ученых об объекте исследования (научные знания), причем между реальностью и действительностью или объектом науки и размышлением о нем и моделью никогда нет полного совпадения.


Наука выполняет в обществе ряд функций, которые являются внешним проявлением ее одного или нескольких существенных свойств. В качестве главных критериев науки выделяются следующие важные социальные функции:

  1. Культурно - мировоззренческая функция: наука дает человеку

знания об окружающем его мире, помогает ему их систематизировать и формирует культурное мировоззрение и ободневает научное миропонимание;

8. Познавательно-объяснительная функция: постижение сути явлений и процессов в окружающем мире, объяснение его устройства, выявление законов развития природы и общества, осуществление прогностической деятельности, то есть воспроизведение новых научных знаний;

  1. Производственная функция: совершенствование

преобразовательной деятельности человека, его производственных процессов, внедрение в производство нововведений и инноваций, новейших технологий, форм организации и т.д.

  1. Прогностическая функция: выявление причинно-следственных

связей в окружающем мире, позволяющих предвидеть перспективы и возможные последствия событий, определяющие нежелательные и опасные тенденции.

  1. Социально-преобразующая функция: участие в развитии

общества. Ни одно социально значимое достижение не обходится без участия науки.

12. Культурно-образовательная функция: является фактором культурного развития людей и образования, воздействие на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, учебников, технологию, формы и методы обучения.

В соответствии с этими функциями наука оказывает разнонаправленные воздействия на общество в целом и на каждого человека в частности. Каждое серьезное изменение в общественной жизни не могут сегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и психологических прогнозов, теоретического анализа.

«В ходе своего развития наука претерпевает революционные изменения в господствующей системе представлений и понятий — смену парадигм. Выполняя свои функции, наука разделяется на особые группы, характеризующие направления её изучения. Существуют различные способы классификации наук на основе определенных критериев». [13, с.62]

По объекту и методам познания выделяют:

  • естественные науки, изучающие природу и ее законы (такие