Файл: Контрольная работа по дисциплине Философские проблемы науки и техники.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ДВГУПС)
Кафедра «Философия, социология и право»
Контрольная работа
по дисциплине «Философские проблемы науки и техники»
на тему «Наука и общество»
выполнил: студентка 1 курса ИИФО
магистратуры, группы МЗИ12СТР
принял: профессор, д-р филос. наук
Хабаровск 2023
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..3
Усиление роли науки в жизни современного общества………………………..4
Технократическая утопия как форма философского осмысления роли науки и техники в жизни общества………………………………………………………11
Социокультурные и политические факторы развития эмпирического и теоретического знания…………………………………………………………..20
Вывод…………………………………………………………………………….23
Заключения………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...26
ВВЕДЕНИЕ:
В последнее столетие наука развивалась и развивается в настоящее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", начала переноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и др. Все это убедительно доказывает, что наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Соотнося науку с жизнедеятельностью человека, возникают вопросы: что такое наука? Каковы движущие силы возникновения и развития науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Как наука сопряжена с разнообразием форм и видов жизнедеятельности человека? Какова роль науки в жизни общества? Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.
Усиление роли науки в жизни современного общества
«Когда в эпистемологии или в философии науки говорят о науке, то имеют в виду, прежде всего, представления о науке, о ее структуре, методах и способах развития, разработанные логическим позитивизмом, К.Поппером, Т.Куном, И.Лакатосом, С.Тулминым и другими мыслителями, идеи которых широко обсуждались на протяжении более чем полустолетия. Эти модели науки порождали специфические проблемы, рассмотрением которых занимались философы науки в периоды особого интереса к той или иной концепции науки. Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности» [2,с.145].
Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет несколько основных значений:
Во-первых, наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.
Во вторых наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний.
В-третьих, под наукой понимается одна из форм общественного сознания, т.е. социальный институт.
Основные черты научного знания:
-
Объективность; -
Рациональность; -
Проверяемость; -
Системность; -
Общезначимость.
«Объективность научного знания проверяется в ходе научных наблюдений, практики, различных экспериментов, логических рассуждений. Научные гипотезы требуют рационального обоснования, без которого они не могут считаться знанием. Результаты исследований постоянно подвергаются критической оценке и переоценке, без чего невозможен научный прогресс.
Научному знанию свойственна упорядоченность: в ходе исследования оно принимает форму теории, системы понятий, умозаключений» [5,с.99].
Общезначимость науки заключается в всеобщности её достояния, она принадлежит всему человечеству нашей планеты.
Наука выполняет в обществе ряд функций, которые являются внешним проявлением ее одного или нескольких существенных свойств. В качестве главных критериев науки выделяются следующие важные социальные функции:
-
Культурно - мировоззренческая функция: наука дает человеку
знания об окружающем его мире, помогает ему их систематизировать и формирует культурное мировоззрение и ободневает научное миропонимание;
-
Познавательно-объяснительная функция: постижение сути
явлений и процессов в окружающем мире, объяснение его устройства, выявление законов развития природы и общества, осуществление прогностической деятельности, то есть воспроизведение новых научных знаний;
-
Производственная функция: совершенствование
преобразовательной деятельности человека, его производственных процессов, внедрение в производство нововведений и инноваций, новейших технологий, форм организации и т.д.
-
Прогностическая функция: выявление причинно-следственных
связей в окружающем мире, позволяющих предвидеть перспективы и возможные последствия событий, определяющие нежелательные и опасны
тенденции.
-
Социально-преобразующая функция: участие в развитии
общества. Ни одно социально значимое достижение не обходится без участия науки.
-
Культурно-образовательная функция: является фактором
культурного развития людей и образования, воздействие на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, учебников, технологию, формы и методы обучения.
Важнейшие формы науки как особого знания:
-
Теории; -
Дисциплины; -
Области исследования; -
Области наук (физические или исторические); -
Научные законы; -
Гипотезы.
«В структуре научной деятельности выделяют следующие основные элементы:
-
Субъект научной деятельности — исследователь или научный
коллектив, осуществляющий познание;
-
Объект научной деятельности — предмет изучения, явление
окружающего мира, на которое направлено внимание ученого;
-
Цель научной деятельности — получение объективных знаний об
объекте исследования;
-
Эмпирические и теоретические методы научного познания
(наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, дедукция индукция и др.);
-
Понятийный и категориальный аппарат — теоретическая база
исследования;
-
Технические средства научно-исследовательской работы
специальное оборудование (экспериментальное, лабораторное)» [6, с.65].
«Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре». [9, с.183]
Существует множество наук, и каждое научное направление отличается друг от друга по двум признакам: объект науки и предмет науки.
Объектом науки можно назвать часть действительности, на который направлен интерес данной науки, причем у каждого научного направления имеется свой объект (например, объектом энтомологии являются насекомые, а в астрономии объектом является космос).
Предметом науки является размышление ученых об объекте исследования (научные знания), причем между реальностью и действительностью или объектом науки и размышлением о нем и моделью никогда нет полного совпадения.
Наука выполняет в обществе ряд функций, которые являются внешним проявлением ее одного или нескольких существенных свойств. В качестве главных критериев науки выделяются следующие важные социальные функции:
-
Культурно - мировоззренческая функция: наука дает человеку
знания об окружающем его мире, помогает ему их систематизировать и формирует культурное мировоззрение и ободневает научное миропонимание;
8. Познавательно-объяснительная функция: постижение сути явлений и процессов в окружающем мире, объяснение его устройства, выявление законов развития природы и общества, осуществление прогностической деятельности, то есть воспроизведение новых научных знаний;
-
Производственная функция: совершенствование
преобразовательной деятельности человека, его производственных процессов, внедрение в производство нововведений и инноваций, новейших технологий, форм организации и т.д.
-
Прогностическая функция: выявление причинно-следственных
связей в окружающем мире, позволяющих предвидеть перспективы и возможные последствия событий, определяющие нежелательные и опасные тенденции.
-
Социально-преобразующая функция: участие в развитии
общества. Ни одно социально значимое достижение не обходится без участия науки.
12. Культурно-образовательная функция: является фактором культурного развития людей и образования, воздействие на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, учебников, технологию, формы и методы обучения.
В соответствии с этими функциями наука оказывает разнонаправленные воздействия на общество в целом и на каждого человека в частности. Каждое серьезное изменение в общественной жизни не могут сегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и психологических прогнозов, теоретического анализа.
«В ходе своего развития наука претерпевает революционные изменения в господствующей системе представлений и понятий — смену парадигм. Выполняя свои функции, наука разделяется на особые группы, характеризующие направления её изучения. Существуют различные способы классификации наук на основе определенных критериев». [13, с.62]
По объекту и методам познания выделяют:
-
естественные науки, изучающие природу и ее законы (такие