Файл: Социальное обслуживание населения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимо отметить, что согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3].

При этом человек, его права и свободы являются высшей ценностью, о чем свидетельствует ст.2 Конституции РФ. В тоже время на основании ст. 39 Конституции РФ каждому в нашей стране гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В Российской Федерации социальное обеспечение и социальное обслуживание всегда занимали одно из важнейших мест в жизни государства и общества. Они прямым образом связаны с политикой и социальным благополучием народа.

Российская Федерация - государство, политика которого направлена на обеспечение условий для жизнедеятельности лиц, находящихся на ее территории.

Социальное обеспечение — это выражение социальной политики государства, которая направлена на обеспечение определённых категорий граждан как из государственного бюджета, так и из специальных внебюджетных фондов.

Целью социального обеспечения и обслуживания является предотвращение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий наступления страховых и не страховых случаев. Для достижения этой цели создаются финансовые источники.

Деятельность по социальному обеспечению и обслуживанию осуществляют органы государства, органы местного самоуправления, федеральные, региональные и муниципальные учреждения.

Предметом данной курсовой работы выступают отношения, связанные с социальным обслуживанием населения, а объектом законодательная база таких отношений.

Целью работы является рассмотрение социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Для достижения цели в ходе исследования необходимо проанализировать несколько задач:

  1. Рассмотреть сущность, цели и задачи социального обслуживания населения;
  2. Изучить нормативно – правовое обеспечение социального обслуживания населения;
  3. Расмотреть Система органов социальной власти по реализации мер социальной обслуживания населения
  4. Социальное обслуживание населения Российской Федерации

Информационная база исследования: Конституция Российской Федерации, российское законодательство, законы и подзаконные акты, связанные с социальной поддержкой ветеранов ВОВ и тружеников тыла в Российской Федерации.


Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-юристов в области социального обеспечения: Л.В. Забелина, В. Дурденевского, К.С. Батыгина, М.Л. Захарова, М.В. Кучмы, М.В. Лушниковой, Е.Е. Мачульской, О.С. Хохряковой, В.Ш. Шайхатдинова и др., специалистов в области теории государства и права и конституционного права.

В работе использованы такие методологические подходы как - общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и интерпретации.

1. Основные понятия социального обслуживания населения

1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

Социальная защита – это политика государства, которая обеспечивает политические, экономические, социальные и иные права, а также гарантии человека, независимо от его места жительства, возраста, национальности и пола [18, c. 140].

Как социальный институт, социальная защита является совокупностью правовых норм, которые в международном контексте призваны решать экономические и социальные проблемы.

Зачастую дело имеется с такими гражданами, которые не имеют необходимых средств, чтобы удовлетворить свои жизненно важные потребности и потребности своих нетрудоспособных членов семьи. Это происходит по ряду причин, основными из них являются отсутствие работы и утрата трудоспособности.

Таким гражданам в рамках системы социальной защиты в натуральной или денежной форме оказывается определенная помощь. Одновременно в целях предотвращения неблагоприятных событий социальная защита проводит профилактические работы.

В настоящее время практически в каждой стране существует система социальной защиты населения. Данная защита необходима для всех граждан, ведь именно она обеспечит основные жизненные потребности, если тот не сможет обеспечить их собственным трудом.

Сущность социальной защиты состоит в том, что она принимает специальные меры, которые должны укрепить статус социально и экономически слабых граждан, соблюдая при этом принципы равноправия. Поддержка нетрудоспособных граждан является главным приоритетом системы социальной защиты, в результате чего организуются даже специальные денежные фонды.

Содержание социальной защиты и его трактовка в международной теории и практике не однозначна. Это связано с тем, что содержание социальной защиты в каждом государстве напрямую зависит от его национальных и исторических условий формирования социально-экономической политики.


В одних странах данное понятие подразумевает только неработающих, в других – пенсионеров, инвалидов и больных, а в третьих охватывают все меры, которые связаны с созданием и функционированием социальной сферы в целом.

В связи с этим основными целями социальной защиты населения являются:

-помощь в адаптации к условиям рыночной экономики социально уязвимых групп населения;

-оказание населению материальной помощи в экстремальных ситуациях;

-недопущение абсолютной нищеты, если общий доход семьи опускается, ниже прожиточного минимума

В системе социальной защиты основными элементами являются объекты и субъекты, которые раскрываются в средствах, функциях, задачах и целях. При этом очень важно, чтобы объекты были целостно общественной и иерархически организованной системой, а субъекты бы отражали данную целостность, осуществляя свою деятельность.

Связывать между собой объекты и субъекты должны следующие элементы социальной защиты:

-технологи;

-системы;

-методы;

-формы

Если говорить об объектах социальной защиты, то ими являются:

-лица без определенного места жительства;

-одинокие матери;

-многодетные семьи;

-малообеспеченные семьи;

- дети с девиантным поведением;

- дети — сироты;

-дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;

-вынужденные переселенцы и беженцы;

-безработные;

-граждане, которые пострадали от радиоактивных выбросов, в том числе на Чернобыльской АЭС;

-инвалиды;

-дети-инвалиды и инвалиды с детства;

-семьи погибших военнослужащих;

-инвалиды ВОВ;

-граждане пожилого возраста, которые одинокие или проживают в одиночестве [22, c. 174]

Данные объекты получают от государства социальную поддержку и помощь.

Рассматривая субъекты социальной защиты, можно выделить следующие:

1)Социальные институты общества, учреждения и организации:

-государство;

-исполнительные органы управления социальной работой;

-социальные службы;

-центры экстренной психологической помощи по телефону;

-центры психологической помощи населению;

-реабилитационные центры для детей и подростков

2)Благотворительные, общественные и иные учреждения и организации:

-частные социальные организации и службы;

-общества Красного Креста;

-отделение Детского фонда;

-профсоюзы;

-негосударственные благотворительные организации

3)Люди, которые на общественных началах или профессионального занимаются практической социальной работой:


-социальные работники;

-исполнители и организаторы-управленцы, которые обеспечивают социальную защиту клиентов

4) Исследователи социальной работы

5) Преподаватели

В настоящее время основными принципами социальной защиты населения можно выделить:

-обеспечение прав и свобод личности;

-комплексность;

-адресность;

-социальная справедливость;

-гуманность [17].

При этом социальная справедливость и гуманизм являются важнейшими принципами социальной защиты. Это связано с тем, что они на правовой основе с учетом трудового вклада обеспечивают все слои и группы населения равнодоступными благами и гарантиями.

Кроме того, гуманизм и социальная справедливость тесно переплетаются с постройкой демократического, правового государство, где исключается пассивное ожидание помощи и стимулирование иждивенческих настроений отдельных членов общества, благодаря получению равнодоступных защитных благ и гарантий.

На принципах системности и комплексности основывается система социальной защиты. Данная система социальной защиты создается как:

-комплекс взаимосвязанных структурных элементов;

-целостное образование (составлено из частей);

-совокупность взаимодействующих компонентов

Все эти элементы в процессе интеграции образуют в конечном итоге определенную целостность.

Комплексность в организации и содержании социальной защиты тесно переплетена с системностью. Это связано с тем, что в обеспечении гарантированного государством минимального уровня социальной защиты она обеспечивает тесное единство всего комплекса мер (правовых, социальных, экономических).

Вместе с тем, основываясь на комплексном подходе, можно увязать решение социальной защиты с реализацией целей социальной и экономической политики государства.

Среди таких целей можно выделить:

-превращение социальной защиты в фактор стабилизации социального и экономического развития;

-оказание помощи тем, кто попал в трудную ситуацию;

-защита тех, кто уже подошел к черте бедности

Также большое значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите. Его суть заключается в предупреждение причин социального неблагополучия, а также обнаружение и устранение их на начальном этапе возникновения.

Превентивность в первую очередь призвана создавать такие условия, чтобы люди, используя личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков (безработица, болезнь или старость) сами могли справиться со сложной жизненной ситуацией.


А вот принцип адресности помогает людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, поддерживает и поощряет их активность, социальную инициативу и стремления, тем самым, решая их проблемы.

Система социальной защиты населения по принципу адаптивности выполняет следующее:

-пересматривает в условиях снижения занятости, экономической нестабильности и инфляции социальные нормативы;

-занимается развитием правовой базы организационных структур;

-обновляет методы развития правовой базы организационных структур

Адаптивность системы социальной защиты населения означает:

-способность данной системы к самосовершенствованию;

-развитие инициативы и самозащитной активности социальных субъектов;

-проявление собственных средств социальной защиты [14, c. 122].

Принцип адаптивности чрезвычайно важен, когда речь идет о региональных общностях, а также профессиональных и социально-демократических групп населения.

Также в социальной защите выделяется такой принцип как многосубъективности.

1.2. Нормативно – правовое обеспечение социального обслуживания населения

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации [3], принятой в 1993 году, и регламентировано законодательством. В ней закрепляется база конституционного строя России, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях.

Наиболее распространенными источниками данного права являются нормативно-правовые акты. Эти акты и образуют законодательство об обеспечении граждан пособиями, которое регулируют все общественные отношения.

В отличие от других источников нормативно-правовые акты рассчитаны на многократное использование. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по обеспечению граждан пособиями образуют источники данного права. Наиболее распространенными источниками данного права социального обеспечения являются нормативно-правовые акты. Они образуют законодательство об обеспечении граждан пособиями, которое регулируют все общественные отношения, составляющих предмет данного института.

В отличие от других источников нормативно-правовые акты рассчитаны в многократное использование. Под нормативно-правовым актом подразумевается выпущенный в определенном порядке документ, органа местного самоуправления либо официального лица, определяющий правовые нормы (принципы действия).