Файл: Социальное обслуживание населения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Люди с ограниченными возможностями и престарелые граждане являются категорией граждан особого риска и, несмотря на реализацию различного рода мер, они по-прежнему остаются самыми незащищенными гражданами [29].

Практика показывает, что механизм социального обеспечения и социального обслуживания инвалидов и престарелых в современной региональной политике является несовершенным, поскольку данные категории граждан все чаще становятся субъектами нарушенного права, многие нормативно установленные параметры социального обслуживания не исполняются [28].

Безусловно, что реализация политики социального обслуживания во многом зависит от средств и возможностей того или иного региона. Однако стоит отметить, что на современном этапе основной проблемой является дисбаланс нормативно утвержденных положений и существующей практики социального обслуживания инвалидов и престарелых.

На фоне внешних и внутренних потрясений экономики 2008 году и 2014 году, четкого понимания необходимости изменений для дальнейшего устойчивого развития страны, правительство Российской Федерации перешло к разработке документов стратегического планирования, охватывающее все основные сферы жизнедеятельности государства, и в частности, к данным документам относится стратегия социально- экономического развития Российской Федерации.

Данной проблематикой ещё с 1999 года занимался центр стратегических разработок (ЦСР), однако, с 2016 года по поручению Президента РФ Владимира Путина и под руководством Алексея Кудрина эксперты ЦСР начинают работать над новым проектом: стратегией развития страны 2018-2024 гг.

К этому моменту приходит четкое осознание неспособности российской экономики самостоятельно мотивировать ускорение своего развития. К тому же снижение демографических показателей и уровня жизни населения в целом свидетельствовали о необходимости структурных изменений и разработки иной социально-экономической концепции.

Основное направление социальной политики России на современном этапе в рамках стратегии развития страны до 2024 года является развитие человеческого капитала, который определяют главным продуктом экономики 21 века. Проблема заключается в столкновении с некими тормозящими возможность поддержания и развития человеческого капитала преградами, вызванными сложившимися демографическими и социальными особенностями в стране, речь о которых пойдёт ниже.

Человеческий капитал – главная альтернатива сырьевым источникам экономического развития, а значит социальная политика должна стать ключевым направлением в стратегическом планировании, требующим особенного внимания и разрешения всех возникающих проблем в ближайшем будущем. Так, образование и культурная сфера способствуют формированию более высокого уровня человеческого капитала, что в свою очередь будет стимулировать движение экономического роста. Здравоохранение, экология и сфера досуга напрямую влияют на объем ресурса человеческого капитала.


Прежде всего стоит отметить демографические сдвиги, происходящие в настоящее время в России: численность жителей в трудоспособном возрасте, сокращается, при этом увеличивается число лиц пенсионного возраста, происходит так называемое «старение» общества. Подобная перестройка способствует снижению темпов экономического роста. Перед Россией на современном этапе стоит обратная задача, и в этом заключается первая трудность её реализации.

Кроме того, Российская Федерация переходит в число стран со средним уровнем доходов, попадая при этом в следующие «ловушки»: если в Европе старшее поколение было готово к обеспечению собственного существования, постепенно осуществляя вклад на будущее с текущих доходов и имея возможность делать это на регулярной основе, то в нашей стране уровень доходов не вышел на данный уровень и нынешние пенсионеры не готовы в настоящий момент времени обходится минимальной поддержкой государства, однако, численность данной категории граждан возрастает и будет продолжать расти в ближайшие десятилетия .

Как показала практика, с 2006 по 2015 гг. дополненные меры социальной поддержки новыми инструментами – такими как материальный капитал, различные выплаты и пособия, земельные участки, выплаты за 3-его ребенка - имели некоторые успехи.

Проблема бедности до сих пор остаётся актуальной, однако, особенно остро стоит вопрос бедности среди населения с детьми: более 70% всех граждан с доходами ниже прожиточного минимума являются представителями бюджетных организаций, а также семья с детьми.

Помимо финансовой поддержки, в виде увеличения адресных пособий и выплат различного назначения, необходимо расширять доступность социальных услуг (например, возможность отдать ребёнка в детский сад без очереди и т.д.).

Демография объединяет весь контур социальной политики в Стратегии воедино, от неё отталкивается экономическое развитие страны, поэтому данной проблеме стоит уделит особенное внимание.

Стремясь к достижению поставленной цели значительного роста ВВП, важно вовремя остановится, чтобы не построить стадионов и мостов, по которым не кому будет ходить.

Все основные направления социальной политики на современном этапе развития, подчинены способствованию повышения уровня производительности труда (по оценкам экспертов к 2035 году необходимо достичь увеличение показателя в 2 раза), как одного из главного фактора экономического роста. Наибольшие ожидания возлагаются, безусловно, на сферу здравоохранения и образования.


Так, в частности, на практике, доля людей с ограниченными возможностями, которые могут быть трудоустроены на работу значительно мала, не все инвалиды могут реализовать свое право на бесплатное получение специального оборудования, предметов одежды, обуви и прочего [29].

Недостаточен и охват социального обслуживания престарелых граждан, несмотря на активную работу социальных служб [13].

В последнее время в России происходит снижение государственных социальных расходов в реальном выражении. По данным Росстата, удельный вес социальных выплат (пенсий, пособий и стипендий) в ВВП составил в 2001г. 8,1%, в 2016 г. — 7,7%, в 2017г. — 7,5%; в объеме денежных доходов населения в 2015 г. — 12,7%, в 2016 г. — 12,0%, в 2017 г. — 11,6 % [13].

Также произошли перенос основных расходов на регионы, свертывание государственной системы оказания социальных услуг, минимальный размер социальных пособий, распространение платы граждан за социальные услуги, приватизация учреждений социальной сферы.

При этом основная тенденция, реструктуризация минимальных социальных расходов не находит адекватной замены в лице рыночных институтов.

Поэтому многие начинания, предпринимаемые сегодня, впоследствии легко дадут возможность государству снизить свои финансовые обязательства. Пример — «продавливание» закона об автономных организациях, введение института врача общей практики в здравоохранении.

Широко применяемый на практике административный подход оценки эффективности государственной социальной политики чаще использует значения прироста абсолютных показателей, которые несут в себе мало качественного содержания.

Эффективность социальной политики можно оценить на основе ряда известных индикаторов, разработанных современной экономической наукой, которые в целом определяют уровень и качество жизни населения.

Анализ применяемых в мировой практике индикаторов качества жизни показывает, что большинство из них может быть применено в исследованиях, связанных с оценкой эффективности государственной социальной политики. Тем не менее некоторые индикаторы в предлагаемом виде не применимы для измерения социального качества в российских условиях и нуждаются в адаптации.

На взгляд автора, некоторые из этих показателей не имеет смысла рассчитывать в подобных исследованиях в силу того, что в России явления, характеризуемые этими индикаторами, качественно неоднородны с подобными явлениями в европейских странах в силу значительных отличий институциональной среды.


Например, доля людей, охваченных обязательным добровольным медицинским страхованием, не отражает в России вкладываемое в него зарубежными исследователями содержания. К сожалению, наличие страховки в России не всегда гарантирует доступ к высококвалифицированной медицинской помощи; количество докторов на 10 000 чел. также несет в себе мало значимой информации, ведь доктора в России не всегда оказывают качественную медицинскую помощь.

Семья – это самое ценное в человеческой жизни. Процесс зарождения ячейки общества не самый легкий процесс. В современном мире очень важно финансовое благополучие родителей.

Таким образом, актуальность обращения к проблеме социального обслуживания инвалидов и престарелых обуславливается наличием различного рода проблем.

Последние три года, в условиях финансово-экономического кризиса, введения санкций против России, особенно такие незащищенные группы граждан как инвалиды и престарелые поставлены в очень жесткие условия выживания. С каждым днем дорожает корзина прожиточного минимума, повышается уровень оплаты услуг ЖКХ, проезда в транспорте.

Негативные тенденции в экономике, вызванные различными причинами (как внешними, так и внутренними) создают определенные трудности для жизнедеятельности многих людей, в связи с чем, особую роль играет механизм регулирования надгосударственного уровня.

Таким образом, наряду с развитием системы поддержки нуждающихся граждан мы можем наблюдать и обратный процесс – рост очередей в соответствующие учреждения, недоступность (в некоторых случаях) социальных услуг, хроническая кадровая проблема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав граждан РФ, были заложены Конституцией РФ, в которую можно включить два вида норм, устанавли­вающих права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей, и нормы, непосредственно касающиеся прав таких индивидуумов, как ветераны, инвалиды.

Сватьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на социальную защиту, Российская Федерации провозглашена социальным государством, политика которого направлена на то, чтобы создать условия, которые обеспечат достойный уровень жизни и свободное развитие человека.

В статье 39 Конституции РФ содержится конкретизация данного положения, согласно которому каждому человеку гарантируется социальное обеспечение и социальная помощь в случае нетрудоспособности, для воспитания детей, а также в иных случаях, которые установлены законодательством РФ.


Отношения по социальному обеспечению как экономические есть часть распределения. Как экономическая категория социальное обеспечение выражает совокупность отношений по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления обобществленной части необходимого и части прибавочного продукта.

В политическом аспекте социальное обеспечение отражает цели социальной политики государства в данной области. Будучи политическими по характеру, отношения по социальному обеспечению тесно взаимосвязаны с экономическими и социальными отношениями как элементами структуры социального обеспечения.

В настоящее время сеть учреждений и организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста формируется как многоуровневая подсистема, органично входящая в общую систему социального обслуживания населения. Их основной целью является поддержание нормального уровня жизнедеятельности своих подопечных, сохранение связей с внеш­ним миром, здоровья и оптимальных условий существования.

Следует от­метить, что фактически все структуры социума, институты государствен­ной власти общественного управления разнопланово занимаются пробле­мами данной социальной группы общества.

В общем виде организацион­но-функциональную структуру социального обслуживания пожилого населения можно охарактеризовать как устойчивую систему взаимодейст­вия организаций, учреждений и ее субъектов, обеспечивающую необхо­димые условия для полноценной жизнедеятельности и рациональной ор­ганизации социального обслуживания нуждающихся в ней людей старше­го поколения в соответствии с их интересами и потребностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
  2. Конвенция «О правах ребенка» Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
  3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014;
  4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018), Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 256, 31.12.2001
  5. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018), Текст редакции от 02.01.2000 опубликован в изданиях "Российская газета", N 1 - 3, 05.01.2000
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831,
  7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832,
  8. Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 (ред. от 07.03.2018) N 122-ФЗ, Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 30.08.2004, N 35, ст. 3607
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О страховых пенсиях", Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013
  10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013
  11. Федеральный закон от 16.07.1999 (ред. от 03.07.2016) N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686
  12. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 (ред. от 07.03.2018) N 255-ФЗ, //"Российская газета", N 297, 31.12.2006
  13. Анбрехт Т. А., Пяткова Ю. С. К вопросу о реформировании законодательства о социальном обслуживании: предпосылки, реалии и перспективы [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 112-114.
  14. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Анбрехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 285 с.
  15. Валентин Роик. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 258 с.
  16. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. – М.: Академия, 2012. – 416 с.
  17. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 369 с.
  18. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2016. - № 7. - С.120-128.
  19. Ершов В.А. Право социального обеспечения: учебное пособие/ В.А. Ершов.- М.: Юрайт, 2016.- 378 с.
  20. Жаворонков Р.Н. Законодательное регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам // Журн. рос. права. - 2013. - № 1. - С.79-86.
  21. Кто относится к ветеранам ВОВ? ("Электронный журнал "Азбука права", 2018) 
  22. Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде Т.Э.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014
  23. Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения. - М.: Юстицинформ, 2016. - 656 c.
  24. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для СПО / Е. Е. Мачульская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 441 с.
  25. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для СПО / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 193 с.
  26. Ситуация: Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам ВОВ? ("Электронный журнал "Азбука права", 2018) 
    из информационного банка "Бухгалтерская пресса и книги"
  27. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения/ Г.В. Сулейманова.- Ростов на Дону: Феникс, 2016.- 431 с.
  28. Тарасова Л. А., Суркина Ф. Ж. Деятельность органов государственной власти в сфере социального обслуживания населения // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 187-189.
  29. Уваров, А.Н. Российская энциклопедия социальной работы. – М.: Дашков и К, 2016. – 1032 с.
  30. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2015. – 576 с.