Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные понятия социального обслуживания населения
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социального обслуживания населения
1.3. Система органов социальной власти по реализации мер социальной обслуживания населения
2. Социальное обслуживание населения Российской Федерации
2.1. Общая характеристика видов социального обслуживания
2.2. Стационарное социальное обслуживание
Источники права социального обеспечения — это разные нормативные правовые акты, стабилизирующие социальные взаимоотношения, который составляет предмет этого права в таком случае имеется социальные взаимоотношения в области социального обеспечения.
Источники права социального обеспечения способны отобразить условия жизни нашего общества, с изменением условий жизни нашего общества происходит также изменение и источников права социального обеспечения. В современном мире подобные ситуации происходят достаточно часто, что проводит к необходимости постоянного обновления законодательства в праве социального обеспечения.
В Конституции Российской Федерации происходит закрепление каждому человеку гарантированного социального обеспечения в зависимости от его возраста, в случае возникновения болезни, наступления инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также в других случаях, которые установлены законодательными нормами Российской Федерации. На законодательном уровне устанавливают размеры государственных пенсий и социальных пособий. В стране поощряют добровольное социальное страхование, а также образование дополнительных форм связанных с социальным обеспечением и благотворительностью.
Международно-правовые акты - это официальные письменные документы, которые заключаются между государствами, а также иными субъектами международного права.
Международно-правовое регулирование выражается в области социального обеспечения. Его задачами является гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав, при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция «О правах ребенка».
Федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные разным сторонам общественно финансовой, политической и духовной жизни сообщества. В общественно обеспечительной сфере федеральные законы касаются отдельных родов и видов социального обеспечения, а, следственно, вносят вклад в предстоящее формирование.
Федеральные законы:
- «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция), он устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
- «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция), устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
- «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция), который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ;
- «О медицинском страховании граждан в РФ» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция), который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и другое.
Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, принимаемые во использование или развитие законов о социальном обеспечении. К ним относятся указы Президента Российской Федерации, постановление распоряжение Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти.
Указы Президента РФ:
- «О размере пособия по временной нетрудоспособности» Федеральный Закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. От 03.07.2016);
- «О Фонде социального страхования» от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016);
Постановления Правительства РФ:
- «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ» от 30 июня 2004 г. N 321;
- «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 31.12.2004 N 907 (ред. от 28.06.2016);
Иные нормативные акты. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» от 24.06.1994 N 50.
Основные источники права социального обеспечения подразделяются на несколько типов:
1. По юридической силе. В этот тип входят законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов.
2. По сфере их деятельности. В этот тип входят федеральные, субъекты Российской Федерации (то есть областные и краевые), отраслевые, муниципальные, локальные. Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении.
3. По форме акта. Это законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы.
Большое число источников права социального обеспечения возможно дать характеристику только лишь важные, основные акты, в каковых фиксируются права людей в эти либо другие типы социального обеспечения, отражаются только лишь условия и требование их предоставления, регламентируется процедура реализации отмеченных предписаний определенных нормативных актов.
Действие норм Конституции дает возможность гражданину осуществлять и защищать свои права на социальное обеспечение всеми способами в рамках дозволенного, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан в РФ»
Направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышение его уровня, качества и эффективности.
Получатели социальных услуг обладают правом:
- на уважительное и гуманное отношение к себе;
- на получение бесплатной и в доступной форме информации связанной с правами и обязанностями, видами социальных услуг, сроками, порядком и условиями их оказаниям, тарифами на данные услуги, стоимость данных услуг для получателя социальных услуг, а также о возможностях получения данных услуг бесплатно и о поставщиках социальных услуг;
- возможность выбора поставщика или поставщиков, которые предоставляют социальные услуги;
- возможность отказа от предоставления социальных услуг;
- право на защиту собственных прав и законных интересов согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации;
- обладает правом принимать участие в составлении индивидуальных программ;
- имеет право на получение возможности находиться в организациях, которые занимаются социальным обслуживанием и соответствуют необходимым санитарно – гигиеническим требованиям, а также имеют право на надлежащий уход;
- свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9) социальное сопровождение в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
1.3. Система органов социальной власти по реализации мер социальной обслуживания населения
Согласно Федеральному закону Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание является деятельность социальных служб.
Социальными службами являются предприятия и учреждения, которые независимо от форм собственности предоставляют социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с социальным обслуживанием населения без образования юридического лица.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные службы могут быть частными или государственными.
Статье 5 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» государственной системой социальных служб является система, которая состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Также согласно указанной статье социальное обслуживание осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности, и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Необходимо отметить, что со стороны государства обеспечивается поддержка развития разнообразных социальных служб вне зависимости от формы собственности.
К государственным учреждениям и предприятиям социального обслуживания относятся:
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- центры социального обслуживания;
- центры психолого-педагогической помощи населению;
- центры экстренной психологической помощи по телефону;
- центры (отделения) социальной помощи на дому;
- дома ночного пребывания;
- специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения
- социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты);
- геронтологические центры.
К частным учреждениям и предприятиям социального обслуживания могут быть отнесены другие организации, предоставляющие социальные услуги.
Основными подразделениями по проведению организационно-методической работы в субъектах РФ по оказанию медицинской помощи ветеранам ВОВ являются госпитали ветеранов войн. Ветеранов ВОВ ежегодно отправляют на санитарно-курортное лечение. Правительством Российской Федерации ежегодно оказывается государственная поддержка общественным организациям ветеранов ВОВ.
2. Социальное обслуживание населения Российской Федерации
2.1. Общая характеристика видов социального обслуживания
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона №422 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание населения может быть предоставлено в следующих формах:
- Социальное обслуживание на дому;
- Социальное обслуживание в полустационарной форме;
- Социальное обслуживание в стационарной форме.
Социальное обслуживание на дому проводится с помощью предоставления социальных услуг гражданам которые нуждаются постоянно или временно в нестационарном социальном обслуживании.
Одинокие граждане и граждане, которые частично утратили способность к самообслуживанию по причине преклонного возраста, болезни, инвалидности могут получать помощь на дому в виде социально-бытовых или социально-медицинских услуг.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется с помощью оказания социальных услуг гражданам которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждается в постоянном постороннем уходе. В стационарных учреждениях социального обслуживания образовываются соответствующий их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, осуществляются мероприятия, имеющие медицинский, психологический, социальный характер, а также предоставляются питание и уход, организовывается посильная трудовая деятельность, отдых, досуг.
Во временные приюты, расположенные в специализированных учреждениях социального обслуживания помещается дети сироты, дети, которые остались без попечения родителей, безнадзорные совершеннолетние дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в подобные временные приюты помещают граждан без определённого места жительства и определенных занятий, граждане которые пострадали от физического и психологического насилия, стихийного бедствия, в результате вооруженного или межэтнического конфликта, а также других клиентов социальной службы нуждающихся в предоставление временного приюта.
В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское, консультативная помощь, социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. И иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Рассмотрим классификацию видов социального обслуживания по разным критериям:
1. В зависимости от социального обслуживания семей и социального обслуживания отдельных граждан осуществляется:
- Социальное обслуживание малообеспеченных семей;
- Социальное обслуживание семей инвалидов;
- Социальное обслуживание семей с детьми инвалидами;
- Социальное обслуживание семей, в составе которых присутствуют ВИЧ инфицированные лица;
- Социальное обслуживание семей, в составе которых присутствуют лица, обладающие устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;
- Социальное обслуживание семей, в которых есть беспризорные или безнадзорные дети.