Файл: Социальное обслуживание населения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники права социального обеспечения — это разные нормативные правовые акты, стабилизирующие социальные взаимоотношения, который составляет предмет этого права в таком случае имеется социальные взаимоотношения в области социального обеспечения.

Источники права социального обеспечения способны отобразить условия жизни нашего общества, с изменением условий жизни нашего общества происходит также изменение и источников права социального обеспечения. В современном мире подобные ситуации происходят достаточно часто, что проводит к необходимости постоянного обновления законодательства в праве социального обеспечения.

В Конституции Российской Федерации происходит закрепление каждому человеку гарантированного социального обеспечения в зависимости от его возраста, в случае возникновения болезни, наступления инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также в других случаях, которые установлены законодательными нормами Российской Федерации. На законодательном уровне устанавливают размеры государственных пенсий и социальных пособий. В стране поощряют добровольное социальное страхование, а также образование дополнительных форм связанных с социальным обеспечением и благотворительностью.

Международно-правовые акты - это официальные письменные документы, которые заключаются между государствами, а также иными субъектами международного права.

Международно-правовое регулирование выражается в области социального обеспечения. Его задачами является гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав, при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.

  1. Всеобщая декларация прав человека;
  2. Конвенция «О правах ребенка».

Федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные разным сторонам общественно финансовой, политической и духовной жизни сообщества. В общественно обеспечительной сфере федеральные законы касаются отдельных родов и видов социального обеспечения, а, следственно, вносят вклад в предстоящее формирование.

Федеральные законы:

  1. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция), он устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
  2. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция), устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
  3. «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция), который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ;
  4. «О медицинском страховании граждан в РФ» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция), который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и другое.

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, принимаемые во использование или развитие законов о социальном обеспечении. К ним относятся указы Президента Российской Федерации, постановление распоряжение Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти.

Указы Президента РФ:

  1. «О размере пособия по временной нетрудоспособности» Федеральный Закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. От 03.07.2016);
  2. «О Фонде социального страхования» от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016);

Постановления Правительства РФ:

  1. «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ» от 30 июня 2004 г. N 321;
  2. «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 31.12.2004 N 907 (ред. от 28.06.2016);

Иные нормативные акты. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» от 24.06.1994 N 50.

Основные источники права социального обеспечения подразделяются на несколько типов:

1. По юридической силе. В этот тип входят законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов.

2. По сфере их деятельности. В этот тип входят федеральные, субъекты Российской Федерации (то есть областные и краевые), отраслевые, муниципальные, локальные. Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении.

3. По форме акта. Это законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы.

Большое число источников права социального обеспечения возможно дать характеристику только лишь важные, основные акты, в каковых фиксируются права людей в эти либо другие типы социального обеспечения, отражаются только лишь условия и требование их предоставления, регламентируется процедура реализации отмеченных предписаний определенных нормативных актов.

Действие норм Конституции дает возможность гражданину осуществлять и защищать свои права на социальное обеспечение всеми способами в рамках дозволенного, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан в РФ»


Направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышение его уровня, качества и эффективности.

Получатели социальных услуг обладают правом:

  1. на уважительное и гуманное отношение к себе;
  2. на получение бесплатной и в доступной форме информации связанной с правами и обязанностями, видами социальных услуг, сроками, порядком и условиями их оказаниям, тарифами на данные услуги, стоимость данных услуг для получателя социальных услуг, а также о возможностях получения данных услуг бесплатно и о поставщиках социальных услуг;
  3. возможность выбора поставщика или поставщиков, которые предоставляют социальные услуги;
  4. возможность отказа от предоставления социальных услуг;
  5. право на защиту собственных прав и законных интересов согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации;
  6. обладает правом принимать участие в составлении индивидуальных программ;
  7. имеет право на получение возможности находиться в организациях, которые занимаются социальным обслуживанием и соответствуют необходимым санитарно – гигиеническим требованиям, а также имеют право на надлежащий уход;
  8. свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.

1.3. Система органов социальной власти по реализации мер социальной обслуживания населения

Согласно Федеральному закону Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание является деятельность социальных служб.

Социальными службами являются предприятия и учреждения, которые независимо от форм собственности предоставляют социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с социальным обслуживанием населения без образования юридического лица.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальные службы могут быть частными или государственными.

Статье 5 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» государственной системой социальных служб является система, которая состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.


Также согласно указанной статье социальное обслуживание осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности, и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Необходимо отметить, что со стороны государства обеспечивается поддержка развития разнообразных социальных служб вне зависимости от формы собственности.

К государственным учреждениям и предприятиям социального обслуживания относятся:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • центры социального обслуживания;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения
  • социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты);
  • геронтологические центры.

К частным учреждениям и предприятиям социального обслуживания могут быть отнесены другие организации, предоставляющие социальные услуги.

Основными подразделениями по проведению организационно-методической работы в субъектах РФ по оказанию медицинской помощи ветеранам ВОВ являются госпитали ветеранов войн. Ветеранов ВОВ ежегодно отправляют на санитарно-курортное лечение. Правительством Российской Федерации ежегодно оказывается государственная поддержка общественным организациям ветеранов ВОВ.

2. Социальное обслуживание населения Российской Федерации

2.1. Общая характеристика видов социального обслуживания

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона №422 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание населения может быть предоставлено в следующих формах:

  1. Социальное обслуживание на дому;
  2. Социальное обслуживание в полустационарной форме;
  3. Социальное обслуживание в стационарной форме.

Социальное обслуживание на дому проводится с помощью предоставления социальных услуг гражданам которые нуждаются постоянно или временно в нестационарном социальном обслуживании.


Одинокие граждане и граждане, которые частично утратили способность к самообслуживанию по причине преклонного возраста, болезни, инвалидности могут получать помощь на дому в виде социально-бытовых или социально-медицинских услуг.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется с помощью оказания социальных услуг гражданам которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждается в постоянном постороннем уходе. В стационарных учреждениях социального обслуживания образовываются соответствующий их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, осуществляются мероприятия, имеющие медицинский, психологический, социальный характер, а также предоставляются питание и уход, организовывается посильная трудовая деятельность, отдых, досуг.

Во временные приюты, расположенные в специализированных учреждениях социального обслуживания помещается дети сироты, дети, которые остались без попечения родителей, безнадзорные совершеннолетние дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, в подобные временные приюты помещают граждан без определённого места жительства и определенных занятий, граждане которые пострадали от физического и психологического насилия, стихийного бедствия, в результате вооруженного или межэтнического конфликта, а также других клиентов социальной службы нуждающихся в предоставление временного приюта.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское, консультативная помощь, социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. И иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Рассмотрим классификацию видов социального обслуживания по разным критериям:

1. В зависимости от социального обслуживания семей и социального обслуживания отдельных граждан осуществляется:

  • Социальное обслуживание малообеспеченных семей;
  • Социальное обслуживание семей инвалидов;
  • Социальное обслуживание семей с детьми инвалидами;
  • Социальное обслуживание семей, в составе которых присутствуют ВИЧ инфицированные лица;
  • Социальное обслуживание семей, в составе которых присутствуют лица, обладающие устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;
  • Социальное обслуживание семей, в которых есть беспризорные или безнадзорные дети.