Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные понятия социального обслуживания населения
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения
1.2. Нормативно – правовое обеспечение социального обслуживания населения
1.3. Система органов социальной власти по реализации мер социальной обслуживания населения
2. Социальное обслуживание населения Российской Федерации
2.1. Общая характеристика видов социального обслуживания
2.2. Стационарное социальное обслуживание
2. Социальное обслуживание граждан подразделяется на:
- Осуществление социального обслуживания инвалидов;
- Осуществление социального обслуживания граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации;
- Осуществление социального обслуживания детей – сирот;
- Осуществление социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей;
- Осуществление социального обслуживания безнадзорных и беспризорных детей;
- Осуществление социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- Осуществление социального обслуживания детей, подвергшихся жестокому обращению в семье;
- Осуществление социального обслуживания малообеспеченных категорий граждан;
- Осуществление социального обслуживания мигрантов;
- Осуществление социального обслуживания женщин, подвергшихся психическому или физическому насилию;
- Осуществление социального обслуживания граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации (пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.).
3. Социальное обслуживание в зависимости от обязанного субъекта, то есть государственное социальное обслуживание, осуществляемое уполномоченными исполнительными органами государственной власти, государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, и негосударственное социальное обслуживание, реализуемое организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Необходимо отметить, что в современных условиях существует необходимость расширения субъектного состава организаций, которые оказывают социальные услуги на основании наличия государственного заказа, включив в этот перечень негосударственные социальные службы. Связано это с тем, что к поставщикам социальных услуг могут относиться отдельные граждане РФ, к примеру, в случае образования приемной семьи для детей, граждан пожилого возраста или инвалидов.
Нормами Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляется перечень категорий граждан, а также условия связанные с оказанием бесплатного социального обслуживания гражданам РФ. Необходимо отметить, что закон нуждается в корректировке.
Нормы, связанные с предоставлением бесплатного социального обслуживания гражданам, которые не способны к самообслуживанию по причине пожилого возраста, болезни, инвалидности, не имеют родственников, которые могли бы обеспечить им помощь и уход, и которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, одиноко проживающие пенсионеры и семьи, в состав которых входят только пенсионеры на сегодняшний потеряла свою актуальность.
Связано это с тем, что уровень дохода пенсионера, который состоит из пенсии и социальной доплаты, на сегодняшний день не может быть меньше прожиточного минимума, установленного в определенном субъекте Российской Федерации, что приводит к отсутствию возможности получения со стороны указанных категорий граждан бесплатного социального обслуживания.
2.2. Стационарное социальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание связано с предоставлением разносторонней помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, которые частично или полностью потеряли способность, связанную с самообслуживанием и остро нуждаются по состоянию своего здоровья в постоянном уходе и наблюдении в стационарных условиях учреждений, в которых могут круглосуточно пребывать граждане РФ.
Рассмотрим более подробно существующую классификацию стационарных учреждений связанных с социальным обслуживанием.
В зависимости от категории обслуживаемых граждан выделяют следующие типы стационарных учреждений:
- Стационарное учреждение общего типа;
- Стационарные учреждения с психоневрологическим направлением;
- Стационарные учреждения специального типа.
В зависимости от возраста обслуживаемых граждан стационарные учреждения подразделяются:
- Стационарные учреждения, в которых располагаются дети – инвалиды;
- Стационарные учреждения, в которых располагаются инвалиды;
- Стационарные учреждения, в которых располагаются граждане пожилого возраста;
- Стационарные учреждения, в которых располагаются инвалиды и граждане пожилого возраста.
В зависимости от сроков получения стационарных услуг стационарные учреждения подразделяются:
- Стационарные учреждения, которые были образованы, для того чтобы них круглосуточно было можно получить стационарные услуги. К подобным заведениям можно отнести дома интернаты, в которых располагаются престарелые граждане и инвалиды, интернаты с психоневрологическим направлением, детские дома интернаты, в которых содержатся умственно-отсталые дети, а также дома – интернаты в которых содержатся дети, обладающие физическими недостатками;
- Стационарные учреждения, которые были образованы, для того чтобы круглосуточно осуществлять получение стационарных услуг предоставляемых на определенный срок. Пример такого учреждения можно назвать социальный приют для несовершеннолетних граждан.
Законодательными актами некоторых субъектов Российской Федерации предусмотрено предоставление социального обслуживания только для тех инвалидов, которые относятся к I и II группе. В том случае если при очередном переосвидетельствовании была установлена III группа инвалидности, то это служит основание для того, чтобы снять гражданина со стационарного обслуживания. Необходимо отметить, что подобный момент представляет собой нарушение прав инвалидов, которым была установлена III группа инвалидности на получение стационарного социального обслуживания в случае необходимости.
Установление инвалидности III группы при очередном переосвидетельствовании служит основанием для снятия гражданина со стационарного обслуживания, что является нарушением прав инвалидов III группы на получение стационарного социального обслуживания в случае такой нуждаемости.
3. Проблемы и тенденции социального обслуживания населения
В современных условиях проблемы социальной защищенности становятся наиболее актуальными и первоочередными. Население страны оказалось в крайне сложной ситуации в виду кризиса в экономике, растущей инфляции, острых межнациональных конфликтов.
Произошли весьма негативные процессы массового обеднения жителей одного из самых богатых государств мира - России. Резко сократилась рождаемость и существенно возросла смертность - в итоге отмечается депопуляция населения не только во все возрастающем числе регионов, но и в стране в целом.
Ухудшились все основные параметры, характеризующие качество населения: его здоровье, образовательный и профессиональный потенциал, культурно-духовная деградация, и особенно молодежи, возросло девиантное поведение - преступность, нарко- и токсикомания, алкоголизм, самоубийства, расширяется бродяжничество и т.п. [28]
Система социального обслуживания в России, безусловно, развивается, как развиваются и другие сферы правоотношений. С каждым годом все больше внимания уделяется пожилым гражданам, особенно ветеранам и долгожителем, регионы внедряют собственные программы помощи, защиты и поддержки.
В разрешении социальных проблем активно участвуют специальные фонды, благотворительные организации, религиозные конфессии. Иными словами, процессы в этой сфере весьма динамичны, а государство имеет помощников, которые делят с ним значительную часть социальных обязательств.
При этом саму систему оказания услуг социального обслуживания нельзя назвать совершенной или качественно решающей все социальные вопросы, которых она касается.
Существует, прежде всего, кадровая проблема. Деятельность социальных сотрудников специфичная, а часто - просто тяжела, что снижает возможность широкого кадрового выбора.
Нельзя не упомянуть о таком распространенном явлении в практике реализации нормативно-правовых актов, как отсутствие нужной динамики, быстрой реакции на изменяющиеся отношения именно на уровне правовых норм.
Общество развивается, вместе с ним видоизменяются и социальные проблемы, и психологические портреты «клиентов» соцслужб, а правовые инструменты в руках соцучреждений остаются такими же, как и несколько лет назад, что значительно снижает качество работы по разрешению той или иной ситуации.
Этот конфликт постоянен, преодолеть его совсем невозможно, поскольку процесс изменения закона, пересмотра механизмов и инструментов его реализации – значительно более длительный, чем естественные динамические изменения в обществе.
Кроме того, к существенным проблемам этой сферы можно отнести недостаток средств – количество лиц, попадающих в трудные жизненные ситуации, растет вместе с ходом времени, со снижением доходов и другими экономическими и социальными бедами, а количество специализированных учреждений не увеличивается – по крайней мере, тем же темпом. Открытие очередного учреждения требует значительных финансовых вливаний, с чем не справляются бюджеты [22].
Коммерциализация отрасли – способ переложить часть задач на плечи предпринимателя, однако данный сегмент рынка не является капиталоемким, и предприниматель в большинстве случае может оказывать услуги только платежеспособным гражданам, численность которых не слишком велика [29].
Однако, нужно отметить, что есть социальные проблемы, решаемые обществом с высоким качеством. К таким можно отнести обеспечение детских домов – ранее бедствовавшие, сейчас они имеют достаточно поддержки от государства, предпринимателей, фондов, обычных граждан.
Развитие частных предприятий, предлагающих услуги сиделок для стариков и инвалидов – тоже в какой-то мере снимает проблему ухода, если у семьи есть возможность оплатить услугу [28].
Помощь молодым мамам, помощь лицам, попавшим в наркотическую или алкогольную зависимость – у нуждающегося гражданина есть возможность не только получить помощь, но и выбрать из нескольких предложений.
Остроактуальной и до сих пор не разрешенной (или иными словами – не взятой под должный контроль) остается проблема, связанная с уходом за лицами, страдающими тяжелыми психическими расстройствами: если они не представляют опасности для общества и лиц, рядом с которыми проживают, то все задачи по уходу ложатся на плечи семьи [29].
Частных предложений в этой сфере нет, как нет и частных психиатрических клиник, а государственные переполнены [28].
Не менее актуальна проблема очередности в специализированные учреждения для пожилых граждан – количество стариков увеличивается из года в год, а в имеющихся учреждениях не хватает.
Уровень оплаты труда социальных работников не слишком высок, что провоцирует отток кадров и не высокий спрос на такую работу.
Основными проблемами социального обслуживания инвалидов и престарелых являются следующие:
1. проблемы правового характера, недостаточная защищенность прав инвалидов и престарелых;
2. проблемы в рамках общей эффективности недостаток комплексных программ, узость адресных программ, недостаток эффективности управления.
3. проблемы в рамках оказания социальной помощи сохраняется низкий уровень профессионализма, не отработан механизм взаимодействия разных структур [28].
4. Основной проблемой является невозможность охватить большое количество инвалидов и престарелых граждан социальным обслуживанием в силу низкого потенциала социального обслуживания, маленькой доли финансовых средств, выделяемых на социальное обслуживание и на предметы, в которых нуждаются инвалиды, начиная от специальных средств и заканчивая предметами быта [30].
Для решения существующих проблем [28]:
1. нужна эффективизация социального обслуживания в виде более широкого задейстования трудоспособных инвалидов по назначению и предоставлении социальных услуг,
2. нужно улучшение качества работы и повышение профессионализма социальных работников,
3. на уровне местного самоуправления по районам необходимо обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, в том числе путём развития волонтёрства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями,
4. - нужна разработка комплексных программ социальной защиты по пожилым и инвалидам;
5. - нужно усиление адресного характера социальной защиты пожилых и инвалидов.
Доля обслуживания граждан должна увеличиться [13]:
- до 100% доли ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами от числа обратившихся
- до 48% доли престарелых граждан
- до 30% доли жизнеустроенных бездомных граждан пожилого возраста от общего числа обратившихся в социальные учреждения
- до 80% доли инвалидов.
- доля инвалидов, которым доступны общественные здания увеличится с 60 до 85 %,
- доля инвалидов, которым доступны технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия до 100 % [30].
Проблема механизма государственного регулирования социального обслуживания инвалидов и престарелых людей требует нового теоретико-концептуального осмысления, что обуславливается необходимостью дальнейшего совершенствования политики субъектов РФ в отношении данных категорий граждан.