Файл: Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области гбпоу со Красноуфимский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»

Использование ЛЕГО-конструирования в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Реферат

Исполнитель: студентка 2 курса заочного отделения

Усолкина М.В.,

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Красноуфимск

2022г.

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………2

Актуальность конструкторов LEGO………………………………………5

Цель и задачи……………………………………………………………….5

Основные формы и методы………………………………………………..6

Практическая значимость………………………………………………….7

Основные принципы Лего-конструирования……………………………10

Заключение…………………………………………………………………12

Список литературы и использованные интернет-источники……………15

Введение

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. В свете этого развитие математических способностей у детей, начиная с дошкольного возраста, имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательного интереса, любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

Проблема развития математических способностей детей является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы успешности в дальнейшем освоении точных наук закладываются в дошкольном детстве. Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. Конструирование выступает способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.


О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (Н. Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Л.В. Куцакова и др.).

Н.Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит. д.

Вклад конструирования в развитие ребенка заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное развитие математических способностей детей, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что актуально для дошкольников, поскольку игра является ведущей деятельностью в этом возрастном периоде. Конструирование основано на действии, а в формировании математических способностей ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).

В процессе конструирования важнейшими являются такие способности, как:

  • способность к точному восприятию внешних свойств вещей — формы, размерных и пространственных отношений;

  • способность к обобщению, отнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств,

  • способность к установлению связей и зависимостей между ними.

Это наиболее соответствует процессу развития математических способностей дошкольников.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.



Конструкторы LEGO, специально созданные для детей разных возрастов, прекрасно позволяют ребенку экспериментировать и самовыражаться. Конструирование развивает творческое мышление, позволяет детям создавать самые разнообразные вещи из стандартных деталей. Результаты конструирования ограничены только детской фантазией и воображением. По мнению психологов-исследователей, образная игра необходима для гармоничного развития ребенка и формирования адекватного восприятия мира вокруг себя. Конструктор позволяет ребенку самому сделать игрушку, с которой можно играть. Изменять сюжет игры позволяет использование деталей сразу нескольких наборов LEGO, что дает неограниченное число вариантов конечного результата.

Конструкторы LEGO на сегодняшний день являются незаменимым материалом для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике технология ЛЕГО-конструирования примечательна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Актуальность конструкторов LEGO

Актуальность конструкторов LEGO обусловлена тем, что они:

  1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

  2. позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

  3. формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

  4. объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

На сегодняшний день, конструкторы LEGO активно используются воспитанниками в разных детских садах как в игровой деятельности, так и в специально организованных занятиях, направленных на развитие различных способностей дошкольников, в том числе математических.

Цель и задачи

Цель: совершенствование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством Лего – конструирования.


Задачи:

- сформировать интерес к элементарным математическим представлениям дошкольника;

-  развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

- сформировать у дошкольников элементарные математические знания;

- сформировать практические навыки и умения, через игру в Лего-конструктор;

- создать устойчивую мотивацию к изучению элементарных математических представлений у дошкольника и самостоятельное познание элементов математики, через  игру в Лего-конструктор

Основные формы и методы

Основные формы и методы образовательной деятельности, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста в процессе занятий ЛЕГО-конструированием:

  • конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

  • словесный метод (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

  • наглядный метод (показ, работа по инструкции);

  • практический метод (сборка моделей);

  • репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

  • частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий);

  • исследовательский метод;

  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).


В результате в игры с Лего – конструктором  ребёнок должен уметь:

  1. Оперировать свойствами, отношениями предметов, числами.

  2. Выявлять простейшие изменения и зависимости их форме, размеру.

  3. Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности, чередования и исследовать.

  4. Проявлять инициативу в деятельности, проявлять самостоятельность в выполнении достижении результата.

  5. Разовьют и умственные способности.

  6. Научатся правильно и быстро ориентироваться на плоскости и в пространстве.

  7. Научатся устанавливать закономерности.

  8. Разовьют внимание, способность сосредотачиваться, память, мышление.

  9. Научатся воображать, фантазировать, творчески мыслить.

  10. Овладеют умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

  11. Научатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд разовьют необходимые в дальнейшей жизни навыки.


Практическая значимость.

Как известно, применение LEGO способствует:

  • Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

  • Формировать первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);

  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);

  • Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;

  • Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

  • Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

  • Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников, развития их математических способностей. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Особое внимание в работе с LEGO в целях развития математических способностей уделяется формированию умения группировать предметы по признакам и свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер, форма и цвет и т.д.). Игра с