Файл: Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области гбпоу со Красноуфимский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
LEGO должна быть направлена на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи, дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут делать это с легкостью.

Конструктор помогает детям научится ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Вот так дети учатся и конструировать, и ориентироваться на платформе.

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором LEGO у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Лего-конструирование – эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Для продуктивной работы с дошкольниками по развитию их математических способностей с использованием конструктора
LEGO необходимо соблюдать принципы Лего-конструирования.

Основные принципы Лего-конструирования:

  1. принцип «От простого к сложному»;

  2. принцип учёта индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

  3. принцип активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие математических и творческих способностей детей;

  4. принцип комплексности решения задач – решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

  5. принцип результативности и гарантированности – реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:

  1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность — важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

  2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

  3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

  5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности – они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

  6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.


Заключение.

дошкольный возраст – это время, когда с высоким темпом формируется психика ребенка, и социальное становление психики определяется доминирующей в это время психической формой — представлениями. Развитие ребенка характеризуется личностными новообразованиями: произвольностью; появлением «внутреннего мира»; способностью к обобщению переживаний; возникает наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное; появляется опосредованное запоминание; нравственное развитие; способность к перцептивному моделированию и социализованной речи. Ведущая деятельность – это игра. Представление рассматривается как процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Математические представления понимаются как элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка житейских и научных понятий. Математическим представлениям свойственны наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность. Математические представления развиваются как элементы системы, находящиеся друг с другом в определенных отношениях. ЛЕГО-конструирование - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Структурные компоненты ЛЕГО-конструирования:

1) конструкторская задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат, заключение игры.

Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Я придерживаюсь мнения, что применение ЛЕГО-конструирования позволит улучшить формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, т.к. основное назначение ЛЕГО-конструирования – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. ЛЕГО-конструирование математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.


Список литературы:

  1. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

  2. Мельникова О.В. Лего- конструирование. – Волгоград: Учитель-2012-51 с.

  3. Комарова Л.Е «Строим из Лего» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Лего). -М.; Линка Прес, 2001г.

  4. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

  5. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия, 2002г. -192с.

  6. Шевченко Е. А. Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством Лего-конструктора // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 137-141.

  7. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

  8. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

Использованные интернет-источники:

  1. http://base.garant.ru/70552506/

  2. http://maminovse.ru/matematika-s-lego-gotovimsya-k-shkole.html

  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/07/16/kartoteka-igr-po-matematike-s-ispolzovaniem-lego-konstruktora

  4. http://vytvoryandia.ru/matematicheskie-igry-s-lego/

  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/03/21/formirovanie-matematicheskih-sposobnostey-pri-pomoshchi-lego