Файл: Реферат по дисциплине Профессиональная этика педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Институт естественных наук

Педагогическое отделение

Внутренний и внешний имидж педагога

(реферат по дисциплине «Профессиональная этика педагога»)

направление 44.03.01 Педагогическое образование

профиль: Химия

Выполнил: Пахомов Александр

студент 1 курса

группы Х-22

Проверил: ст. преподаватель

ПО ИЕН

Захарова А.Г.

Якутск, 2023

Содержание:
Введение …………………………………………………………………3

  1. Понятие имиджа……………………………………………………………4

  2. Составные компоненты имиджа современного педагога..……………….7

  3. Функциональная роль имиджа современного педагога……..10

  4. Методика построения имиджа........................................................12

Список литературы 17

Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня и в научной литературе, и в обывательской среде, т.е. в быту, нашими учениками и их родителями. Учитель часто воспринимается окружающими как лицо учебного заведения, поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей всего образовательного учреждения, гарантом его конкурентоспособности в современном обществе.

Требования к современному педагогу чрезвычайно высоки. Модернизация образования неизбежно приводит к изменению и обновлению квалификационных требований и квалификационных характеристик современных педагогов, центральное место в которых занимают общие и специальные профессионально-педагогические компетентности, выступающие основой продуктивного функционирования педагога. Важнейшей из них являются компетентности в области взаимодействия, которые характеризуются знаниями о природе социальных влияний.

В свою очередь, наиболее важной чертой межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е. умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе. Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии; разнообразного репертуара поведения; обладания определенным межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в соответствующих ситуациях. Важным востребованным профессиональным качеством, повышающим эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж.


В связи с выбранной темой и ее актуальностью поставлена цель исследования:рассмотреть теоретические аспекты внутреннего и внешнего имиджа педагога.



  1. Понятие имиджа



Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого ...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом. Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров.

Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля Имиджелогия: Секреты личного обаяния обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования - имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.

Имидж - понятие, применимое: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника Гарвардского университета) и, наконец... к вещам (мерседес - не просто машина!) [7].

В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Определения этого понятия различны в разных областях науки. Кто-то трактует имидж как визуальный образ, кто-то определяет его как представление или мнение, а кто-то – как символический образ субъекта.

Обобщая имеющиеся определения можно констатировать, что имидж - это то впечатление, которое производит человек на окружающих, это целостное представление об образе, который формируется в сознании людей. Имидж связан как с внешним обликом человека, так и с его внутренним содержанием. Для того чтобы сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа. К этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и определенная оценка этого образа. Поэтому имидж можно охарактеризовать как отношение к образу и мнение об этом образе.

В психологии выделяют следующие виды имиджа:

Имидж среды, окружающей человека – интерьер его кабинета, устройство дома, модель и цвет автомобиля, одежда.

Социальный имидж – объекты, которые созданы руками человека, или те, которыми он систематически пользуется: визитные карточки, подарки, цветы, телефонная книга, ежедневник, письма.

Вербальный имидж – отражение разговорных навыков, манера речевого общения и речевой этикет.

Кинетический имидж – использование жестов в разговорной речи, мимики и совершения телом определенных движений и манипуляций.

Габитарный имидж – отражает внешний облик человека: прическа, используемые аксессуары, стиль в одежде.

Ментальный имидж – отражает совокупность общественных стереотипов, которым следует личность, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей деятельности.

Фоновый имидж – это, как бы, взгляд со стороны, т.е. мнение о человеке членов общества, которые его окружают и с ним взаимодействуют.

В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление учителя в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. По мнению А.А. Калюжного, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми [1].

Можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.


Наиболее значимыми составляющими имиджа учителя являются: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие образа профессии внутреннему «я».

Имидж человека отражает не только устройство человека, его внешние характеристики, но и окружение человека: люди, объекты, процессы, явления. Помимо обычного имиджа, каждый человек имеет еще и профессиональный имидж, представляющий собой внешний образ человека, являющегося профессионалом в определенной сфере деятельности.

Имидж любого специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям времени и общества. Данные опросов школьников в нашей стране в разные десятилетия показывают, что в разные исторические периоды «требования» к педагогу со стороны обучающихся разнились. Если в 30-50-е гг. на первом месте оказывались знание предмета, умение найти общий язык с детьми, такт, а внешний вид оказывался чуть ли не последнем месте, то с 60-х гг. он постепенно перемещался вверх по этой шкале и сегодня уверенно занимает в разных опросах первое или второе место. На первый план также выдвинулось уважение к личности ребенка, сотрудничество с ним.

Таким образом,имидж – это важная компетенция каждого педагога, формирование его – трудоемкий процесс и результат самопознания и саморазвития. Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля педагогической деятельности приоритетным считается становление личностного имиджа как условие формирования профессионального педагогического имиджа. Так, имидж педагога должен отражать его профессиональную принадлежность и демонстрировать наличие у него определенных профессиональных качеств и навыков деятельности.


  1. Составные компоненты имиджа современного педагога


В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д [4].


Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая -это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Рассмотрим более подробно структуру профессионального имиджа педагога, которая включает в себя внешний и внутренний компонент, а также процессуальную деятельность. Внешний компонент отражает внешние проявления педагога в своей профессиональной деятельности: стиль речи, мимика, жестикуляция, стиль в одежде, манеры поведения, походка, внешний вид. Внутренний компонент связан с внутренним миром педагога, его идеологией, ценностными ориентирами деятельности, интересами и потребностями. Они выступают, как бы, косвенными компонентами имиджа педагога и опосредованно воздействуют на его профессиональный облик.

Процессуальная деятельность выражает профессионализм педагога, его навыки профессионального общения и взаимодействия. Сюда входит выразительность речи педагога, его эмоциональное богатство и навыки его эффективного практичного применения.

Таким образом, имидж современного педагога состоит из следующих компонентов:

Стиль одежды. Педагоги могут использовать в своей одежде классический или романтический стиль. Они подчеркивают деловой характер их профессиональной деятельность, а также женственность (актуально для педагогов женского пола). Стиль одежды формирует в глазах учащихся определенного педагога: классический стиль говорит о требовательности и строгости учителя, его честности и справедливости ориентации на полноценное и всестороннее развитие учащихся. Романтичность в одежде делает педагога доброжелательным и спокойным, учащиеся представляют его, как человека, умеющего пойти на уступки, оказать помощь и поддержку, понять и простить. Стиль одежды должен сочетаться с опрятностью и элегантностью педагога, отражать его серьезность и значимость, вызвать уважение и доверие учащихся.