Файл: Реферат по дисциплине Профессиональная этика педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мимика. Она служит отражением характера педагога и помогает ему показать учащимся свою значимость и силу. Педагог может одни взглядом заставить класс замолчать, а визуальный контакт при объяснении новой темы способствует лучшему усвоению учебного материала.

Голос. Он является важным компонентом для построения системы взаимодействия с учащимися. Голос должен быть властным и завораживающим, чтобы привлечь учащихся к занятиям и показать свою роль на них.

Культура общения. Она отражает навыки педагога в построении положительных коммуникативных связей с разными возрастными категориями учащихся. Для развития культуры общения необходимо расширять свой словарный запас, работать над интонацией, использовать образную речь, выразительные средства языка, основывать свою речь на нормах речевого этикета. Важно, постоянно знакомиться с новыми литературными жанрами, научными педагогическими публикациями, читать хорошую литературу, общаться с интеллектуально развитыми, интересными людьми, непрерывно саморазвиваться и самосовершенствоваться в профессиональной сфере деятельности.

Арома-имидж. Часто, дети запоминают учителя по запаху, который он источает. Это может быть запах духов, свежести классного помещения, особого запаха классной комнаты. Свежесть - является очень привлекательным и манящим запахом. Его можно создать, посредством использования эфирных масел: апельсин, лимон, лаванда, пихта[5].

Наличие деловых качеств. Педагог должен обладать профессиональной и социальной компетентностью, быть пунктуальным, контролировать свои эмоциональные проявления, соблюдать вежливость в общении с окружающими людьми, не использовать ненормативную и жаргонную лексику.



  1. Функциональная роль имиджа современного педагога


Имидж педагога - это его внешние и внутренние характеристики, которые играют важную роль в его профессиональной деятельности. Учитель должен обладать привлекательной внешностью, хорошим вкусом, личным обаянием. На основе первого впечатления формируется изначальный и довольно устойчивый стереотип восприятия педагога, что играет большую роль в педагогическом воздействии и влиянии на детей. Как писал А.А. Бодалев. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Это раньше считалось, что «думать о красе ногтей» могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят о нас по нашему внешнему виду. А уж внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. Кстати, и родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы[6]. Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами. В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность.


Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр. Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно учителям, у кого общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности
Таким образом, имидж современного педагога связан с выполнением им следующих функций:

Профессиональная функция – отражает обеспечение качественного и целенаправленного учебно-воспитательного процесса, достижение целей и задач образования.

Социальная функция – отражает передачу педагогом, посредством его имиджа значимости и силы своей профессии, престижности педагогической деятельности.

Нравственная функция – отражает развитие личности учащегося путем демонстрации своего личного примера, нравственно ориентированного поведения, наличия ценностных установок, бережного отношения к природе, заботе о близких, уважения к чужому труду и чужому мнению.

Визуальная функция – отражает положительное восприятия себя другими людьми, за счет выбора правильной одежды, аккуратности и опрятности, ухода за собой.


4. Методика построения имиджа педагога
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими [5, c. 86].

Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.



Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я» [5].

Существует несколько принципов технологии построения имиджа. Рассмотрим наиболее важные из них. Согласно первому принципу, мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой, формирующей имидж информации, которая может осознаваться или не осознаваться этим человеком, так как находится в его подсознании и проявляет себя лишь в чувствах. В обобщенном виде принцип можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании вашего имени.

Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается им как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они будут доверять больше, чем сознательному.

Построение имиджа, какой бы практически-ориентированной области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая позволяет нам увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может стать практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важные из них:

Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других. Подчеркивание личностных характеристик, которые можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие «свой», в отличие от понятия «чужой». Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью [3]. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается. Активное использование сопутствующих символизации в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д. Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизации. Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны. Символизация очень автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.


Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.

2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.

3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.

4. Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность [3].

Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения». Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

- Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока – главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – вот смысл вашей работы.

- Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек уникален и к каждому необходим свой подход.

- Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

-Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.


- Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

- Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.

Список использованной литературы


  1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2011. - 280 с.

  2. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия/ П.Ф. Каптеров.- М.: Юрайт, 2019. 272 с.

  3. Калюжный, А. А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // PR в образовании. – 2004. – №4.– 240 с.

  4. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.

  5. Калюжный, А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный // PR в образовании. – 2004. – № 3.

  6. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.

  7. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Прометей, 2013. – 178

  8. Шепель,  В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния: учебное пособие/ В. М. Шепель. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.