Файл: 1. особенности, функции и методы благосостояния в государственном и муниципальном управлении 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Методы анализа общественного благосостояния в государственном и муниципальном управлении



Сегодня в России проводится оценка развития на основе концепции, основным положением которой является необходимость признания анализа благосостояния и оценки качества жизни граждан через широкий выбор показателей, благодаря росту продолжительности жизни, образования и доходов. Определение цели и выбор приоритетов позволяет сопоставлять количественные параметры разных факторов и динамики, их дифференциации, оценивать воздействие.

Так, по мнению А.Г. Володина7, современные концепции оценивают благосостояние через способность граждан России использовать денежные доходы, возможности здравоохранения, образования, семьи и социальных отношений, гражданского права и других ресурсов.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является обобщающим показателем экономической деятельности России на стадии производства в виде размера добавленной стоимости в основных ценах и чистых налогах, а на стадии использования - в стоимости товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. Индексы физического объема ВВП определяются как частное от соотношения показателей.

ВВП на стадии использования определяется комплексом расходов на потребление сектора домашних хозяйств, государственного управления и некоммерческих организаций, валового накопления основного капитала, изменений запасов материальных оборотных средств, чистого приобретения ценностей и чистого экспорта. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления и некоммерческих организаций включает расходы на приобретение и потребление товаров и услуг, расходов сектора государственного управления на услуги потребления.

Метод формирования ВВП по источникам доходов позволяет определить структуру ВВП с точки зрения первичных доходов: оплаты труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы), налогов на производство и импорт, валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов.

Налоги на производство и импорт включают в себя налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство. Налоги на продукты зависят от стоимости продукции и услуг, а налоги на импорт - на импортные товары и услуги. Другие налоги на производство связаны с использованием факторов производства (налог на землю, налог на имущество предприятий, транспортный налог, лицензии). Они не зависят от объема производства и не включают налоги на прибыль и иные доходы, получаемые предприятиями.


Индекс изменения производительности труда по экономике в целом определяется как частное от деления индексов физического объема ВВП и изменения совокупных затрат труда. Индексы изменения совокупных затрат труда определяют на основе трудовых затрат на всех видах работ, включая работу и производство продукции для личного потребления. Индекс производительности труда показывает динамику, насколько производительно используется труд для создания добавленной стоимости.

Индекс промышленного производства - индекс производства «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электроэнергией, газом, паром, кондиционирование воздуха».

Объем строительных работ, выполненных организациями на основе контрактов, заключаемых с заказчиками, работы, выполненные хозяйственным способом - работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены.

Здания жилого и нежилого назначения распределены исходя из целей их использования. Ввод в действие производственных мощностей и объектов социально-культурной сферы - показатели мощности (производительности, вместимости, пропускной способности, площади, протяженности), созданной в результате осуществления инвестиций в основной капитал. Число построенных квартир - количество квартир в законченных строительством жилых домах квартирного, гостиничного типа и общежитиях, квартир в нежилых зданиях, в построенных населением индивидуальных жилых домах.

Грузооборот транспорта представляется в размере объема работы транспорта организаций по перевозкам грузов, а оборот розничной торговли – в виде выручки от продажи товаров населению для личного потребления и использования в домашнем хозяйстве.

Оборот оптовой и розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу и перепродажу товаров населению через собственные торговые заведения, организациям для профессионального использования. Оборот оптовой и розничной торговли включает стоимость товаров, проданных населению на розничных рынках, а объем платных услуг населению характеризует объем услуг, оказанных резидентами российской экономики. Динамика оборота торговли формируется с учетом индекса-дефлятора, при расчете которого используется годовая структура оборота, индексы потребительских цен.



Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного числа товаров и услуг и включает базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) - краткосрочные неравномерные изменения цен на отдельные товары и услуги, подверженные влиянию факторов, которые носят административный и сезонный характер. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения исчисляется на основе единых значений.

Налог - обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (взносы, федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги).

Расчет показателей денежных доходов и расходов граждан России производится в соответствии с Приказом Росстата от 02.07.2014 г. №465 «Об утверждении Методологических положений по расчету показателей денежных доходов и расходов населения»8. Данные о них формируются на основе статистики и информации о произведенных выплатах гражданам и полученных от них денежных средств с использованием отчетности, системы дооценок объемов доходов и расходов в неформальном секторе экономики.

При анализе объема денежных доходов и расходов граждан России за отчетный период производится уточнение предварительных значений за отчетный год. Денежные доходы граждан включают доходы лиц, работающих по найму, личной занятости, социальные выплаты и доходы от собственности - пенсии, пособия, стипендии, дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах, выплаты доходов по государственным и другим ценным бумагам, инвестиционные доходы от собственности держателей полисов и прочие денежные поступления.

Номинальные денежные доходы граждан в расчете на душу населения определяют соотношением размера денежных доходов на численность населения. Реальные денежные доходы являются показателем, который характеризует динамику в сравнении с изменением цен на товары и услуги и исчисленный путем соотношений индекса номинального размера денежных доходов и индекса потребительских цен.


Реальные располагаемые денежные доходы являются относительным показателем, который определяет их динамику за исключением обязательных платежей в сравнении с изменением цен на товары и услуги и исчисленный путем соотношения индексов номинального размера располагаемых доходов и потребительских цен.

К сбережениям граждан относят прирост или снижение сбережений на счетах в банках России и за рубежом, средств в форме кредитов и займов от иностранных контрагентов, сбережений в ценных бумагах, расходы на покупку недвижимости, включая сальдо операций с инструментами участия в капитале и недвижимостью за рубежом, наличных денег на руках у граждан в рублях и в иностранной валюте и прочих сбережений. Объем сбережений граждан корректируется на размер финансовых обязательств и реализации финансовых активов - средств от продаж и погашения инвестиционных паев, долей участия в уставном капитале организаций.

Среднемесячная номинальная зарплата персонала предприятий определяется соотношением фонда начисленной зарплаты работников на среднесписочную численность и количество месяцев в году. В фонд зарплаты включаются доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсации, связанные с режимом работы и условиями труда, оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Реальная зарплата определяет покупательную способность в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги, для чего определяют индекс реальной зарплаты путем соотношения индекса номинальной зарплаты на индекс потребительских цен. Просроченной задолженностью по зарплате считают фактически начисленные суммы, но не выплаченные в срок.

Согласно Приказу Росстата от 23.06.2009 г. №118 «Об утверждении Методики расчетов основных показателей пенсионного обеспечения»9 реальный размер назначенных пенсий рассчитывают путем корректировки среднего размера назначенных пенсий на индекс потребительских цен. Средний их размер определяют соотношением общей их суммы на численность пенсионеров по данным ПФ России, с 2023 года по данным Фонда пенсионного и социального страхования России.

Благосостояние граждан России, являясь социально-экономической категорией, характеризует общность существенных для них условий жизни, расширения прав и возможностей и удовлетворения комплекса потребностей, которое коррелирует с социальными стандартами и имеющимися ресурсами. Оно определяется степенью удовлетворения потребностей и возможностей и на основе концепции качества жизни и социально-экономического развития, содержит цель улучшения качества жизни, расширяя права и возможности.


Структура качества жизни включает оценку неотъемлемых компонентов - уровня жизни, качества социальной инфраструктуры и компонентов экосистемы, доходов, расходов, занятости, оплаты труда, образования, здравоохранения, наличия финансовых и нефинансовых активов, продолжительности жизни, доступа к жизненно необходимым товарам и услугам и их дифференциации, что в комплексе дает возможность разрабатывать методы, позволяющие провести анализ благосостояния граждан России.

Таким образом, оценка благосостояния граждан России становится более структурированный и имеющей функцию целеполагания, содержания, включает элементы национальных социально-экономических подходов. Можно согласиться с изречениями многих публицистов с тем, что данные составляющие имеют прямое отношение к качеству жизни, демографическим и социально-экономическим процессам в изменении направлений динамики, что является важным в отслеживании факторов дифференциации показателей благосостояния и качества населения России и ее регионов.

Сокращение роли регулирующих механизмов, усиление влияния факторов, существующих в России и ее регионах состоит в характере развития структуры социально-экономической инфраструктуры, степени развития территории, производительных сил, демографической ситуации, своеобразия природных условий, влияющих на формы занятости и доходы граждан, мобильности и в целом благосостояния и качества жизни населения.

Существуют несколько методик оценки качества жизни граждан в регионах России. Рассмотрим некоторые из них.

В комплексной методике диагностики качества жизни в регионе А.А. Куклина и А.И. Татаркина10 основной акцент сделан на экономической безопасности, при этом недостаточное внимание уделено социальным показателям. По мнению авторов, для комплексного анализа необходимо учитывать, как экономические, так и социальные факторы и условия жизни.

На уровне муниципалитетов отсутствует комплексная методика, которая оценивала бы объективные и субъективные показатели и позволяла сравнивать разные муниципальные образования. Так, М.А. Женгурова и Г.А. Чеджемов11 предлагают использовать интегральный показатель, который не учитывает показатели образования, медицины и коммунальной сферы.