Файл: 1. особенности, функции и методы благосостояния в государственном и муниципальном управлении 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика повышения благосостояния предполагает экономическую стабилизацию, нейтрализацию кризисных явлений, признание обеспечения эффективной занятости общенациональной проблемой, усиление конкуренции между работодателями на рынках труда и роли социальной функции налогообложения, обеспечение качества государственного регулирования рынков труда и другие направления.

Финансирование направлений повышения благосостояния населения является важной составляющей структуры бюджетных расходов. В рамках улучшения благосостояния граждан вес расходов вызывает финансирование социально-экономической политики, которое занимает первое место в структуре расходов бюджета. Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социально-экономический блок, бюджет нельзя назвать целиком социально-ориентированным. Например, основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации, что означает реальное сокращение пенсий при ожидаемой среднегодовой инфляции и замораживании накопительной части пенсий. Кроме того, для повышения благосостояния населения повышение социальных расходов - недостаточная мера в связи с тем, что в данную категорию входят и нематериальные составляющие.

В механизме улучшения благосостояния и качества жизни населения России значение играет социальная и финансовая политика, реализуемая в рамках социально-экономической защиты. В настоящее время для этих целей в России реализуются государственные программы «Социальная поддержка граждан»14 и «Стратегия развития финансового рынка России до 2030 года»15.

Выделим основные недостатки реализации инструментов повышения благосостояния населения и факторы, снижающие их эффективность.


Рисунок 2.11 - Недостатки и ограничения улучшения благосостояния и качества граждан России

Для снижения бедности и развития институтов социальной поддержки в России популяризируется благотворительная, волонтерская деятельность, оказывается поддержка некоммерческим организациям, Фонду национального благосостояния и резервному фонду16, из средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения финансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета ПФ России. Стоит отметить неразвитость инфраструктурной составляющей, недостаточную популяризацию, невысокую степень доверия к фондам и некоммерческим организациям со стороны населения.


Государство реализует различные меры по улучшению ситуации в сфере благосостояния и качества жизни граждан: повышает минимальный размер оплаты труда, пенсий, социальных пособий, оказывает меры по поддержке материнства и детства, молодых семей, однако высокие результаты еще не достигнуты, несмотря на имеющийся потенциал. Принимаемые меры в области управления доходами граждан оказались малоэффективны в силу слабости общественных институтов и специфики экономического менталитета. При большом количестве инструментов повышения благосостояния и качества жизни граждан проявляются антистимулирующие факторы, противоречия, вследствие чего эффективность инструментов снижается, численность бедных слоев не изменяется или подвергается положительной динамике.

Таким образом, анализ текущего состояния благосостояния России позволяет выявить проблематику текущего состояния качества жизни и поставить задачи развития их управления с использованием бюджета. В работе выполнен системный анализ практической литературы, рассмотрены и выявлены значимые стороны эволюции благосостояния и качества жизни граждан России, создана хронология динамики их значений за последние 2 года.

Для эффективного управления государственного и муниципального благосостояния и качества жизни граждан России требуется согласованность между природными и социально-экономическими процессами. Разработанные требования к управлению благосостоянием и качеством жизни граждан предусматривает системную работу в направлении воздействия на условия жизни, выражаясь в комплексе социально-демографических, экономических и экологических возможностей удовлетворения потребностей граждан в государственной и региональной среде.

Заключение


Проблематика благосостояния сводится к решению задач достижения максимально возможного уровня удовлетворения потребностей граждан при эффективном использовании социально-экономических ресурсов и соблюдении социально-экономической и общественной справедливости. Их целесообразно представлять в комплексе с показателями дифференциации доходов, благосостояния населения, качества жизни населения.

Теория благосостояния и ее обеспечение является эффективным показателем использования и достижения экономических ресурсов, высокого уровня благосостояния при соблюдении принципов справедливости, сквозь призму формирования оплаты труда. Максимальное благосостояние может быть достигнуто путем равномерного распределения доходов и расходов, хотя это может отрицательно повлиять на накопление капитала.

Проблемы повышения благосостояния и качества жизни граждан России многогранны и лежат в областях экономики, политики, образования, здравоохранения, права. Благосостояние находится в зависимости от характера экономических отношений, которые связаны с эффективностью социально-экономической политики. Задачей его является достижение общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности.

Таким образом, можно сделать соответствующие выводы:

  1. недостаточный уровень индексации пенсий и зарплат из-за отсутствия законодательного закрепления соотношения реальных темпов инфляции и обязательного роста доходов граждан, что в условиях роста инфляции снижает уровень благосостояния);

  2. недостаток финансирования социально-экономической среды снижает уровень благосостояния,а рост инфляции снижает уровень доходов;

  3. незнание населением возможностей участия в социальных программах, отсутствие единого портала и его общественных результатов приводит к недостатку поддержки государственных и муниципальных программ;

  4. невысокая финансово-правовая грамотность граждан страны может проявляться в неиспользовании возможностей повышения благосостояния;

  5. недостаточное развитие социальной и частно-государственной форм партнерства приводит к упущению возможностей использования данных инструментов повышения благосостояния населения;

  6. недостаточное проявление воспроизводственной и мотивационной функций, нарушение соотношения цены труда и производительности труда, высокая дифференциация оплаты труда по регионам и сферам деятельности, отставание оплаты труда по приоритетным сферам приводит к деформации оплаты труда граждан;

  7. наличие серой зарплаты свидетельствует о пониженной степени социальной ответственности бизнеса, которая может выступать важным инструментом повышения и поддержания благосостояния населения, недополучении налогов, снижении социальных отчислений, идущих в счет формирования будущих пенсий работников, увеличении численности населения с официально низкими доходами;

  8. минимальная оплата труда, установленная ниже прожиточного минимума, деформирует механизм функционирования рынка труда, создает возможности для искусственного занижения официальной зарплаты и налогов, увеличивает число претендентов на социально-экономическую помощь;

  9. заниженный прожиточный минимум и потребительская корзина не учитывают весь перечень потребностей, необходимых гражданам;

  10. наличие феномена «наследственной бедности» проявляется в привычке к сложившемуся образу жизни, отсутствии инициативы роста благосостояния;

  11. недостаточный уровень доверия и иждивенческое отношение к государству проявляется в отсутствииинициативы и стремления повысить самостоятельно уровень благосостояния.


Снижение стоимости национальной валюты, слабая развитость малого и среднего предпринимательств, самозанятости населения, высокий уровень инфляции, невысокая инновационная и инвестиционная активность, внешняя нестабильность негативно воздействует на процесс улучшения благосостояния населения. Сглаживание последствий социально-экономического неравенства, преодоление бедности и нищеты реализуются в рамках механизмов социально-экономической, налоговой, бюджетной политики.

Обеспечение благосостояния населения зависит, прежде всего, от государства, реализуемых им направлений деятельности. Важным условием эффективности выступает комплексность и всеобщность работы в данном направлении. Государство реализует меры по улучшению ситуации в сфере благосостояния населения: повышает минимальный размер оплаты труда, пенсий, социальных пособий, оказывает меры по поддержке материнства и детства, молодых семей; однако высокие результаты в области благосостояния населения еще не достигнуты, несмотря на имеющиеся у страны потенциалы.

Список использованной литературы


Нормативно-правовые источники:

  1. Приказ Росстата от 23.06.2009 г. №118 «Об утверждении Методики расчетов основных показателей пенсионного обеспечения» // URL: https://docs. cntd.ru/document/902165439 (дата обращения: 26.02.2023)

  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №296 (ред. от 01.02.2023) «Об утверждении государственной программы России «Социальная поддержка граждан» // URL: https://docs.cntd.ru/document/499091783 (дата обращения: 27.02.2023)

  3. Приказ Росстата от 02.07.2014 г. №465 «Об утверждении Методологических положений по расчету показателей денежных доходов и расходов населения» (с изменениями от 20.11.2018) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_167107/ (дата обращения: 26.02.2023)

  4. Распоряжение Правительства от 06.10.2021 г. № 2816-р «Концепция долгосрочного развития России на период до 2030 года» // URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 27.02.2023)

  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 г. №4355-р «Стратегия развития финансового рынка России до 2030 года» // URL: https://org.tpprf.ru/ committee/council_finprom/post-release/2372795/ (дата обращения: 27.02.2023)

Научно-периодическая литература и интернет-источники:


  1. Бобков, В.Н. Повышение уровня и качества жизни / В.Н. Бобков, П.В. Савченко, М.Н. Федорова // Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: монография. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2021. С. 19.

  2. Володин, А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (истоки и современная проблематика) / А.Г. Володин // Политические исследования. - 2010. - № 3. С. 104.

  3. Гатауллин, Р.Ф., Юлдашева Г.Р. Благосостояние населения: закономерности и динамика // Вестник ВЭГУ. № 2 (34). С. 4-6.

  4. Головин, А.А. Управление трудовым потенциалом и качеством жизни населения // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2022. - № 1. - С. 20.

  5. Женгурова, М.А. Теоретические основы понятий «уровень жизни» и «качество жизни» / М.А. Женгурова, Г.А. Чеджемов // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2017. – № 1 (15). – С. 50–52.

  6. Задесенец, Е.Е. Методология измерения и оценки качества жизни населения России / Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский, И.В. Пнова // Мир измерений. – 2010. – № 2. – С. 37-44.

  7. Зубаревич, Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд. 5-е. Москва: Либроком, 2012. С. 251 с.

  8. Комплексная методика диагностики качества жизни в регионе / под ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. – Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. – 136 с.

  9. Мацкуляк, И.Д. Экономические потребности и интересы // Финансовая экономика. - 2016. - № 3. С. 90.

  10. Методология управления: основания управления, управленческая деятельность: характеристики, логическая структура, временная структура / Д.А. Новиков - Москва: URSS, 2011. - 126 с.

  11. Фонд национального благосостояния и резервный фонд // URL: https://min fin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/ (дата обращения: 27.02.2023)

1 Гатауллин, Р.Ф., Юлдашева Г.Р. Благосостояние населения: закономерности и динамика // Вестник ВЭГУ. № 2 (34). С. 4-6.

2 Мацкуляк, И.Д. Экономические потребности и интересы // Финансовая экономика. - 2016. - № 3. С. 90.

3 Методология управления: основания управления, управленческая деятельность: характеристики, логическая структура, временная структура / Д.А. Новиков - Москва: URSS, 2011. - 126 с.

4 Головин, А.А. Управление трудовым потенциалом и качеством жизни населения // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2022. - № 1. - С. 20.

5 Бобков, В.Н. Повышение уровня и качества жизни / В.Н. Бобков, П.В. Савченко, М.Н. Федорова // Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: монография. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2021. С. 19.