Файл: 1. особенности, функции и методы благосостояния в государственном и муниципальном управлении 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Рисунок 2.9 - Прирост кредитной задолженности по жилищным кредитам граждан, млрд. руб.



Кредиты физическим лицам росли рекордными темпами - квартальные приросты превышали 1 трлн. рублей. Этот результат был в значительной мере обеспечен продолжившимся с прошлого года беспрецедентным ростом задолженности по ИЖК, подстегнутым ожиданиями ужесточения условий программы льготного ипотечного кредитования, ростом ключевой ставки.

Несмотря на ужесточение кредитно-денежной политики и начавшийся рост кредитных ставок в рыночном сегменте жилищных кредитов, на первичном рынке (субсидируемый сегмент) банки продолжали снижать ставки, стремясь максимально использовать лимиты в рамках госпрограмм. В итоге средняя ставка по ипотеке в июне достигла минимума - 7%. Ежемесячно темпы прироста задолженности по жилищным кредитам в 1 полугодии 2021 года стабильно превышали 20%, а в июне (последнем месяце перед завершением действия наиболее льготных условий программы) - прирост составил 29%.

По рублевым кредитам доля просрочки не превышает 0,7% объема задолженности. Кроме того, повышенным спросом пользовались кредиты на приобретение авто. В этом сегменте в этот период также действовала программа льготного кредитования. Во 2 квартале темп роста автокредитов ускорились до 20%. В июне 2021 года годовой темп прироста розничных кредитов составил 21,8%, месяцем ранее - 20%.



Рисунок 2.10 - Динамика инфляционных ожиданий граждан
В первом полугодии 2021 года инфляционные ожидания граждан росли высокими темпами, продолжая тренд, сложившийся в конце прошлого года под влиянием ускорения фактического роста потребительских цен. В отличие от конца 2020 года, когда субъективные оценки инфляции и ожидания роста цен выросли одинаковыми темпами, рост ожиданий стал отставать от субъективных оценок текущей инфляции.

Фактический рост потребительских цен, который продолжался на протяжении 1 полугодия 2021 года, привел к еще более сильному увеличению субъективных оценок инфляции. Субъективные оценки фактической инфляции составили 12,8%, а в июне - 14,9%. Нарастание инфляционных ожиданий выражается не только в ускоренном росте субъективных оценок текущей инфляции, но и в ожиданиях на будущее.


В отличие от прошлого года, когда фактический рост цен на потребительском рынке привел к одинаково быстрому увеличению как субъективных оценок текущих темпов роста цен, так и ожиданий на будущее, появился разрыв между оценками: субъективные оценки ожидаемой инфляции сохраняются на более низком уровне.

В январе медианное значение субъективных оценок ожидаемого роста цен в ближайший год равнялось 10,5%, а в июне - 11,9% годовых, что позволяет надеяться на торможение инфляционных ожиданий в будущем, хотя, безусловно, фактическая динамика розничных цен остается доминирующим фактором.

Динамика потребительских настроений населения в 1 полугодии 2021 года отражает незавершенный характер кризисных явлений, связанных с пандемией COVID-19. С одной стороны, затянувшийся период ограничений экономической жизни и отложенный спрос в комплексе ресурсами мер поддержки доходов населения стимулировал рост спроса и активности потребителей.

С другой стороны, ускорение инфляции, трудности, связанные с дефицитом предложения по ряду товаров и услуг, создавали неблагоприятный фон. Угрозы повтора пандемии COVID-19 только усилили неопределенность относительно развития событий. Совокупность направленных факторов выразилась в скромном и неустойчивом темпе восстановления потребительских настроений.



2.2. Возможные решения улучшений проблем благосостояния и качества жизни граждан России



Проблемы повышения благосостояния и качества жизни граждан России многогранны и лежат в областях экономики, политики, образования, здравоохранения, права. Благосостояние находится в зависимости от характера экономических отношений, которые связаны с эффективностью социально-экономической политики.

В связи с тем, что Россия является огромным государством с федеративным устройством, в различных регионах могут реализовываться тактические и стратегические инструменты повышения благосостояния в рамках единой российской политики, являясь социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан.

Главной задачей его является достижение общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности. Необходимость повышения благосостояния находит свое отражение в Распоряжении Правительства от 06.10.2021 г. № 2816-р «Концепция долгосрочного развития России на период до 2030 года»13.

В России проблемы повышения благосостояния, бедность и социально-экономическое неравенство имеют ряд специфических черт, например, наличие российской бедности является следствием не только дисбаланса экономических отношений, реализуемой политики, особенностей представителей бедняков, но и наследием перестройки государственной системы. Вследствие трудностей геополитического, финансового характеров на данном этапе возрастает численность граждан, находящихся за порогом минимально приемлемого уровня жизни.

Социальный состав российских малоимущих граждан примерно тот же, что и в других государствах - безработные, пенсионеры, инвалиды, члены неполных семей. Вместе с тем в общем количестве бедных отмечается значительный удельный вес работающих людей, появление феномена так называемой «трудовой бедности», или работающих бедных, к которым можно отнести работников бюджетной сферы, молодежь, неквалифицированную рабочую силу.

Одной из острых проблем на пути повышения благосостояния населения выступает социально-экономическое неравенство, которое зачастую имеет несправедливый характер, проявляющийся в деформации оплаты труда, наличии серых зарплат, отсутствии прогрессивной системы налогообложения. Проблемой выступает отставание МРОТ от прожиточного минимума. Минимальная оплата труда, установленная ниже прожиточного минимума, деформирует и создает возможности для искусственного занижения официальной зарплаты и налогов, увеличивает число претендентов на социальную помощь. Вместе с этим споры вызывает использование прожиточного минимума как критерия формирования минимального размера оплаты труда.


Прожиточный минимум в России и минимальная потребительская корзина - такие же, как в странах с низким уровнем зарплаты, где большая часть населения расходует на продукты питания основную часть семейного бюджета. Существенным недостатком этого метода является ограниченность учитываемых образовательных, медицинских, культурных потребностей.

В настоящее время потребительская корзина в России трактуется как необходимый для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Анализ состава потребительской корзины позволяет сделать вывод о том, что российская потребительская корзина направлена на удовлетворение потребностей граждан в еде, не учитывая особенности экономических факторов и потребности граждан, адекватные современному уровню развития общества. Подобная корзина занижает приемлемый размер прожиточного минимума, что отрицательно влияет на эффективность мер по снижению бедности. Кроме того, прожиточный минимум, используемый в России, не учитывает нагрузки, бюджет прожиточного минимума не позволяет обеспечивать простое воспроизводство работников, имеющих детей.

Особого внимания заслуживает отсутствие прогрессивного подоходного налога, что снижает эффективность налоговых инструментов при выполнении ими перераспределительной функции. В России наблюдается ярко выраженное межрегиональное неравенство, связанное с региональной политикой, уровнем развития регионов, их природно-климатическими особенностями. Данная проблема усугубляется наличием противоречий между федеральными и региональными органами власти, развитием иждивенческих настроений в регионах-реципиентах.

Одним из негативных факторов, которые снижают эффективность направлений повышения благосостояния граждан, являются ментальные составляющие, психологические факторы, выраженные в нежелании части населения повысить свое благосостояние, проявлении такого феномена, как наследственная нищета или генетическая бедность, связанная с отсутствием инициативы повысить благосостояние, что может быть связано с привычкой к данному образу жизни, застоем данной проблемы. У части населения сохраняется иждивенческое отношение к государству, привычка к социалистическому образу жизни, обусловленная не успеванием перестроиться из одной экономической системы в другую.


Среди проблем эффективности можно выделить недостаточную степень доверия к государственным программам, недостаточное информационное обеспечение, невысокую правовую и финансовую грамотность. Граждане не всегда располагают информацией о том, на что имеют право, какие возможности имеют для повышения благосостояния, отсутствует достаточная инициатива, недостаточно эффективно работают и социальные лифты, не являются залогом успешного трудоустройства с высоким уровнем оплаты труда, как в странах с высоким уровнем социально-экономического развития.

Одним из современных инструментов, влияющих на повышение благосостояния граждан, выступает сотрудничество между государством, бизнесом, населением. Система социального партнерства на общефедеральном уровне связана с ведением переговоров по определению минимальной зарплаты, разработке критериев для ее повышения на уровне отрасли в рамках общегосударственной политики доходов и занятости, вопросам трудовых отношений, проведением консультаций по трудовому законодательству, проведением политики примирения при национальных конфликтах, участием в обсуждении общих вопросов экономической и социальной политики.

Необходимо отметить, что одним из направлений, оказывающих воздействие на повышение благосостояния граждан России, является развитие форм сотрудничества государства и бизнеса, связанного с привлечением в экономику частных инвестиций, обеспечением доступности, повышения качества товаров. Эти направления в России пока не получили широкого развития в сравнении с развитыми странами.

Повышение благосостояния России связано с преодолением избытка социально-экономического неравенства и бедности, что возможно при реализации государственной политики. Среди государственных мер повышения благосостояния можно выделить создание условий для роста производства, поддержку стабильности, проведение антиинфляционной политики, МРОТ, разработку социальных программ и механизмов их реализации.

В рамках повышения благосостояния населения в России можно выделить направления государственного и муниципального воздействия: меры в рамках социальной защиты населения и экономические меры, связанные с налоговой политикой и улучшением ситуации, ростом уровня производства, инвестиционно-инновационной активностью, укреплением финансов.