Файл: Факультет Педагогики и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3347

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Педагогики и психологии

(наименование факультета)
Направление/специальность подготовки: 37.03.01 Психология

(код и наименование направления /специальности подготовки)

Профиль/специализация: Социальная психология

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная

(очная, очно-заочная, заочная)


УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета ____________________







Шатравкина А.В. Подпись (ФИО)

«____» ___________________ 2022 г.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ

Ознакомительная практика

4 семестр

(семестр)
обучающегося группы ОБХз-42108ННГсп Лещинская Валерия Сергеевна .

(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)
Место прохождения практики:

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

«Московский финансово-промышленный университет «Синергия», кафедра Педагогики


(наименование структурного подразделения Организации)
Срок прохождения практики: с «___» _________ 202_ г. по « __ » _________ 202_ г.

Содержание индивидуального задания на практику:

п/п

Виды работ

1.

Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

2.

Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам учебно-ознакомительной практики

__________________________________________________________________________________________________________________

(вид практики, тип практики)

2.1.

Кейс 1

На консультацию к психологу обратилась мать с мальчиком 6,5 лет.

Ребенок посещает среднюю общеобразовательную школу, живет с мамой и папой. Через 3 месяца обучения у ребенка стали появляться частые аффективные вспышки раздражительности и злости при малейших неудачах, обидчивость. Учителя отмечают трудности в освоении грамоты. Периодически, при волнении, ребенок начинает заикаться. У ребенка до настоящего времени сохраняется практически ежедневный ночной энурез, ночные приступы страха. С перечисленными жалобами ребенок обратился за помощью к неврологу, которым и был перенаправлен на консультацию к психологу.

Анамнез жизни: беременность протекала на фоне хронического нервно-психического стресса. У матери отмечалось устойчивое повышение артериального давления. Дважды была госпитализация в связи с отслойкой плаценты и угрозой выкидыша. В анамнезе развития перинатальное поражение центральной нервной системы, обусловленное внутриутробной гипоксией (обвитие пуповиной) и родовой травмой (смещение позвонков шейного отдела). Раннее развитие протекало без особенностей. Двигательное и речевое развитие соответствовало, со слов матери, возрастному уровню. У невролога и психоневролога не наблюдался. Неврологический статус: черепно-мозговые нервы: зрачки равные, фотореакция живая, конвергенция и аккомодация в норме. Движения глазных яблок в полном объеме, нистагма нет. Глазные щели D = S. Точки выходя тройничного нерва безболезненны. Лицо симметрично D = S. Слух нормальный, головокружения нет. Глотание не нарушено, голос не изменен. Язык по средней линии. При волнении нарушение плавности речи (заикание). Мышечная система развита достаточно D = S. Мышечная сила: руки (D =S) 5 баллов, ноги (D = S) 5 баллов. Мышечный тонус рук и ног в норме. Убедительных расстройств чувствительности нет. Рефлексы с верхних конечностей D = S, с нижних конечностей D = S. Патологических знаков нет. Менингеальных симптомов нет. Координация в норме, устойчив в позе Ромберга. Пальценосовую и пяточно-коленную пробы выполняет уверенно. Атаксии нет. Функция тазовых органов в норме.

При дополнительном инструментальном обследовании на электроэнцефалограмме выявлены: легкие диффузные изменения биопотенциалов головного мозга. Очаговой и пароксизмальной активности не выявлено. При ультразвуковой доплерографии определена асимметрия кровоснабжения в вертебральном и каротидном бассейнах (D < S).

Данные внешнего осмотра: физическое развитие в целом соответствует возрасту. Внешний вид: выглядит ухоженным и опрятным.

Наблюдение: поведение адекватно ситуации обследования, есть чувство дистанции. В процессе беседы с мамой мальчик спокойно играет в выбранный им конструктор. Игра конструктивная, целенаправленная. В контакт вступает легко. Эмоциональный фон доброжелательный, спокойный. В процессе обследования отмечается заинтересованность в правильном выполнении задания. В случае затруднений ошибки замечает самостоятельно или по предложению экспериментатора проверить правильность работы.

Самостоятельная деятельность носит целенаправленный характер, ребенок полностью сосредоточен на выполнении заданий. Деятельность устойчива, темп при выполнении различных заданий различный. Очень медленно выполняются задания, требующие двигательных навыков и сформированности моторной сферы. Работоспособность высокая, однако, отмечается тенденция к истощаемость психических процессов, ухудшению качества выполнения проб в процессе обследования. На фоне утомления Денис начинает нарочито делать ошибки и подсмеиваться над ними, затем отказывается от выполнения заданий.

Отмечаются проявления характерологических особенностей в деятельности: чрезмерная критичность к результатам деятельности, излишняя старательность, педантичность. При копировании фигур стал отсчитывать расстояние между фигурами, как по клеткам. При выполнении задания тщательно комментирует свои действия. Когда заметил ошибку, которую трудно исправить, не испортив лист, попросил новый листок. При копировании отмечены ошибки по типу застревания на действии (персеверации), снижения функции контроля над протеканием деятельности, а так же функции программирования деятельности. При достаточной сформированности зрительно-пространственных функций, ребенок оказывается не способным скопировать серию точек в виде круга (можно предполагать либо дефицитарность целостного восприятия, либо недостаточность программирования деятельности).

В деятельности пользуется преимущественно правой рукой (мама отмечает факт переучивания ребенка с левой руки на правую). При исследовании доминантного полушария была отмечена склонность к смешанной латерализации (рука преимущественно правая, ухо - смешанная, нога - левая, глаз - левый)

Нейропсихологическая характеристика ребенка: при исследовании внимания (метод Когана): внимание устойчиво, отмечаются трудности распределения внимания, выражена инертность в переключении внимания, которая проявляется в тенденции к выполнению очередного задания по предыдущей инструкции. При этом отмечается правильное понимание инструкции и правильное начало при выполнении очередного этапа. В процессе выполнения пробы дважды отмечены эпизоды отвлечения внимания на посторонние предметы. Наблюдаются трудности удержания инструкции. При выполнении задания отмечается тенденция к замедлению темпа деятельности при переходе от одного этапа к другому, что свидетельствует об истощаемости психической деятельности и замедлению нейродинамики в процессе длительной интеллектуальной нагрузки.

Речевая активность адекватна ситуации обследования. Отмечается легкое заикание на этапе установления контакта. Звукопроизношение правильное. Отмечается трудности при произношении сложных и малознакомых слов по типу недостаточной сформированности динамического орального праксиса.

В моторной сфере в процессе обследования отмечается общая моторная неловкость (трудности при выполнении прыжков, подпрыгиваний, игре в мяч). При выполнении проб отмечается несформированность реципрокной координации движений в виде неспособности выполнения реципрокных движений руками и попеременном отталкивании одной ногой для прыжка, что свидетельствует о дефицитарности межполушарного взаимодействия. Отмечаются значительные трудности при усвоении серии движений (несформирвоанность динамического праксиса) как при моторных пробах, так и в речи. В праксисе позы отмечаются пространственные трудности, длительный поиск нужной позы рук (более выраженны слева).

В сфере пространственных представлений. В пробах Хеда отмечаются единичные ошибки по типу зеркальности с самостоятельной коррекцией (на предложение проверить правильность выполнения задания). Зрительно-пространственные функции и зрительно-моторная координация сформированы в соответствии с возрастом. Выявлена недостаточная сформированность понимания пространственных предлогов, несформирвоанность горизонтального вектора оптико-пространственного сканирования.

При исследовании зрительного гнозиса дефицитарности зрительного фактора не выявляется, однако встречаются ошибки по типу импульсивного называния, и игнорирование одной части рисунка.

Фонематический слух: понимание и повторение слов сформированы.

Мнестические процессы. При исследовании отмечается длительность и устойчивость следов слухоречевой памяти. В пробе на запоминание 10 слов обнаружена тенденция к истощаемости мнестических процессов, очень медленному темпу воспроизведения, быстрому утомлению.

Ответьте на вопросы к кейсу 1.

  1. В чем заключается основная проблема описанного ребенка?

Основная проблема основывается на том, что тенденция к истощаемость психических процессов, ухудшению качества выполнения проб в процессе обследования. На фоне утомления Денис начинает нарочито делать ошибки и подсмеиваться над ними, затем отказывается от выполнения заданий.Быстрая утомляемость и

  1. Какие характерологические особенности ребенка можно назвать наиболее значимыми в нарушении школьной адаптации?

  2. Какие исследования было бы полезно дополнительно реализовать для формирования более полной психологической картины?


Выполните задание к кейсу 1:

  1. Сформулируйте психологическое заключение с учетом представленных данных.

  2. Составьте психологический прогноз для данного ребенка.

  3. Разработайте систему индивидуального психологического сопровождения ребенка.

2.2.

Кейс 2

Один из отделов, которым Вы руководите, называется «Отдел организации трудо­вой деятельности». Вы отвечаете за передвижение сотрудников внутри компании, сопровождаете все процессы распределения рабочей нагрузки. Сотрудников отдела трое, они работают в различных подразделениях, выполняют рутинную бумажную работу, фиксируют ритмы труда сотрудников, делают фотографию рабочего места, считают, сколько фактических часов вырабатыва­ет каждый сотрудник. По сути, их работа четко регламентирована и хорошо организована, поэтому Вам не нужно постоянно делать промежуточные проверки. Они отчитываются перед Вами раз в месяц и подают готовые переработанные данные. Ваш непосредственный руководитель – заслуженный и добро­совестный человек, – скоро уходит на пенсию (он не раз говорил Вам об этом). Конечно, его принципы и методы управления кол­лективом уже не отвечают требованиям современности, но ра­бота отдела не вызывает нареканий со стороны главы компании. К тому же он смело полагался на самодостаточных сотрудников, которые обладают хорошими аналитическими способностями. Один из сотрудников хочет поговорить с Вами по поводу плана своего карьерного развития. Вы не очень хорошо с ним знакомы, просто иногда сталкивались на работе и знаете, как его зовут и в ка­ком отделе он работает. Вы подняли его личное дело и выяснили, что этот работник обладает очень высокой квалификацией, но интроверт, неохотно дает рекомендации и не принимает активного участия в решении задач отдела. У Вас сложилось впечатление, что предпосылок к высокому карьерному развитию у коллеги нет.

Ответьте на вопросы к кейсу 2:

  1. Какую информацию необходимо получить о сотруднике?

  2. Какие источники Вы будете использовать?

  3. Поберите стандартизованный диагностический пакет для составления психологического портрета личности.

  4. Дайте краткое описание каждому диагностическому методу (автор, цель, основные параметры, диапазон применения и т.п.)

2.3.

Кейс 3. Дайте аргументированные ответы на вопросы о стиле лидерства:

  1. Опишите один из случаев из жизни, когда Вы или кто-то из Ваших знакомых выполнял «функцию лидера».

  2. Какой стиль лидерства был использован в описанном случае?

  3. Насколько выбранный стиль лидерства помог решить задачу?

  4. Охарактеризуйте предпочитаемый стиль лидерства и обоснуйте его целесообразность.

2.4.

Кейс 4.

Задание 1. В компании «Бета» по производству шоколадной продукции после ухода начальника отдела технологии на его место была назначена Екатерина В., которая до этого работала ведущим специалистом. Но вообще-то кандидатов было двое: Екатерина В. и Элиза Н., которая занимала такую же должность, как и Екатерина. Обе имели одинаковый уровень знаний, умений и навыков, но вышестоящие руководители выбрали Екатерину, так как она дольше работала в организации. А у Элизы гораздо больше общий стаж работы. Через полгода стали появляться недостатки в работе Екатерины. По характеру она была очень скрупулезна и проверяла до точки все расчеты и отчеты сотрудников, так как никому не доверяла. В группе были очень квалифицированные сотрудники, которые сдавали все вовремя, и после первых проверок их работы было ясно, что они не допускают ошибок. Но даже спустя два месяца пребывания на должности Екатерина продолжала проверять отчеты опытных сотрудников и новичков и оставалась допоздна. В итоге накопилась усталость, она перестала успевать. Она не прислушивалась к коллегам и делала так, как считала нужным. Учитывая, что премиальные получали на весь отдел, а с отчетами все время запаздывали, руководство стало урезать премиальные на коллектив, а они выплачивались один раз в квартал. Екатерина отвечала на возмущение старых сотрудников тем, что она не может отдельно подавать их отчеты и отдельно результаты работы молодых сотрудников вышестоящему руководству, так как оно требует все одновременно. Поэтому задержки происходят не по ее вине, а потому что у новичков очень много ошибок, и все отчеты приходится задерживать. Следовательно, вполне справедливо, что отдел получает меньше премиальных, чем обычно.

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

  1. Кто из участников, по Вашему мнению, в большей степени влияет на ситуацию?

  2. Что можно сделать, чтобы руководство компании получало вовремя отчеты?

  3. Дайте рекомендации Екатерине: как наладить порядок подачи и проверки работы сотрудников отдела.

Задание 2. Охарактеризуйте системы оценки биологического возраста по следующим параметрам:

  • Костный возраст, или скелетная зрелость

  • Зубной возраст, или зубная зрелость

  • Уровень полового созревания или половое развитие

  • Физиологический возраст

  • Психическое и умственное развитие




2.5.

Кейс 5.

Задание 1. Социальная оценка проявляется в виде общественного мнения, т.е. мнение какой-то группы людей об общественных явлениях. Определите, какие из приведенных утверждений можно считать проявлением общественного мнения. Аргументируйте свой ответ примерами из жизни.

  1. Яблоко от яблони недалеко падает

  2. Миром правит мафия

  3. Только ненормальный может отдать другим все до нитки

  4. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит

  5. Честно в наше время жить нельзя

Задание 2. Укажите биологические признаки отличий человека от других приматов. Заполните таблицу и приведите примеры.



Признак

Проявление (примеры)



Признаки адаптации к двуногому передвижению






Признаки комплекса «трудовой руки»






Признаки прогресса в строении головного мозга






Признаки строения гортани, связанные с речевой функцией






Специфические признаки черепа и зубов






Редукция волосяного покрова тела






3.

Систематизация собранного нормативного и фактического материала.

4.

Оформление отчета о прохождении практики.

5.

Защита отчета по практике.



Разработано

руководителем практики от Университета Лещинская Валерия Сергеевна _________

(ФИО) (Подпись)
«___»______________ 20__г.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Факультет педагогики п психологии

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Социальная психология

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная .

(очная, очно-заочная, заочная)

Отчет
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(вид практики)

Учебно-ознакомительной практики

(тип практики)
4 семестр




Обучающийся

 Лещинская Валерия Сергеевна

 

 




(ФИО)




(подпись)



Москва 2023 г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики

п/п

Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи

Кейс-задача № 1



  1. В чем заключается основная проблема описанного ребенка?

Основная проблема основывается на том, что тенденция к истощаемость психических процессов, ухудшению качества выполнения проб в процессе обследования. На фоне утомления Денис начинает нарочито делать ошибки и подсмеиваться над ними, затем отказывается от выполнения заданий.Быстрая утомляемость и заикание при контанте.


  1. Какие характерологические особенности ребенка можно назвать наиболее значимыми в нарушении школьной адаптации?

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Чрезмерная критичность к результатам деятельности, излишняя старательность, педантичность. При копировании фигур стал отсчитывать расстояние между фигурами, как по клеткам. При выполнении задания тщательно комментирует свои действия. Когда заметил ошибку, которую трудно исправить, не испортив лист, попросил новый листок. При копировании отмечены ошибки по типу застревания на действии (персеверации), снижения функции контроля над протеканием деятельности, а так же функции программирования деятельности. При достаточной сформированности зрительно-пространственных функций, ребенок оказывается не способным скопировать серию точек в виде круга (можно предполагать либо дефицитарность целостного восприятия, либо недостаточность программирования деятельности).

  1. Какие исследования было бы полезно дополнительно реализовать для формирования более полной психологической картины?

1)Самооценка

2)Волевые качества

3) Способность к коллективной работе

4) Социальные установки
Выполните задание к кейсу 1:

  1. Сформулируйте психологическое заключение с учетом представленных данных.

уровень актуального развития соответствует показателям нормы возрастного развития, уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.

Тип психического дизонтогенеза.

  1. Составьте психологический прогноз для данного ребенка.

6. Прогноз поведения в экстремальной ситуации (проявление инстинктов).
С вероятностью 45% будет вести себя адекватно в соответствии с инстинктом сохранения рода и другими абсолютными моральными принципами.
Может действовать несколько медлительно, т.к. действия ограничены некоторыми условностями и комплексами (в определенной степени контролируются сверхсознанием, интуицией).
С вероятностью 55% может повести себя неадекватно, мало реалистично, с преобладанием инстинктов эгоцентризма и удовольствия. При этом, может пойти на неоправданный риск, проявить склонность к самопожертвованию и действовать в соответствии с иллюзорными ценностями. В этих случаях его иллюзия заключается в убежденности в том, что благородные цели могут быть достигнуты на основе идеи, духовности, без практического ума и здравого смысла. Имеет стремление быть морально правым и может пожертвовать благополучием и делом ради этого. Стремление быть морально правым порождает страх перед обвинением со стороны других людей в невыполнении обещаний, поручения. Он думает о себе в первую очередь, чтобы его не обвинили, и в этом проявляется инстинкт эгоцентризма. Из-за этого может пожертвовать не только своим благополучием и здоровьем, но и других людей (неосознанно). Может проявить пассивную честность, оставаясь бездеятельным, занятым своим внутренним миром на основе инстинкта удовольствия (Все это может проявиться с вероятностью не более 55%) .

Прогноз при ухудшении состояния.
Психика несколько дестабилизирована, и вероятность нервно-психических расстройств в неблагоприятных условиях может составить – 60% (вероятность 50% означает неопределенность).
Если нервно-психические расстройства произошли, то ухудшение состояния может пойти с вероятностью 70% по пути депрессии, подавления практического ума, саморазрушения, а с вероятностью 30% - по пути маниакальности, подавления духа, агрессии, разрушения.

Разработайте систему индивидуального психологического сопровождения ребенка.

1. Прием информации - в ваше учреждение из какого-либо источника поступила информация о том, что ребенок находится в социально-опасном положении.
2. Расследование - любую информацию которую вы получили необходимо подтвердить или опровергнуть. Для этого необходимо провести расследование, в которое входит посещение на дому, опрос соседей, беседы с учителями и родственниками. Расследование проводится целой командой специалистов: социальным работником, инспектором КДН, педагогом, психологом, медиком и др. В процессе расследования устанавливается факт нарушения прав ребенка и оценивается безопасность ребенка.
3. Признание ребенка нуждающимся в государственной защите (согласно требованиям нормативных документов).
4. Открытие случая - на консилиуме принимается решение об открытии случая. Назначаются участники, распределяется ответственность, устанавливаются сроки.
5. Разработка и утверждение ИПС (индивидуального плана сопровождения) - по случаю пишется (согласно нормативным требованиям) индивидуальный план сопровождения ребенка (семьи), в котором подробно расписываются мероприятия, сроки реализации и ответственные. План утверждает консилиум.
6. Выполнение плана - по ходу выполнения плана индивидуальной помощи в случае необходимости его можно корректировать (при согласовании с другими членами консилиума).
7. Мониторинг - одна его часть является по сути чисто анализом диагностических данных, полученных по случаю в начале реализации программы помощи и в конце. Другая часть мониторинга - это качественный анализ результата работы со случаем всех включенных в работу специалистов с замечаниями и рекомендациями.
8. Закрытие случая. Случай закрывается в ситуации достижения положительных результатов в отношении ребенка (семьи) в СОП и переводе этого ребенка (семьи) в другую сопровождаемую педагогом-психологом категорию.
Технология позволяет осуществить индивидуальный подход к каждой семье и учесть ее особенности в организации процесса помощи. Благодаря технологии «работы со случаем» орган, исполняющий полномочия по опеке и попечительству в районном отделе образования, может унифицировать порядок работы с каждой выявленной семьей группы риска, независимо от ее особенностей и нужд, и организовать профилактическую деятельность во взаимодействии с различными учреждениями и организациями, оказывающими услуги семьям и детям с различными нуждами.

Кейс-задача № 2


  1. Какую информацию необходимо получить о сотруднике?

Прошлое место работы, опыт работы, образование, стаж работы, трудовые навыки.

  1. Какие источники Вы будете использовать?

При рассмотрении методов получения информации необходимо отметить, что главное здесь - получение данных для проведения оценки сотрудников с различных сторон, а именно:
Наблюдение
Информация, полученная от коллег оцениваемого сотрудника;
Информация, полученная от потребителей;
Отчеты.
Наблюдение
Этот метод является наиболее надежным способом получения информации о работе персонала компании, но также наиболее сложным для применения. Причем сложность возникает не только из - за возможности неправильного понимания действий оцениваемого сотрудника. Самая большая проблема при использовании метода наблюдения за работой - это нехватка времени у оценивающего менеджера для постоянного наблюдения за тем, как работает каждый из подчиненных. Но при этом следует отметить, что из - за того, что менеджер сам наблюдает за работой своих сотрудников, этот метод и является одним из самых надежных. Информацию о хорошей (или плохой) работе оценивающий менеджер получает непосредственно, а не от третьих лиц, зачастую основанную на слухах или неправильном понимании.
К негативным сторонам этого метода можно отнести то, что оценка работы может оказаться искаженной или предвзятой. Чтобы этого избежать, необходимо оценивать работу персонала исходя исключительно из реальных фактов, т.е. при определении оценки аргументировать ее конкретными примерами правильного или неправильного рабочего поведения сотрудника.
Информация от коллег по работе
Сотрудники одного отдела или члены одной команды, ежедневно работающие вместе, как правило, обладают большей информацией о работе друг друга, чем их непосредственный руководитель. Это информация о работе сотрудника с клиентами, об отношениях внутри рабочего коллектива и с другими отделами компании. Использование данного метода может помочь менеджеру вскрыть проблемы, которые не видны на первый взгляд, и препятствия, мешающие достижению целей компании. Мнения сотрудников о работе коллег могут основываться на предубеждениях или на неправильном понимании, поэтому сотрудники обязательно предоставлять доказательства или примеры правильного или неправильного подхода к выполнению работы.
Информация от потребителей
Чтобы получить объективную информацию, необходимо оценить работу не только сточки зрения сотрудника, исполняющего ее, но и с точки зрения потребителя. Причем под потребителем понимается не только клиенты компании (внешние потребители), но и персонал (внутренние потребители). Проведение исследований и опросов среди внутренний потребителей компании позволит получить информацию о проблемах, возникающих между сотрудниками. Такие опросы могут проводится при помощи анкет, в которых содержатся вопросы о работе тех или иных сотрудников, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе.
Для опросов клиентов компании можно использовать специальные анкеты, в которых предлагается ответить на ряд вопросов о качестве оказываемых услуг, обслуживания. Клиенты в отличии от сотрудников компании вовсе не обязаны заполнять анкеты. Поэтому все вопросы должны быть конкретные, и их количество не должно быть большим. Применение такого метода для опросов ограниченно, но информация, полученная от клиентов, является более значимой, чем мнение сотрудников, и в определенных случаях - чем мнение линейного руководителя.
Важным источником информации о работе персонала компании являются жалобы, поступившие от клиентов. Например, в качестве критерия эффективности может выступать минимальное количество (или отсутствие) жалоб от клиентов. Более того, с помощью этой информации можно узнать об ошибках при работе с клиентами и принять меры по их устранению.
Отчеты
Данный способ получения информации необходим в первую очередь для определения фактических результатов работы и степени достижения индивидуальных целей сотрудника. Источниками информации могут выступать не только финансовые отчеты, но и любые другие, например отчет о количестве заключенных сделок или проданной продукции (в натуральном выражении). Оценки, полученные на основе такой информации, в наибольшей степени подходят для расчета премий и изменения оплаты труда по результатам работы персонала. С другой стороны, информация, получаемая на основе отчетов о результатах деятельности компании (или отдела), мало говорит о причинах невыполнения поставленных целей, она только фиксирует этот факт. Поэтому эту информацию сложно использовать для определения направлений развитии и обучения персонала

  1. Поберите стандартизованный диагностический пакет для составления психологического портрета личности.

Структура портрета состоит из несколько основных элементов. Темперамент Люди проявляют себя по-разному. Некоторые индивиды активны, импульсивны, склонны к бурным реакциям. Другие наоборот спокойны и невозмутимы. Темперамент демонстрирует работу психики человека в динамике. Существует четыре основных типа: Холерик – подвижный, необузданный; характерна резкая смена настроения. Сангвиник – энергичный, жизнерадостный; стремится к частой смене впечатлений. Флегматик – спокойный, медлительный; эмоционально устойчив к обстоятельствам. Меланхолик – застенчивый, тревожный, впечатлительный; глубоко переживает разные события. Стоит учитывать, что в человеке могут совмещаться сразу несколько видов темперамента, один из которых преобладает. Характер Индивидуальные свойства поведения человека в жизни отражают характер. Помимо этого, он проявляется в демонстрируемом отношении индивида к действительности, которое выражается в поступках. Основные черты характера закладываются уже в раннем возрасте, однако происходящие события и жизненные обстоятельства влияют на личность и могут привести к изменениям, иногда кардинальным. Способности Каждый человек наделен индивидуальными свойствами. Если взять нескольких людей, которые живут в одних и тех же условиях, совсем не обязательно, что они одинаково добьются успеха в одном и том же деле. Способностями можно назвать возможность заниматься определенной деятельностью и приходить к высоким результатам в этой области. Направленность У каждого человек существует желание, которое выходит на первый план. Своего рода приоритет. Настрой на конкретный выбор создает направление для движения и действий людей. Невозможно идти к двум противоположным деятельностям одновременно; повернуть и налево и направо. Направленность можно сравнить с конкретным выбранным путем. Эмоциональность Это способность человека отображать свои чувства: переживания, тоску, радость, удивление и другие. Эмоциональность характеризуется как ответная реакция на окружающий мир. Интеллектуальность Данное качество личности подразумевает накопление человеком знаний, и способность выражать их в жизни. Основные возможности интеллекта закладываются при рождении. Один индивид может уже в детском возрасте хорошо считать и писать. Другому же изучение базовых наук может даваться труднее. Но при желании человека, на интеллектуальность можно влиять и улучшать результаты в любом возрасте. Умение общаться Жизнь в социуме предполагает общение. Однако коммуникативные навыки у людей развиты неодинаково. Кто-то имеет способности к легкому выстраиванию диалога с окружением. Для кого-то подобная задача становится проблемой. Тем не менее, данный навык можно развивать. Коммуникабельность важна практически в любой сфере. Отличия лишь в специфике работы и количестве необходимого общения. Самооценка Люди имеют представление о самих себе. Подобное личное сформированное мнение называется самооценкой. Она может быть заниженной, завышенной и нормальной. К первой относится принижение своих способностей. Характеризуется склонностью к самобичеванию и желанием всем угодить. Завышенная самооценка подразумевает переоценивание индивидом собственного потенциала. Проявляется в нездоровом эгоизме и высоких требованиям к другим. Последний тип выражается в адекватном восприятии человеком самого себя. Волевые качества Возникающие препятствия на пути людей иногда заставляют их проявить силу воли по отношению к ситуации. Внутренний стержень, решимость не сдаваться во благо достижения цели помогают преодолевать трудности и характеризует волю как нельзя лучше. Самоконтроль Когда необходимо сдержаться и не выпустить лишние эмоции наружу, люди прибегают к навыку самоконтроля. Пример ситуации – активная провокация конфликта посторонним человеком. Как бы сильно агрессор не шел на скандал, важнее будет внутренне отстраниться от токсичного процесса и пройти мимо. Такой навык позволяет легче переживать трудности и беречь нервы. Способность к коллективной работе Умение согласовывать задачи, формировать общий план действий совместно с разными специалистами – это залог удачной работы в команде. Но такая способность проявляется не у всех. Именно поэтому некоторые люди отдают предпочтение индивидуальной деятельности. Мотивация Если получение конкретного результата вызывает у человека яркий интерес, вероятнее всего у него появится настрой действовать. Так возникает мотивация. Индивид становится способным раскрыть в себе новые ресурсы и найти силы, чтобы прийти к конечной цели. Социальные установки Простыми словами – это образованная в течение какого-либо времени линия поведения человека, на основе которой он принимает решения как поступать. Если не видеть повторяющихся ошибок и не влиять на изменение убеждений, человек может всю жизнь следовать одному и тому же сценарию; попадать в похожие ситуации.

Что нужно учесть при составлении психологической характеристики? Цель составления портрета. Персональные данные: возраст, пол, охарактеризовать внешность. Социальное положение: занимаемая должность, полученная специальность, семейный статус. (для составления психологического портрета ребенка учитываются такие характеристики: к какому возрасту относится (дошкольник, школьник, студент), проживание в полной или неполной семье, увлечения и прочее) Основная биография: место рождения, значимые события жизни. Анализ ключевых моментов. Вывод. Пример: Федор Михайлович Достоевский – русский писатель XIX века, автор известных литературных произведений. Анализ произведен на основе общедоступных биографических данных. Цель составления – узнать, как повлияла линия поведения индивида на его творчество. Пол мужской. Внешне выглядит серьезным и сосредоточенным. Судя по многим фотографиям – редко улыбается. Особенности характера: в детстве это живой и впечатлительный ребенок. Проявляет интерес к окружающему его миру людей. Имеет множество идей. С возрастом появилась импульсивность. Помимо этого, под влиянием жизненных обстоятельств, становится скрытным и замкнутым. Моменты биографии: был женат дважды. От второго брака у писателя появилось четверо детей. В середине жизни, литературного деятеля приговорили к смертной казни, но позже этот приговор изменили на каторжные работы. Данный этап сильно сказался на Ф.М. Достоевском. Он испытал сильный стресс, вследствие чего произошли изменения в характере. Интеллектуальные качества: психика отличается большой подвижностью и восприимчивостью. Способности к абстрактному мышлению. На фоне своих интеллектуальных возможностей склонен к истерии. Эмоционально-волевая сфера: повышенная чувствительность к обстоятельствам, амбивалентность чувств, тяжелое переживание неудач. Склонен к самобичеванию. Подозрителен. Коммуникативная сфера: жизненные неудачи делают его злым и несдержанным, особенно в отношении «коллег» по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и большим талантом позволили Федору Михайловичу оставаться в кругу самых известных литераторов даже после долгого периода молчания. Заложенные природные данные писателя и его поведение, безусловно, повлияли на его жизнь и профессиональную деятельность. Сложные периоды привели к внутренним изменениям. Но благодаря этому, творцом были созданы крупные, ныне известные во всем мире произведения. Сама по себе личность сложная. Такой человек тяжело уживается с другими людьми, но индивидуальная работа для него лучший выбор. В данном случае, творчество. Его успех тому подтверждение.

Дайте краткое описание каждому диагностическому методу (автор, цель, основные параметры, диапазон применения и т.п.)

Кейс-задача № 3


  1. Опишите один из случаев из жизни, когда Вы или кто-то из Ваших знакомых выполнял «функцию лидера».

Лидерский опыт, полученный в школе, полезен, если вы только начинаете свою карьеру. Они также могут помочь более опытным кандидатам продемонстрировать долгую историю лидерства. Вы можете рассказать об академических групповых проектах или презентациях, в которых вы использовали лидерские качества для выполнения задания.
Пример: «В колледже моим завершающим проектом была групповая презентация. Когда мы только начинали, я предлагал каждому взять на себя роль. Например, я вызвался в качестве фасилитатора. что все знали, что делать и к какому сроку. Это помогло нам закончить проект, оставив время для пересмотра и практики. В итоге мы получили пятерку!»

  1. Какой стиль лидерства был использован в описанном случае?

Демократичный стиль. Заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере.

  1. Насколько выбранный стиль лидерства помог решить задачу?

Вот некоторые из наиболее распространенных преимуществ демократического стиля руководства:
1. Удовлетворенность работой и приверженность делу

Когда сотрудники чувствуют себя вовлеченными в процесс принятия решений, они часто чувствуют себя более ценными для своего работодателя. Это чувство важности может привести к повышению производительности труда и лояльности к компании, что, в свою очередь, может снизить текучесть кадров в компании.
2. Большая инновация

Открытое обсуждение поощряет творчество и инновации. Чем больше людей делятся новыми идеями, тем больше существующих процессов можно улучшить и обновить.
3. Генерируется множество решений

Когда процесс принятия решения требует сотрудничества и учета множества мнений, обсуждение охватывает больше возможных решений. Группа может проанализировать больше аспектов конкретного проекта и найти решения, которые лучше отвечают потребностям организации.
4. Меньше абсентеизма

Сотрудники, которые находят больше удовлетворения в своей работе, чаще отсутствуют на работе. Когда сотрудники чувствуют, что их ценят, они с большей вероятностью будут выполнять работу в установленные сроки и даже сверхурочно, чтобы завершить проекты и помочь своей команде и компании добиться успеха.
5. Сплоченность команды

Вовлечение людей в процесс принятия решений может помочь укрепить видение компании. Все являются частью решения группы и понимают мотивы, стоящие за этим решением. Они знают, что работают над достижением общей цели. Способствует большей сплоченности в группе.
6. Доверие между членами группы

Когда сотрудники и руководство имеют равные полномочия на принятие решений и доступ к одной и той же информации, это повышает чувство доверия между ними. Каждый член группы знает мотивы, стоящие за решением своего лидера, и ему не нужно задавать вопросы.

Охарактеризуйте предпочитаемый стиль лидерства и обоснуйте его целесообразность.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что различные полномочия, инициативы и даже ответственность распределяются между руководителем и его подчиненными. Главной составляющей его является интерес руководителя к мнению сотрудников. В сложных ситуациях, связанных с производством, принимается коллегиальное решение. Демократический стиль управления подразумевает, что в ходе постоянного общения и обсуждения происходит своевременное информирование по всем основным вопросам, так или иначе касающихся функционирования компании. Информированность служащих (в рамках их квалификации) укрепляет чувство сопричастности и собственной значимости всех без исключения членов коллектива компании.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что различные полномочия, инициативы и даже ответственность распределяются между руководителем и его подчиненными. Главной составляющей его является интерес руководителя к мнению сотрудников. В сложных ситуациях, связанных с производством, принимается коллегиальное решение. Демократический стиль управления подразумевает, что в ходе постоянного общения и обсуждения происходит своевременное информирование по всем основным вопросам, так или иначе касающихся функционирования компании. Информированность служащих (в рамках их квалификации) укрепляет чувство сопричастности и собственной значимости всех без исключения членов коллектива компании.

Характеристика демократического стиля руководства
Следующей предпосылкой для развития демократичности является стабильное положение компании на рынке. В период кризиса и нестабильности демократичный подход к управлению трудовыми ресурсами малоэффективен, однако в состоянии стабильности авторитарное правление может тормозить дальнейший рост компании.
Еще одной предпосылкой развития демократичности в компании является аппелирование руководителя к человеческим потребностям более высокого уровня (теория У). Такой менеджер предпочитает работать в команде, а не давить на рычаги власти и делает ставку при этом на желание человека проявить и раскрыть себя.
Еще одним важным моментом является то, что предприятиям, на которых превалирует демократический стиль правления, свойственна высокая децентрализация полномочий. Руководители таких предприятий не навязывают свою волю подчиненным, а разделяют с ними власть и осуществляют контроль над их деятельностью Демократичный руководитель стремится создавать открытую и доверительную атмосферу в коллективе, стараясь сделать так, чтобы у работников формировался не страх перед руководством, а уважение.
Менеджер-демократ не пытается единолично принимать решения по всем вопросам, а концентрируется лишь на самых важных и сложных. При этом стиле управления большая ставка делается на творческую активность подчиненных, которая не только не возбраняется, как при авторитарном подходе, но и поощряется.
При этом основной упор делается на осознание каждым сотрудником своей значимости и ответственности в достижении общих целей и дисциплина, жестко контролируемая при авторитаризме, трансформируется в самодисциплину.
Плюсы

Как и любой другой, демократический стиль управления характеризуется достоинствами и недостатками. К первой группе можно отнести следующие параметры:
точность формулировки цели компании и обязанностей сотрудников;

общий психологический климат в коллективе способствует формированию корпоративности и активной позиции сотрудников;

сопричастность к общему делу подталкивают к формированию доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными;

работники, в рамках своей компетенции, способны самостоятельно принимать решения для профессионального выполнения своих обязанностей;

руководитель в основном прибегает к убеждающей стратегии руководства, а не принуждающей;

демократический стиль управления в менеджменте – это возможность решения редких, эксклюзивных задач за наименьшее количество времени при помощи нестандартных методов.

Кейс-задача № 4


Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

  1. Кто из участников, по Вашему мнению, в большей степени влияет на ситуацию?

  2. Что можно сделать, чтобы руководство компании получало вовремя отчеты?

  3. Дайте рекомендации Екатерине: как наладить порядок подачи и проверки работы сотрудников отдела.

Ситуация описывает частный случай, который является показательным и нередко встречается в компаниях. Вновь назначенные руководители не всегда справляются со своей работой, так как не владеют управленческими компетенциями и концентрируют всю работу на себе. Решение подобных кейсов поможет выявить у соискателя навыки организации, делегирования и способность мыслить как руководитель.

Варианты ответов

Толкование

По мнению соискателя, работу подчиненных так или иначе нужно проверять. Этого все равно невозможно избежать. А чтобы Екатерина успевала все проверять, пусть сотрудники сдают отчеты на пару дней пораньше.


В таком ответе соискатель верно определил порядок работы и необходимости проверять работу подчиненных. Но кандидат не делает разграничений между методами работы с более опытными сотрудниками и новичками. Предложенное решение в итоге приведет к тому же результату, так как сотрудники начнут торопиться и делать ошибки, что увеличит время проверки для Екатерины. Кандидат ориентируется на процесс, но не на результат.


По мнению соискателя, если Екатерина не справляется, то ее можно снять с должности. Это нормальная практика, она ведь подводит целый коллектив. Снижение премии является хорошим стимулом для того, чтобы сотрудники внимательнее относились к своей работе. Поэтому в данной ситуации не нужно ничего менять. Одно лишение премии, может, и не подействует, а вот два–три точно исправят ситуацию.


По мнению соискателя, если Екатерина не справляется, то ее можно снять с должности. Это нормальная практика, она ведь подводит целый коллектив. Снижение премии является хорошим стимулом для того, чтобы сотрудники внимательнее относились к своей работе. Поэтому в данной ситуации не нужно ничего менять. Одно лишение премии, может, и не подействует, а вот два–три точно исправят ситуацию.


Соискатель согласен с решением руководства о выборе Екатерины на должность руководителя отдела, так как она работала именно в этой компании и, значит, лучше знает ее специфику. Предлагает передать часть работ сотрудников на проверку Элизе с дополнительными условиями по оплате или должности для нее. Так как у них один уровень опыта и квалификации, это дает гарантию качества и сокращает время проверки в два раза. Чтобы сократить количество ошибок у новичков, можно назначить опытных сотрудников в качестве наставников.


В таком ответе отражено понимание соискателем, как можно организовать работу сотрудников, чтобы сократились ошибки. Выявлена причинно-следственная связь между источником проблемы и ее последствиями. Продемонстрировано умение рационально использовать время, делегируя полномочия. Превалирует гибкость мышления. Дается многоаспектное решение.