Файл: Факультет Педагогики и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3368

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица VI. 7. Некоторые важные вехи в развитии ребенка (по Gesell, 1974) Примечание. Приведенные цифры дают приблизительное представление о времени наступления тех или иных стадий развития, так как основаны на усредненных данных более чем 20-летней давности. Процесс эпохальной акселерации (секулярного тренда) затрагивает также аспекты психомоторного развития, так что многие из выделенных фаз в настоящее время наступают раньше.

Таблица VI. 7. Некоторые важные вехи в развитии ребенка (по Gesell, 1974)

Примечание. Приведенные цифры дают приблизительное представление о времени наступления тех или иных стадий развития, так как основаны на усредненных данных более чем 20-летней давности. Процесс эпохальной акселерации (секулярного тренда) затрагивает также аспекты психомоторного развития, так что многие из выделенных фаз в настоящее время наступают раньше.
Дополнительную информацию о развитии личности дают рисунки ребенка, по которым можно оценить его представления о мире и о себе, а также проследить, как они меняются с возрастом. Степень выраженности половых различий в этом тесте достаточно велики.
Попытки оценить умственное развитие, как правило, так или иначе основаны на использовании системы тестов, дающих некие усредненные оценки, — показатели «интеллектуальности». Наиболее известен в этом плане КИ (IQ), коэффициент интеллектуальности, который вычисляется как оценка «умственного возраста» , рассчитанная на основе соответствия тому или иному возрастному уровню, в процентах к хронологическому возрасту. Так, если «умственный возраст» 10-летнего ребенка соответствует 12 годам, то его КИ будет равен 120. Распределение КИ в популяции носит непрерывный характер, со средней величиной, равной 100, и среднеквадратическим отклонением, равным 15. В целом оценки примерно 70% индивидов в популяции распределяются в пределах ± 1s от средней величины, т. е. в пределах от 85 до 115, и рассматриваются как «норма». Из оставшихся 30% примерно 25% попадают в категорию ± 2s: по 12,5% в интервале от 70 до 85 («ниже среднего») и от 115 до 130 («выше среднего»), а 5% оказываются на концах распределения с оценками <70 ("отстающие в умственном развитии") или >130 (» сверхразвитые «).
Проблема КИ, так же, как и других подобных показателей, состоит в том, что система используемых тестов должна быть адаптирована к социокультурным параметрам той или иной обследуемой группы, иначе полученные показатели могут быть существенно искажены. Отмечено четкое различие показателей интеллектуального развития у детей из высших и низших социальных слоев,
хотя в многочисленных исследованиях, посвященных этой проблеме, не всегда четко объясняется их причина. Здесь несомненно влияние общего уровня жизни, качества воспитания и т. д. В одном британском исследовании было показано, что 7-летние дети из семей низшего социально-экономического статуса (V социальный класс, согласно британской классификации, — «неквалифицированный ручной труд») имеют в 15 раз больше шансов не научиться читать по сравнению со своими сверстниками из семей высшего социально-экономического класса (I — «высшая профессиональная категория»). Некоторые исследователи склоняются к выводу о существовании неких генетических различий между социальными классами. По крайней мере, после удаления влияния 28 переменных (социальных, экономических и семейных характеристик) связь между КИ и социальным классом сохранялась и достигла 10 единиц — в переделах одного среднеквадратического отклонения (Mascie-Taylor, 1989).
Существует немало других данных в пользу наследуемости показателей интеллектуального развития, хотя вопрос этот все еще далек от разрешения. На основе анализа усредненных коэффициентов корреляции между показателями развития интеллекта для людей различной степени родства и неродственников, Ф. Верной приходит к выводу об отчетливой генетической компоненте в детерминации КИ (Vernon, 1975). Отмечается также связь этого показателя с размерами мозга и головы, длиной тела, что может рассматриваться также как следствие брачной ассортативности и социальной мобильности (Mascie-Taylor, 1993).


Задание 1. Социальная оценка проявляется в виде общественного мнения, т.е. мнение какой-то группы людей об общественных явлениях. Определите, какие из приведенных утверждений можно считать проявлением общественного мнения. Аргументируйте свой ответ примерами из жизни.

  1. Яблоко от яблони недалеко падает

Родители являются самым главным в жизни каждого человека. Это люди, которые будут рядом с нами на протяжении всей жизни, воспитывают нас и прививают те или иные качества. С самого детства они формируют наше мировоззрение.

Часто можно услышать: яблоко от яблони недалеко падает. И это верно. Каждый из нас похож на своих родителей. Дети, как губки, впитывают всё, что происходит вокруг них. Вся та атмосфера, в которой они росли, отражается на их характере. Родители должны помнить, что дети - это маленькая копия их самих, зеркальное отражение.
К сожалению, не каждый человек может похвастаться хорошим воспитанием. Некоторым детям уделяют малое количество внимания, а то и вовсе не занимаются ими. Но, в любом случае, именно родительское воспитание делает нас теми, кто мы есть.

  1. Миром правит мафия

  2. Только ненормальный может отдать другим все до нитки

  3. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит

  4. Честно в наше время жить нельзя

Задание 2. Укажите биологические признаки отличий человека от других приматов. Заполните таблицу и приведите примеры.



Признак

Проявление (примеры)



Признаки адаптации к двуногому передвижению

  • Вертикальность туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей в коленном суставе;

  • Особое развитие и расположение тазобедренных мышц;

  • Расширенная форма таза, особая форма тазобедренного сустава;

  • Изогнутый позвоночник S-образной формы;

  • Хорошо уравновешенный на позвоночнике череп;

  • Уплощенность грудной клетки;

  • Сильное развитие мышц ноги;

  • Сводчатость стопы, укороченность пальцев стопы, сильное развитие первого непротивопоставляющегося пальца;

  • Резкое изменение пропорций тела.






Признаки комплекса «трудовой руки»

  • Относительно малая длина руки;

  • Усиление скелета первого и второго пальца;

  • Увеличение подвижности и прочности кисти;

  • Большая длина первого пальца;

  • Сильное развитие мышцы, противопоставляющей первый палец, обособление мышцы, сгибающей первый палец;

  • Развитие способности к ротации руки;

  • Сильное развитие отделов мозга, управляющих рукой.






Признаки прогресса в строении головного мозга

  • Сильное развитие величины головного мозга;

  • Сильное развитие новой коры и ассоциативных зон;

  • Увеличение теменной и лобной долей;

  • Увеличение численности борозд «третьего порядка»;

  • Увеличение мозолистого тела;

  • Разрастание и развитие цитоархитектонических полей передней части лобной и нижней теменной долей;

  • Сильное развитие речевых центров;

  • Богатство межнейрональных контактов.






Признаки строения гортани, связанные с речевой функцией

  • Изменение в положении гортани;

  • Развитие хрящей и связок.






Специфические признаки черепа и зубов

  • Уменьшение лицевого отдела в сравнении с мозговым;

  • Уменьшение размеров нижней челюсти;

  • Выпрямление профиля лица;

  • Уменьшение клыков;

  • Отсутствие гребней на черепе;

  • Развитие подбородочного выступа;

  • Выступающий носовой отдел.






Редукция волосяного покрова тела

  • Специфическое распределение волос на теле;

  • Поредение и укорочение волосяного покрова в связи с естественным отбором как средство терморегуляции.








Дата: _________

_________ Лещинская Валерия Сергеевна

(подпись) (ФИО обучающегося)