Файл: Факультет Педагогики и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3350

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 2. Охарактеризуйте системы оценки биологического возраста по следующим параметрам:

  • Костный возраст, или скелетная зрелость

Служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодов онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. В процессе роста кости претерпевают ряд характерных изменений, которые могут фиксироваться на рентгенограммах. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образование синостозов.
Рентгенографический метод позволяет определить, на какой стадии по отношению к дефинитивному (взрослому) состоянию находится ребенок по тому или иному признаку. Для определения скелетной зрелости обычно выбирают кисть, поскольку в ней содержится большое количество центров окостенения. Метод дает точные показатели, а здоровью ребенка при этом ничто не угрожает, так как дозировка рентгеновских лучей берется минимальной: она приблизительно соответствует дозе естественного облучения, получаемого человеком, к примеру, в течение недельного пребывания в горах. Для оценки костного возраста определяют время и последовательность появления очагов окостенения, а также степень развития и сроки образования синостозов по атласам оценочных рентгенограмм, стандартизированных соответственно возрасту.
Один из первых подобных атласов был разработан американцем Т. Тоддом в 1937 г. Позднее на основе этого атласа американские исследователи В. Грейлих и С. Пайл создали свой до сих пор используемый педиатрами атлас (Greulich and Pyle, 1950). Они собрали и оценили большое количество рентгенограмм кисти и запястья у детей разного возраста, вывели на этой основе средний оценочный балл для каждой отдельной кости (всего использованы данные по 30 костям), а затем выбрали рентгеновские снимки для каждого возраста (отдельно для мальчиков и девочек), как можно полнее соответствующие этим оценкам, в качестве стандартных. (В атлас вошли рентгеновские снимки с «эталонными» стандартами как для отдельных костей, так и для каждой возрастной стадии в целом. При этом, хотя создатели метода и предполагали, что те, кто будет использовать их метод, должны будут идти от «частного к общему», на практике определение производится сразу по суммарным рентгенограммам, что с неизбежностью приводит к многочисленным ошибкам).
Хотя в силу своего удобства атласы все еще широко используются в исследованиях по физическому развитию детей и подростков, они содержат ряд принципиальных методических недостатков, ограничивающих их применение. Помимо того, что существуют значительные вариации между детьми из различных социально-экономических и расовых групп, имеется также значительная генетическая детерминированность порядка появления центров окостенения. Поэтому непоявление того или другого центра окостенения в «нужное» («стандартное») время необязательно означает отставание по костному возрасту, а окончательная оценка должна учитывать все без исключения кости. Второй существенный недостаток состоит в том, что серии рентгенограмм в атласе организованы по годовым интервалам, хотя понятие «скелетного года» коренным образом отличается от года хронологического.

Чтобы избежать подобного недостатка, были разработаны методические подходы, в большей мере использующие количественные методы. Так, выдающийся британский ауксолог Дж. Таннер вместе со своими коллегами Р. Уайтхаузом и М. Хили предложили систему, оценки, получившую название ТУ-1 (по начальным буквам фамилий двух первых авторов — Tanner- Whitehouse), которая впоследствии была модифицирована ими же в систему ТУ-2 (Tanner et al., 1983). Суть метода заключается в том, что каждой из костей (всего в анализе используется 20 костей) дается оценка в соответствии с 8 или 9 предварительно выделенными стандартными стадиями созревания. В дальнейшем эти баллы суммируются и сопоставляются с процентным распределением суммарных баллов в «стандартной» группе того или иного хронологического возраста. Нередко этот метод называют также «процентным созреванием». Метод Таннера-Уайтхауза использует только один набор стандартов как для мальчиков, так и для девочек. Последние при этом всегда получают более высокие баллы, что отражает значительное опережение по темпам окостенения, свойственное женскому полу практически на протяжении всего ростового периода: с момента рождения (и даже во внутриутробном периоде) и до наступления зрелости костный возраст мальчиков составляет 80% такого девочек.
Два других метода количественной оценки костного возраста связаны с именем другого выдающегося ауксолога, А. Роча, и с известным центром, изучения роста и развития — Фелсовским научно-исследовательским институтом, расположенным в Йеллоу-Спрингс (штат Охайо, США). Роч с соавторами разработали два метода: метод РУТ (Roche-Wainer-Tissen) — для определения костного возраста по коленной чашечке, и фелсовский метод, с использованием традиционных костей кисти и запястья (Roche et al., 1975, 1988). В отличие от метода Таннера-Уайтхауза, фелсовский метод учитывает некоторые соотношения размеров в виде индексов между линейными размерами длинных костей кисти и запястья, а также включает в анализ большее количество костей.
Возрастные изменения костной системы, с учетом иных, чем у растущего организма критериев, используются для определения биологического возраста на протяжении всего периода постнатального онтогенеза. В периоде старения в качестве критериев используются сроки проявления остеопороза и остеосклероза, различные деформации в области суставов и т. д. (Интересующихся отсылаем к фундаментальному ТРУДУ О.М. Павловского «Биологический возраст у человека», 1987).



  • Зубной возраст, или зубная зрелость

Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент) и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные — в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров).
Молочные зубы начинают кальцинироваться с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни и к моменту рождения находятся на разной ни развития. Примерно к 6-му месяцу первого года жизни (существуют значительные внутри- и межгрупповые вариации этого и других показателей) прорезываются первые молочные зубы, обычно центральные нижние резцы. К 6 годам, как гласит пословица, «зубов полон рот», так как в это время, как правило, еще целиком сохранена молочная смена зубов, а постоянные зубы практически полностью сформированы и готовы к прорезыванию. Первыми прорезываются первые постоянные моляры (коренные зубы). Это происходит примерно в одно время с выпадением молочных резцов.
На рис. VI. 11 изображены цифры среднего возраста прорезывания постоянных зубов. Хотя существуют значительные вариации времени прорезывания отдельных категорий зубов и последовательности их появления, тем не менее, среди отдельных категорий зубов можно выделить целый ряд «маркеров», которые служат отражением определенных стадий развития. Среди них — второй постоянный моляр, который прорезывается примерно в 12 лет (в Великобритании этот зуб носил название «рабочего», так как, согласно «Положению о заводах и фабриках», именно с этого возраста дети могли приниматься на работу. В те времена, когда документация относительно точной даты рождения ребенка зачастую отсутствовала, такой критерий оказывался весьма полезным). Третий постоянный моляр, так называемый «зуб мудрости», может прорезываться практически в любом возрасте, начиная с 18 лет, и не представляет никакого интереса в плане показателей зрелости.
Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков (рис. VI. 11).
При кажущейся простоте метод определения зубного возраста может представлять некоторые трудности, так как различные авторы придерживаются разных критериев при оценке зуба как «прорезавшегося». В отечественной литературе принято считать зуб «прорезавшимся» при первом его появлении через десну.

В последнее время предложены новые методы определения зубного возраста, с использованием стадий формирования зубов по рентгенограммам челюстей. Определяются
Рис. VI. 11. Средний возраст прорезывания постоянных зубов (первым, как правило, прорезывается первый постоянный моляр в нижней челюсти; сроки прорезывания третьих моляров — «зубов мудрости» — настолько варьируют, что в диаграмме не указываются
степень кальцификации, количество вторичного дентина и цемента зубов, с помощью специальных методик ведется подсчет числа ежегодных кольцевых отложений цемента. Особое значение эти методы приобретают в период с 2 до 6 лет, когда новые зубы практически не прорезываются, а также после 13 лет. Именно в это время степень кальцификации зубов, определяемая по рентгенограммам челюстей, приобретает особо важное значение. Критерии для оценки различных стадий кальцификации были разработаны Демирджаном с соавторами по аналогии с системой оценки костной зрелости по методу Таннера-Уайтхауза.
Работами многих ученых, в частности, С. Гарна, показано наличие четкого генетического контроля над различными стадиями формирования и появления зубов. Связь между показателями костной и скелетной зрелости в целом невелика, корреляция между костным и зубным возрастом не превышает 0,4 (Tanner, 1978). Определение зубного возраста находит широкое применение в криминалистике, является одним из основных методов оценки индивидуального возраста при исследовании ископаемых материалов; служит надежным показателем возрастного статуса индивида в тех случаях, когда по каким-либо причинам неизвестна точная дата рождения ребенка.

  • Уровень полового созревания или половое развитие

Определяется по времени последовательности появления, а также степени развития вторичных половых признаков; эффективно используется в перипубертатном («околопубертатном») периоде, т. е. от 7-8 до 16-17 лет, наиболее часто применяется в качестве критерия биологического возраста при массовых антропологических обследованиях.
«Пубертат», или «пубертатный» период, определяется как промежуток времени, в течение которого индивид становится функционально способным к воспроизводству. События пубертатного периода разворачиваются во времени, позволяя выделить в процессе их динамики отдельные стадии, свидетельствующие о скорости достижения индивидом половозрастного статуса. Следует отметить, что существует значительная индивидуальная вариабельность в сроках достижения отдельных стадий, но их последовательность остается более или менее постоянной.

Имеются подробные и четкие методики определения степени развития вторичных половых признаков, которые мы не считаем возможным приводить в настоящем довольно кратком обзоре (с ними можно познакомиться в специальной литературе: (см., например, Васильев, 1996; Соловьева, 1973 и др.).
Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличения яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. Объем яичек определяют с помощью довольно простого прибора «орхидометра», представляющего собой стандартный набор пластмассовых объемов овоидной формы, варьирующих по величине. Средний объем яичка взрослого составляет около 20 мл, а пограничный объем, свидетельствующий о начале полового созревания, примерно б мл. Рост яичек обусловливается в первую очередь размножением сперматогенного эпителия семенных канальцев, а также (но в меньшей степени) — увеличением числа и размеров клеток Лейдига и Сертоли, продуцирующих андрогены. Параллельно с увеличением семенных канальцев происходит увеличение предстательной железы и полового члена, появление складчатости и пигментированности мошонки и полового члена. Наблюдаются изменения гортани, начинается рост волос на теле. Соотнесенные по времени максимальных темпов их развития, события пубертатного периода проявляются в среднем в следующей последовательности: рост яичек → рост пениса → увеличение гортани →лобковое оволосение → подмышечное оволосение → ростовой спурт (скачок роста длины тела) → рост волос на лице и теле. Иногда наблюдается также отчетливое набухание сосков с развитием субареолярной железистой ткани. Это происходит примерно в середине пубертатного периода и впоследствии обычно спонтанно исчезает. Первые эякуляции (выбросы семенной жидкости) начинаются примерно через год после начала увеличения пениса (таблица VI. 6).
У девочек (таблица VI. 6) первым признаком начала пубертата является увеличение половых желез — яичников. Однако установить это путем наружного обследования невозможно (свидетельством активизации яичников может служить увеличение в моче концентрации половых гормонов — эстрогенов). Первым наружным признаком наступления
Таблица VI. 6 Примерная последовательность событий полового созревания (Sinclair, 1989)

Таблица VI. 6 Примерная последовательность событий полового созревания (Sinclair, 1989)