Файл: Факультет Педагогики и психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 3349

Скачиваний: 33

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пубертата считается увеличение молочных желез, предшествующее ростовому спурту (скачку роста длины тела). Оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет. (Tanner, 1978). Различают пять стадий развития молочных желез: балльные оценки могут варьировать от 1 до 5 согласно методике Таннера (Харрисон и др., 1979) или от 0 до 4, согласно методике, принятой отечественными учеными (Соловьева, 1973).
Примерно одновременно с увеличением молочных желез начинается рост матки и влагалища, а затем, как правило, чуть позднее лобковое оволосение.
Наиболее важным (и четко фиксированным) маркером полового созревания у девочек является начало менструирования (менархе). Именно этот показатель учитывается большинством исследователей при изучении полового созревания в индивидуальном и популяционном аспектах. При массовых обследованиях, как правило, используется метод «статус кво»: устанавливается наличие или отсутствие менструации на момент обследования с последующим вычислением среднего возраста начала менструирования. При обследовании более старших возрастных когорт можно применять ретроспективный метод, когда возраст начала менструирования сообщается девушкой или женщиной по памяти. Начало менструирования представляет собой важное событие в жизни девочки, и у многих из них без особого труда фиксируется в памяти. Однако практика показывает, что этот метод не гарантирует получения абсолютно точных данных: по разным причинам многие обследуемые называют дату начала менструаций приблизительно, особенно по прошествии нескольких лет. Третий метод — определение возраста первой менструации при лонгитуди-нальном обследовании, когда достаточно небольшой интервал повторных осмотров позволяет дать весьма точную оценку этого события. Вероятно, этот метод самый точный, хотя включает в себя ограниченную по численности информацию.
У 99-100% девочек менархе наступает после того, как пройден ростовой скачок длины тела (пубертатный спурт); при этом начало менструирования вовсе не означает полного становления репродуктивной функции, и девочки выглядят взрослыми задолго до окончания созревания. У мальчиков, как отмечалось выше, закономерности чередования фаз развития несколько иные. Они становятся половозрелыми задолго до обретения внешнего облика взрослых мужчин.
Приведенная информация отражает важный аспект особенностей полового созревания: несоответствия физической и психологической зрелости (см. ниже), а также затрагивает сложности правового положения подростков в современном мире, когда налицо проблема снижения возраста сексуальных отношений между полами.

Связь между показателями полового развития и костного созревания. Возраст начала менструирования, к примеру, гораздо больше коррелирует с костным, чем с хронологическим возрастом. Так, возраст менархе варьирует в пределах 10-16 паспортных лет и только в пределах 12-14 лет, согласно критерию скелетной зрелости. По скелетному возрасту можно оценить динамику полового созревания. Так, началу активного функционирования половых желез соответствует появление сесамовидной кости в 1-м пястно-фаланговом суставе. При этом у девочек отмечается начало развития молочных желез и оволосения лобка, а у мальчиков — начальное увеличение яичек и наружных гениталий с возможным появлением волос на лобке. К моменту синостозирования 1-й пястной кости у девочек появляются первые менструации, а у мальчиков — регулярные поллюции.
У девочек с ранним сроком менархе костный возраст опережает календарный. Напротив, при поздних сроках менархе костный возраст отстает от календарного. Высокорослые девочки достигают половозрелости раньше, чем девочки с меньшей длиной тела, хотя в итоге поздносозревающие девочки, как правило, обгоняют по длине тела своих раносозревающих подруг за счет более продолжительного периода роста.
Соотношения между половым созреванием и физической и соматической зрелостью традиционно являются предметом многочисленных исследований. В 1970-х гг. американский антрополог Р. Фриш высказала гипотезу «критического веса», согласно которой менструация у девочек начинается по достижении ими некоего порога физического развития. Первоначально называлась цифра в 47 кг, однако, как показали дальнейшие исследования, эта величина варьирует в зависимости от расово-этнической принадлежности. Кроме того, создатели гипотезы полагали, что ключевым моментом в интерпретации этой функциональной связи следует считать жировую ткань как депо энергетических резервов, необходимое для становления функции воспроизводства. Впоследствии эта гипотеза неоднократно подвергалась критике. Позднейшие исследования обнаружили наличие большей связи возраста менархе с обезжиренной массой тела (белковые запасы организма), а не жировой, как предполагалось. Кроме того, была поставлена под сомнение сама изначальная посылка прежней гипотезы: что есть причина и что следствие? Являются ли изменения состава тела пусковым механизмом или всего-навсего отражают связанные с началом пубертата изменения обменных процессов?


Как бы то ни было, несомненно, что половое созревание девочек связано с достижением ими некоего физического статуса. Доказательством этого могут служить случаи отсутствия менструаций (первичной или вторичной аменнореи) при больших физических нагрузках, потере веса, голодании, часто встречающемся в современных развитых странах синдроме «анорексия нервоза», когда не только женщины, но и девочки сознательно отказываются от пищи из боязни потерять фигуру. Несомненным физическим признаком, связанным с наступлением полового созревания у девочек, является увеличение размеров таза (см. табл. VI. 6). Изменение соотношения большого и малого таза у женщин с целью расширения родового пути — один из последних элементов костного созревания перед полной остановкой роста скелета.
У мальчиков, как уже отмечалось, наступление полового созревания никак не связано с параметрами физической зрелости. Напротив, рост физических параметров и мышечной силы происходит уже после достижения ими половозрелости, что может быть связано с различными селективными механизмами, определявшими развитие полов в антропосоциогенезе.
Для определения биологического возраста иногда используют так называемую «общую морфологическую зрелость», хотя этот критерий менее четкий, чем предыдущие, и менее информативный.
Общая морфологическая зрелость оценивается по весоростовым соотношениям и изменениям пропорций тела, однако информативность данного критерия в целом невелика из-за широких границ (и, как правило, неизвестной) окончательной величины — дефинитивных размеров тела. Хотя изменения физических параметров, как говорилось выше, связаны с процессом полового созревания, точный учет их для определения той или иной стадии (одно из требований к критериям биологического возраста) представляется затруднительным.
То же можно сказать и в отношении пропорций тела, хотя их изменение, несомненно, также может служить некоторым показателем биологического возраста. Так, например, знаменитый «филиппинский тест», используемый в качестве показателя зрелости при приеме ребенка в школу в тех странах, где неизвестна точная дата рождения ребенка, по сути связан с возрастными изменениями длин сегментов тела, когда в процессе нейтрального детства обхват головы и высота головы и шеи в процентах от длины тела снижаются, а длина рук возрастает.

  • Физиологический возраст


До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением — более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. Та же зависимость существует для частоты дыхания: 40-45 в минуту — у новорожденного и в среднем 12-16 — у взрослого.
Некоторые физиологические функции «созревают» раньше других. Например, в раннем детстве желчь менее концентрирована, а содержание белков в сыворотке крови понижено, однако вскоре по этим показателям происходит достижение взрослого статуса. Концентрационная способность почечных гломерул достигает взрослых значений примерно в 2-3 года, в то время как кровяное давление продолжает подниматься не только в течение всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши — 120 мм. Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается.
Половой диморфизм отражается на динамике многих физиологических и биохимических показателей. Так, у девочек ростовой скачок (спурт) систолического давления крови начинается раньше, чем у мальчиков. Температура ротовой полости, уменьшающаяся от рождения до зрелости, раньше достигает «взрослых» значений у девочек и т. д. Содержание неорганических фосфатов в плазме, постоянно снижаясь на протяжении всего детства, достигает «взрослых» значений к 15 годам у девочек и 17 — у мальчиков. Содержание кальция за этот период не меняется. Количество щелочной фосфатазы резко увеличивается (параллельно скоростям роста) в возрасте 8-12 лет у девочек и 10-14 у мальчиков, а затем снижается до взрослых значений.
Было сделано немало попыток использовать изменения физиологических и биохимических параметров в качестве маркеров физиологической зрелости, но все они были неизменно сопряжены с рядом методических трудностей, связанных со сложностями сбора данных (как, например, добиться состояния «покоя» у годовалого ребенка?) и отсутствием четких возрастных нормативов. В качестве одного из возможных показателей зрелости предлагалось использовать соотношение: креатин/ креатинин в моче, которое постепенно понижается после 14-летнего возраста, вероятно, под влиянием половых гормонов. Раньше созревающие девочки характеризуются более низкими цифрами этого индекса по сравнению c их позже созревающими подругами.


  • Психическое и умственное развитие

Несмотря на то, что мозг новорожденного ребенка достаточно велик по объему, степень его функциональной зрелости существенно отстает от его размеров. Новорожденный ребенок имеет ограниченный репертуар целенаправленной деятельности: он может кричать, сосать, глотать, чихать, двигать глазами, испражняться и мочиться. У него хорошо развиты обонятельная и вкусовая чувствительность, но он не ощущает боли. Он обладает очень сильным хватательным рефлексом (унаследованным от приматов — см. главу по эволюции человека), который утрачивается через пару месяцев.
Человеческий младенец отличается от детенышей других животных прежде всего тем, что в своем развитии он зависит в большей степени от обучения, чем от врожденных форм поведения, а кроме того, в процессе онтогенеза он должен освоить новый (после ползания, передвижения на четвереньках) способ локомоции — прямохождение.
Двигательные и сенсорные системы ребенка развиваются медленно, и определенные маркеры вполне могут использоваться как показатели зрелости. В качестве примера можно привести такую, например, стадию развития, когда беспорядочные движения рук младенца становятся целенаправленными и т. д. В табл. VI. 7 приводятся характеристики некоторых стадий развития, выделенные известным американским психологом А. Гезеллом (Gesell, 1974). Подобные исследования проводили также ученые других стран.
Девочки опережают мальчиков на протяжении моторного и сенсорного развития: они первыми начинают ползать и ходить, у них раньше развивается координация движений и устанавливается контроль мочеиспускательного рефлекса и дефекации.
Один из важных маркеров возрастного развития, как правило, запоминаемый матерью, — это возраст, когда ребенок произносит первое слово. Эта цифра сильно варьирует, но в среднем к полутора годам ребенок может произнести около 30 слов. К двум годам число слов достигает 300, причем девочки по этому показателю всегда опережают мальчиков. К 3 годам словарный запас составляет более 1000 слов и к 5 годам — более 2000. Задача по составлению из слов предложений осваивается ребенком примерно к 3 годам: сначала это простые предложения, которые в дальнейшем усложняются.
Развитие психологического самосознания включает такие элементы, как осознание себя и других, понимание своего места в обществе. У мальчиков этот процесс протекает, как правило, более напряженно, чем у девочек. С другой стороны, у мальчиков ниже способность к концентрации внимания.