Файл: Ю. А. Суворова, А. В. Козачек, В. Ю. Богомолов, И. В. Хорохорина, Е. Ю. Копылова управление техносферной.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63
ные акты, регулирующие отдельные области обеспечения безопасно- сти ЧС, например, режим объектов, производящих атомную энергию, а также территорий с высоким уровнем радиационного заражения:
– Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использо- вании атомной энергии»;
– Федеральный закон от 9.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
– Постановление Правительства РФ от 20.08.1992 г. «О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации»;
– Постановление Правительства РФ от 20.09.1994 г. «О подпи- сании Конвенции о ядерной безопасности» и др.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Химические отравляющие вещества. Средства защиты человека от воздействия отравляющих веществ. Международное законодатель- ство в области применения и защиты от химических отравляющих ве- ществ.
2. Способы обеззараживания населения, техники, зданий, терри- торий.
3. Наиболее масштабные техногенные ЧС в мире за послед- ние десятилетия. Причины возникновения. Меры ликвидации. Послед- ствия.
64
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
9.1. Экономический механизм управления безопасностью направ- лен на стимулирование деятельности предприятий в области предот- вращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окру- жающей среды и стимулирования природоохранной деятельности.
К мерам предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды относятся:
– финансирование превентивных мероприятий, направленных на снижение экологического риска;
– экологическое страхование;
– льготное налогообложение,
– платежи за загрязнение окружающей среды.
Превентивные мероприятия, т.е. предпринимаемые заблаговре- менно мероприятия прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений, меры по смягчению негативных последствий аварий, направлены на исключение и сниже- ние частоты событий, инициирующих аварии, а также снижение веро- ятности перерастания опасного явления в аварию.
Снижение частоты событий, инициирующих аварии, можно дос- тичь путем районирования территории (сейсмологическое, гидрологи- ческое, геологическое, климатическое, экономическое и др.) для даль- нейшего определения рационального размещение потенциально ОПО; предупреждения некоторых опасных природных явлений; профилак- тики возникновения аварий, заключающейся в диагностике оборудо- вания, планово-предупредительных ремонтах, техническом обслужи- вании; борьбы с терроризмом и преступностью.
Снижение вероятности перерастания опасного явления в аварию можно достичь инженерной зашитой от опасных природных и техно- генных явлений; физической защитой потенциально опасных объектов от экстремальных социальных явлений, проведением мероприятий по повышению надежности персонала; обеспечением физической стойкости зданий и сооружений; обеспечением надежности систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуа- ций в аварию.
С 2001 года Фонд социального страхования (ФСС) участвует в частичном финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Ежегодно пересматривается и утверждается порядок и
65
перечень предупредительных мер, подлежащих частичному финанси- рованию за счёт средств ФСС. Эти меры включают в себя проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, за- нятых на работах с опасными и вредными производственными факто- рами, проведение аттестации рабочих мест, приобретение приборов контроля за состоянием условий труда, проведение сертификации ра- бот по охране труда, оплата расходов на обеспечение работников ле- чебно-профилактическим питанием в связи с особо вредными усло- виями труда и др. Величина финансирования не превышает 20% стра- ховых взносов перечисленных организацией за предыдущий год за вычетом расходов ФСС на обеспечение по страхованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний, произошедших в этой орга- низации.
Льготное налогообложение подразумевает поощрение работода- телей при создании рабочих мест с благоприятными условиями труда.
Налоговый учёт затрат в сфере охраны труда регламентируется в гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ, в ст. 254, 255 и 264. В налогооб- лагаемую базу вносятся затраты на приобретение специальной одеж- ды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Платежи за загрязнение окружающей среды стимулируют пред- приятия сокращать выбросы вредных веществ и используются для ли- квидации негативных экологических последствий производства. В на- стоящее время применяются три вида платежей: платежи за загрязне- ние атмосферы, за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов. Базой для расчёта платы за негативное воздейст- вие на окружающую среду являются количественные показатели (мас- са или объем), характеризующие выбросы/сбросы загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений и размещаемых отходов превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.
Размер платы за загрязнение атмосферы/водных объектов П определяется следующей формулой:
П = С
М
K
1
K
2
, (9.1) где С – ставка платы; М – количество выбросов/сбросов загрязняющих веществ; K
1
– коэффициент, учитывающий соответствие фактических количественных показателей выбросов/сбросов установленным норма- тивам: в случае, если фактический выброс/сброс не превышает уста-
66
новленные предельно допустимый выброс (ПДВ)/предельно допусти- мый сброс (ПДС), то K
1
= 1; в случае, если фактический выброс/сброс превышает ПДВ/ПДС, но находится в пределах временно согласован- ного выброса (ВСВ)/временно согласованного сброса (ВСС), то K
1
= 5; в случае, если фактический выброс/сброс превышает ВСВ/ВСС то
K
1
= 25; K
2
– коэффициент, учитывающий особую значимость терри- тории.
9.2. Оценка экономического ущерба от аварий, чрезвычайных си- туаций техногенного и природного характера, производственного травматизма, профессиональных заболеваний проводится в стоимост- ном выражении в следующих случаях:
– при расследовании аварий и ЧС техногенного и природного характера,
– при разработке декларации промышленной безопасности,
– при страховании ответственности организаций, эксплуати- рующих ОПО,
– при категорировании ОПО по степени риска и др.
Ущерб – потери некоторого субъекта или группы субъектов, час- ти или всех своих ценностей.
Различают прямой ущерб, возникающий на объектах, располо- женных в зоне негативного воздействия промышленного производст- ва, косвенный ущерб, проявляющийся в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде, социаль- но-экономический, а также эколого-экономический ущербы.
К прямому ущербу относят стоимость разрушенных или нару- шенных имущества, товарно-материальных ценностей и др.
К косвенному ущербу относят упущенную выгоду в связи с пре- кращением или приостановкой деятельности, утрату нематериальных активов и др.
Расчёт ущерба может быть произведен в соответствии с
РД 03-496–02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от ава- рий на опасных производственных объектах».
Ущерб от аварий на ОПО выражается формулой
П
а
= П
п. п
+ П
л. а
+ П
с. э
+ П
н. в
+ П
экол
+ П
в. т. р
, (9.2) где П
а
– полный ущерб от аварий, р.; П
п. п
– прямые потери организа- ции, эксплуатирующей ОПО, р.; П
л. а
– затраты на локализацию (лик- видацию) и расследование аварии, р.; П
с. э
– социально-экономические потери (затраты, понесенные вследствие гибели и травматизма людей), р.; П
н. в
– косвенный ущерб, р.; П
экол
– экологический ущерб (урон, нанесённый объектам окружающей природной среды), р.; П
в. т. р
– по-
67
тери от выбытия трудовых ресурсов в результате гибели людей или потери ими трудоспособности, р.
Прямые потери П
п. п от аварий можно определить по формуле
П
а
= П
о. ф
+ П
тм. ц
+ П
им
, (9.3) где П
о. ф
– потери предприятия в результате уничтожения (поврежде- ния) основных фондов (производственных и непроизводственных), р.;
П
тм. ц
– потери предприятия в результате уничтожения (повреждения) товарно-материальных ценностей (продукции, сырья и т.п.), р.; П
им
– потери в результате уничтожения (повреждения) имущества третьих лиц, р.
Затраты на локализацию (ликвидацию) и расследование аварии
П
л. а можно определить по формуле
П
л. а
= П
л
+ П
р
, (9.4) где П
л
– расходы, связанные с локализацией и ликвидацией последст- вий аварий, р.; П
р
– расходы на расследование аварий, р.
Социально-экономические потери П
с. э можно определить по формуле
П
с. э
= П
г. п
+ П
г. т. л
+ П
т. п
+ П
т. т. л
, (9.5) где П
г. п
– затраты на компенсации и мероприятия вследствие гибели персонала, р.; П
г. т. л
– затраты на компенсации и мероприятия вследст- вие гибели третьих лиц, р.; П
т. п
– затраты на компенсации и мероприя- тия вследствие травмирования персонала, р.; П
т. т. л
– затраты на ком- пенсации и мероприятия вследствие травмирования третьих лиц, р.
Косвенный ущерб, П
н. в
, вследствие аварий можно определить по формуле
П
н. в
= П
н. п
+ П
з. п
+ П
ш
+ П
н. т. п. л
, (9.6) где П
н. п
– часть доходов, недополученных предприятием в результате простоя, р.; П
з. п
– зарплата и условно-постоянные расходы предпри- ятия за время простоя, р.; П
ш
– убытки, вызванные уплатой различных неустоек, штрафов, пени и пр., р.; П
н. т. п. л
– убытки третьих лиц из-за недополученной ими прибыли, р.
При определении экологического ущерба П
экол суммируют ущер- бы от различных видов вредного воздействия на объекты окружающей природной среды
П
экол
= Э
а
+ Э
в
+ Э
п
+ Э
б
+ Э
о
, (9.7) где Э
а
– ущерб от загрязнения атмосферы, р.; Э
в
– ущерб от загрязне- ния водных ресурсов, р.; Э
п
– ущерб от загрязнения почвы, р.;
68
Э
б
– ущерб, связанный с уничтожением биологических ресурсов, р.;
Э
о
– ущерб от засорения/повреждения территории обломками зданий, сооружений, оборудования и т.д., р.
При расчёте ущерба от производственного травматизма и профес- сионально обусловленной заболеваемости учитывают:
1. Потери прибыли, связанные со снижением производительно- сти труда, увеличением текучести кадров, увеличением процента бра- ка, досрочным уходом работника на пенсию, с сокращением продол- жительности жизни;
2. Ущерб от возрастающей общей заболеваемости;
3. Расходы, связанные с компенсацией утраченного здоровья:
– ежемесячные выплаты;
– выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
– возмещение утраченного заработка при переводе на лёгкий труд;
– выплаты пенсий по инвалидности;
– единовременные выплаты;
– выплаты нетрудоспособным лицам, находящимся на иждиве- нии больного;
4. Моральный ущерб;
5. Расходы, связанные с медицинской, социальной и профессио- нальной реабилитацией:
– расходы на лечение (клиническое, санаторно-курортное, ме- дикаментозное);
– расходы на дополнительный уход за больными (специальный, бытовой, посторонний);
– расходы на обучение (на переподготовку заболевшего, работ- ника, заменяющего больного, а также обучение новых работников);
6. Увеличение страховых тарифов на производстве;
7. Расходы на проведение дополнительных медицинских осмот- ров;
8. Расходы, связанные с расследованием причин получения травмы и развития профзаболеваний.
9.3. Расчёт ущерба (вреда) У, причинённого водным объектам в результате аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и иных вред- ных веществ можно рассчитать в соответствии с Приказом МПР РФ от
30 марта 2007 г. № 71 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» по следующей формуле:
У = K
вг
K
дл
K
в
K
ин
Н
i
, (9.8)
69
где K
вг
– коэффициент, учитывающий природно-климатические усло- вия в зависимости от времени года; K
дл
– коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) ве- ществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации;
K
в
– коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов); K
ин
– коэффициент индексации, учитывающий ин- фляционную составляющую ин экономического развития; Н
i
– такса для исчисления размера вреда от сброса i-го вредного (загрязняющего) вещества в водные объекты.
Исчисление размера ущерба в данном случае осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов, на осно- вании натурных обследований, инструментальных определений, изме- рений и лабораторных анализов.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Актуальный на настоящее время перечень предупредительных мероприятий, подлежащих частичному финансированию за счёт средств ФСС.
2. Международный опыт проведения превентивных мероприятий по предупреждению аварий на ОПО.
3. Порядок исчисления платежей за загрязнение окружающей сре- ды. Понятия предельно-допустимая концентрация ПДК, предельно- допустимый выброс ПДВ, норматив допустимого сброса НДС, времен- но-согласованный выброс ВСВ, временно-согласованный сброс ВСС, лимит на размещение отходов.
70
10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ,
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ,
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
10.1. ISO 45001:2018 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования и руководство по их применению».
12 марта 2018 г. Международная организация по сертификации
ISO опубликовала новый стандарт ISO 45001:2018 «Системы менедж- мента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования и руководство по их применению» взамен OHSAS 18001:2007 «Систе- мы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.
Требования» для регулирования трудовых отношений на предприятии.
Документ, так же как и OHSAS 18001, требуется тем компаниям, деятельность которых связана с риском появления ЧС, в результате чего возникает угроза жизни и здоровью работников. В то же время он содержит положения, подходящие для более широкого круга орга- низаций не связанных с производством, например, для торговых ком- паний.
По данным ISO, в мире каждые 15 секунд от связанных со своей работой причин умирает рабочий. Согласно расчётам Международной организации труда (МОТ) за 2017 год, ежегодно на производстве про- исходит 2,78 миллиона несчастных случаев со смертельным исходом.
Это означает, что ежедневно около 7700 человек умирают от связан- ных с работой заболеваний или травм. Кроме того, каждый год насчи- тывается 374 миллиона несчастных случаев и болезней, не связанных со смертельным исходом, многие из которых приводят к длительному отсутствию на рабочем месте.
ISO 45001 разработан для того, чтобы изменить сложившуюся си- туацию. Стандарт содержит эффективные и полезные рекомендации по повышению безопасности труда. Стандарт содержит типовую ме- тодику управления качеством. Внедрение данной модели позволяет организациям минимизировать риск причинения вреда. Данные меры принимаются в целях предотвращения долгосрочных проблем, связан- ных со здоровьем и отсутствием на работе, а также с несчастными случаями.
Первая фраза введения стандарта гласит: «организация ответст- венна за охрану труда работающих и других лиц, подверженных воз- действию деятельности организации. Система управления охраной
1 2 3 4 5 6 7 8