Файл: Ю. А. Суворова, А. В. Козачек, В. Ю. Богомолов, И. В. Хорохорина, Е. Ю. Копылова управление техносферной.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
56
2) для опасных объектов, в отношении которых законодательст- вом не предусматривается обязательная разработка декларации про- мышленной безопасности или декларации безопасности гидротехниче- ского сооружения: а) 100 миллионов рублей – для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинён вред в результате аварии на такой шахте, составляет более 50 человек; б) 50 миллионов рублей – для ОПО химической, нефтехимиче- ской, нефтеперерабатывающей промышленности и спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинён вред в результате аварии на такой шахте, не превышает
50 человек; в) 25 миллионов рублей – для сетей газопотребления и сетей га- зораспределения, в том числе межпоселковых; г) 10 миллионов рублей – для иных опасных объектов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются соответст- вующими указаниями Банка России, которые периодически пересмат- риваются.
Дополнительный понижающий коэффициент может быть равен от 0,6 до 1, его значение устанавливается в каждом конкретном случае исходя из состояния безопасности объекта, готовности к предупреж- дению и ликвидации ЧС и др.
7.3. Страхование профессиональных рисков
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Феде- ральным законом от 24.06.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном соци- альном страховании от несчастных случаев на производстве и профес- сиональных заболеваний».
Функции данного вида социального страхования:
1) обеспечение социальной защиты застрахованных;
2) экономическое стимулирование предприятия на снижение профессионального риска;
3) возмещение вреда, причинённого жизни и здоровью застрахо- ванного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путём предоставления застрахованному в полном объеме всех необхо- димых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расхо- дов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
4) обеспечение предупредительных мер по сокращению произ- водственного травматизма и профессиональных заболеваний.
57
Страховщиком является Фонд социального страхования Россий- ской Федерации (ФСС РФ).
Основные направления деятельности отдела страхования профес- сиональных рисков ФСС РФ:
1) расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2) возмещение вреда, причинённого жизни и здоровью застрахо- ванного;
3) установление скидок и надбавок к страховым тарифам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ- ных заболеваний;
4) финансовое обеспечение предупредительных мер по сокраще- нию производственного травматизма и профессиональных заболева- ний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными фактора- ми;
5) подтверждение основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчаст- ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юри- дического лица.
В соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном соци- альном страховании от несчастных случаев на производстве и про- фессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществ- ляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначае- мого в связи со страховым случаем;
2) в виде страховых выплат:
– единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
– ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с меди- цинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахо- ванного при наличии прямых последствий страхового случая:
– на медицинскую помощь застрахованному, осуществляемую на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжёлого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособ- ности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспо- собности;
– на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;
58
– на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
– на проезд застрахованного и проезд сопровождающего его ли- ца в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показа- ниями, для получения медицинской помощи, для санаторно- курортного лечения и др.;
– на санаторно-курортное лечение;
– на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
– на обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
– на обеспечение транспортными средствами при наличии соот- ветствующих медицинских показаний;
– на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выпла- чивается за весь период временной нетрудоспособности застрахован- ного до его выздоровления или установления стойкой утраты профес- сиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка.
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соот- ветствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной 94 018 р.
В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 млн р.
Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка работника, соответствующая степени утраты им профессиональной трудоспособности.
Если при расследовании страхового случая комиссией установле- но, что грубая неосторожность застрахованного содействовала воз- никновению или увеличению вреда, причинённого его здоровью, раз- мер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно сте- пени вины застрахованного, но не более чем на 25%.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Актуальные на настоящее время базовые ставки к страховым тарифам по типовым видам опасных объектов.
2. Случаи, относящиеся к несчастным, на производстве. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
3. Экологическая страхование за рубежом. Опыт европейских стран.
59
8. УПРАВЛЕНИЕ ЧС.
ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧС
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с основополагающим законодательным актом в об- ласти защиты от ЧС – Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» целями в области защиты населения и территорий являются:
1) предупреждение возникновения и развития ЧС;
2) снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
3) ликвидация ЧС.
Законом определено, что граждане РФ имеют право:
1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае воз- никновения ЧС;
2) на использование средств защиты при ЧС;
3) на информирование о риске, которому они могут подвергнуть- ся в определённых местах пребывания на территории страны, и о ме- рах необходимой безопасности;
4) на обращение в государственные органы местного самоуправ- ления по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
5) на участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации
ЧС;
6) на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуще- ству;
7) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за про- живание и работу в зонах ЧС;
8) на бесплатное государственное социальное страхование, полу- чение компенсации и льгот за ущерб, причинённый при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
9) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС;
10) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, по- гибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при защите населения и территорий от ЧС.
60
В свою очередь граждане РФ обязаны:
1) соблюдать законы субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) соблюдать меры безопасности в быту;
3) не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС.
В зависимости от причин возникновения выделяют четыре груп- пы ЧС:
1. Техногенного характера, к которым относятся транспортные катастрофы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых, радио- активных, биологически опасных веществ, внезапное обрушение кон- струкций, аварии на электроэнергетических системах и др.
2. Природного происхождения, к которым относятся геофизиче- ские (землетрясения, извержения вулканов), геологические (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, пыльные бури), метеорологические и
(ураганы, смерчи, крупный град, ливни, сильные снегопады, гололёд, мороз, жара, туман, метель, засуха), морские гидрологические (тайфу- ны, цунами, сильное волнение более 5 баллов), гидрологические
(наводнения) опасные явления, природные пожары.
3. Экологического характера, связанные с изменением состояния суши (оползни, обвалы земной поверхности, происшедшие в результа- те деятельности человека; опустынивание на обширных территориях из-за эрозии), изменением состава и свойств атмосферы (острый «ки- слородный голод» в городах, разрушение озонного слоя атмосферы, значительное изменение прозрачности атмосферы), изменением со- стояния гидросферы (истощение водных ресурсов);
4. Социально-политического и военно-политического характера.
Классификация ЧС природного и техногенного характера в зави- симости от масштабов распространения и количества пострадавших
(погибших или получивших ущерб здоровью) и материальных потерь представлена в табл. 5.
Для управления ЧС создана единая государственная система пре- дупреждения и ликвидации ЧС, к которой относятся формирования, подразделения, службы федеральных органов исполнительной власти, подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, ава- рийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстанови- тельных, восстановительных, аварийно-технических и лесопожарных формирований, Государственной корпорации по атомной энергии
«Росатом», Государственной корпорации по космической деятельно- сти «Роскосмос», органов исполнительной власти субъектов Россий- ской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.
1 2 3 4 5 6 7 8
61
5. Классификация ЧС природного и техногенного характера
в зависимости от масштабов распространения
Класс ЧС
Зона ЧС
Количество пострадав- ших, человек
Материаль- ные потери, тыс. р.
Локального характера
Не выходит за преде- лы территории объек- та, на котором воз- никла ЧС
Не более 10
Не более 100
Муници- пального характера
Не выходит за преде- лы территории одного поселения или внут- ригородской террито- рии города федераль- ного значения
Не более 50
Не более 5000
Межмуни- ципального характера
Затрагивает террито- рию двух и более по- селений, внутриго- родских территорий города федерального значения или межсе- ленную территорию
Не более 50
Не более 5000
Регионально- го характера
Не выходит за преде- лы территории одного субъекта РФ
От 50 до 500
От 5000 до 500 000
Межрегио- нального характера
Затрагивает террито- рию двух и более субъектов РФ
От 50 до 500
От 5000 до 500 000
Федерально- го характера
Более 500
Более
500 000
Одним из направлений управления безопасностью ЧС является организация гражданской обороны (ГО) – системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культур- ных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
62
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ
«О гражданской обороне» основными задачами в области ГО являются:
1) обучение населения способам защиты от опасностей;
2) оповещение населения об опасностях;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4) предоставление населению убежищ и средств индивидуаль- ной защиты;
5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникно- вения опасности для населения;
7) первоочередное обеспечение пострадавшего населения, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицин- ской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необ- ходимых мер;
8) борьба с пожарами;
9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоак- тивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
11) восстановление и поддержание порядка в районах, постра- давших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенно- го характера;
12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
13) срочное захоронение трупов в военное время;
14) разработка и осуществление мер, направленных на сохране- ние объектов, существенно необходимых для устойчивого функциони- рования экономики и выживания населения в военное время;
15) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Руководство ГО в РФ осуществляет Правительство. Президент утверждает и вводит в действие план ГО и защиты населения РФ.
При объявлении чрезвычайного положения органам МВД, ФСБ, МО может быть поручено создание совместного оперативного штаба.
Основными задачами оперативного штаба являются: обеспечение го- товности сил и средств органов внутренних дел к действиям и управ- ление ими.
Помимо вышеперечисленных основополагающих Федеральных законов в области защиты от ЧС и ГО существуют законы и подзакон-