Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восходя к работам Тайлора и Фрейзера, социальная антропология имела глубокие корни в британских университетах, вот почему ей не пришлось вести энергичную битву за свое признание. Будучи более интегрированными в национальную элиту, социальные антропологи и их исследовательский предмет в целом были более приемлемы в стране, нежели социологи. Об этом свидетельствует и сопоставление названий профессиональных объединений: Королевский антропологический институт, но Британская социологическая ассоциация.
В рамках социальной антропологии развивались две тенденции. Первая концентрировалась на прямом и тщательном наблюдении примитивных обществ. Так, Хаддон из Кембриджа организовал в 1898—1899 годах экспедицию в проливы Торреса, Редклифф-Браун — на Андаманские острова в 1906—1908 годах, Малиновский — на Тробрианские острова в 1914—1918 годах. Вторая же тенденция сочетала непосредственное наблюдение с тщательно разрабатываемой общей теорией. Малиновский и Редклифф-Браун на поздних этапах своей работы стали уделять значительно больше влияния разработке общесоциологических концепций.

3.Функции культуры.
Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.
А. Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.
Б. Коммуникативная функция – культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

В. Интегративная функция – культура объединяет народы,социальные группы,государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.
Г. Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.
Д. Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Í.Â. Ëàòîâà, àñïèðàíòêà ÈÑ ÐÀÍ

×ÅÌÓ Ó×ÈÒ ÑÊÀÇÊÀ?

(О российской ментальности)

Закрытая до недавнего времени тема «национальной ментальности» в послеäíèå ãîäû ïðèîáðåëà íå òîëüêî ñàìóþ øèðîêóþ ïîïóëÿðíîñòü, íî è îñîáîå çâó÷àíèå äëÿ Ðîññèè, èùóùåé ñâîå ìåñòî è ñâîé ïóòü ðàçâèòèÿ. Ñðåäè îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà ïóáëèêàöèé, îòíîñÿùèõñÿ â ëó÷øåì ñëó÷àå êî âñÿêîãî ðîäà îêîëîíàó÷íîé ïóáëèöèñòèêå, à â õóäøåì – íàïèñàííûõ â æàíðå «êàê áîã íà äóøó ïîëîæèò», âñå áîëüøóþ ðîëü íà÷èíàþò èãðàòü ñåðüåçíûå àêàäåìè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ñîçäàíèåì îòå÷åñòâåííîé òðàäèöèè èçó÷åíèÿ íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè. Íåîáõîäèìîñòü è ñâîåâðåìåííîñòü òàêîé ðàáîòû ñàìà ïî ñåáå íå âûçûâàåò íèêàêèõ ñîìíåíèé, âîïðîñ ñòîèò î êîíêðåòíîé ôîðìå è ñîäåðæàíèè ýòîãî ïðîöåññà.

Ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ ïðåëþäèÿ. Ïåðâûé необходимый øàã при разработке лþáîé öåëîñòíîé êîíöåïöèè – âûáîð óãëà çðåíèÿ. Таким углом зрения нам кажется принятое в современной этнопсихолîãèè ïðîòèâîïîñòàâëåíèå äâóõ ïîäõîäîâ – emic- è etic-ïîäõîäîâ. Ðàçëè÷èÿ ìåæäó íèìè çàêëþ÷àþòñÿ â òîé ðîëè, êîòîðàÿ îòâîäèòñÿ êóëüòóðíîìó ìíîãîîáðàçèþ.

 emic-ïîäõîäå îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ «íàì», à «îíè» ñóùåñòâóþò â ïåðâóþ î÷åðåäü äëÿ òîãî, ÷òîáû îòòåíèòü óíèêàëüíîñòü è íåïîâòîðèìîñòü «íàñ». Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî «îíè» - ýòî «îïðàâà» äëÿ îòòåíåíèÿ êðàñîòû «àëìàçà» íàøåé ñàìîáûòíîñòè. Âñå ýòî âîâñå íå îçíà÷àåò, áóäòî ñîáñòâåííàÿ êóëüòóðà íå ñðàâíèâàåòñÿ ñ äðóãèìè, íî òàêèå ñðàâíåíèÿ äåëàþòñÿ ëèøü ïîñëå äîñêîíàëüíîãî èçó÷åíèÿ ýòíîêóëüòóðíûõ ïåðåìåííûõ íà óðîâíå òîé ýòíè÷åñêîé îáùíîñòè, ê êîòîðîé ïðèíàäëåæèò ñàì èññëåäîâàòåëü.

 etic-ïîäõîäå «îíè» ñóùåñòâóþò äëÿ òîãî, ÷òîáû îïðåäåëèòü «íàøå» ñ «íèìè» ñîîòíîøåíèå, «íàøó» âïèñàííîñòü â «èõ» àðåàë. Ðå÷ü ìîæåò èäòè î òîì, íàñêîëüêî êðàñîòà íàøåãî «àëìàçà» ñîîòâåòñòâóåò îêðóæàþùåé «îïðàâå». Ïðåäìåòîì èçó÷åíèÿ ïðè etic-ïîäõîäå ÿâëÿþòñÿ ñõîäñòâî è ðàçëè÷èå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïåðåìåííûõ â ðàçëè÷íûõ êóëüòóðàõ è ýòíè÷åñêèõ îáùíîñòÿõ.

Âîçâðàùàÿñü ê ïðîáëåìàì íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè, îòìåòèì, ÷òî ÷åì áîëüøå òàêîå èññëåäîâàíèå íàïðàâëåíî íà ñîïîñòàâèìîñòü äàííûõ â ìåæäóíàðîäíîì êîíòåêñòå, òåì áîëüøå â íåì áóäåò îò etic-ïîäõîäà. È íàîáîðîò, ÷åì áîëüøå íàñ áóäåò âîëíîâàòü äåòàëüíîå èçó÷åíèå ñïåöèôèêè òîé èëè èíîé êîíêðåòíîé íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè, òåì áîëüøå áóäåò îò emic-ïîäõîäà
.

Âòîðûì øàãîì будет являться âûáîð ìåòîäèêè, посредством которой предпîëàãàåòñÿ èçó÷àòü âûáðàííûé îáúåêò èññëåäîâàíèÿ.  íà÷àëüíûé ïåðèîä èçó÷åíèÿ íàöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà èñïîëüçîâàëèñü òîëüêî êà÷åñòâåííûå ïîäõîäû (îñîáîé ïîïóëÿðíîñòüþ íà ïåðâûõ ïîðàõ ïîëüçîâàëèñü ïóòåâûå çàìåòêè è âïå÷àòëåíèÿ èíîñòðàíöåâ, ïîñåùàâøèõ äðóãèå ñòðàíû). Íà÷èíàÿ ñî âòîðîé ïîëîâèíû XX века, íàóêè îá îáùåñòâå ñòàíîâÿòñÿ òî÷íûìè íàóêàìè, îïèðàþùèìèñÿ íà êîëè÷åñòâåííûå äàííûå êîíêðåòíûõ èññëåäîâàíèé.

Emic-подход и etic-подход, с одной стороны, и применение качественных или количественных методик, с другой стороны, дают нам четыре возможных варианта развития отечественной традиции изучения ментальности.

Êàæäûé èç ýòèõ ÷åòûðåõ âàðèàíòîâ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé èñïîëüçîâàíèå íàðàáîòîê, ïîçàèìñòâîâàííûõ çà ðóáåæîì (ýòî áîëåå ïðîñòîé è ïðîòîðåííûé ïóòü) èëè ñàìîñòîÿòåëüíî ñîçäàííûõ ðîññèéñêèõ ó÷åíûõ (ñì. Òàáëèöó 1).

Òàáëèöà 1

Òèïîëîãèÿ ìåòîäîâ èçó÷åíèÿ íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè




Åtic-ïîäõîä

Emic-подход

êà÷åñòâåííûå

ìåòîäèêè







«Советский

простой

человек»

êîëè÷åñòâåííûå

ìåòîäèêè



Агеев В.С. проект GLOBE






«Россия

на рубеже Наумов А.

веков»,

Сикевич З.В.





- российские методики - зарубежные методики
Ïîëó÷åííàÿ íàìè òàáëèöà (ìàòðèöà ìåòîäîâ ýòíîìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé) ïîêàçàòåëüíà â äâóõ îòíîøåíèÿõ. Âî-ïåðâûõ, î÷åíü õîðîøî âèäíû «áåëûå ïÿòíà» â îáëàñòè ñðàâíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèé (etic-подходов). Выходя на междунàðîäíóþ àðåíó, Ðîññèÿ ïîêà áîëüøå îçàáî÷åíà ñâîé ñîáñòâåííîé íåïîâòîðèìîñòüþ (ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ïîïûòêè âîññòàíîâèòü ïîòåðÿííîå íà ìèðîâîì óðîâíå âëèÿíèå, à ñ äðóãîé, - íå äàþùèé íàì ñïîêîéíî ñïàòü ìåññèàíèçì), ÷åì âïèñàííîñòüþ â îêðóæàþùèé ìèð. Ïðè÷åì, õîòÿ èñïîëüçóåìûå ìåòîäèêè è íå ÿâëÿþòñÿ êàëüêîé ñ çàðóáåæíûõ àíàëîãîâ (èñïîëüçîâàíèå îñíîâ êîíòåíò-àíàëèçà è ñåìàíòè÷åñêîãî äèôôåðåíöèàëà ìû íå ðàññìàòðèâàåì êàê çàèìñòâîâàíèå), íî è íè÷åãî ñïåöèôè÷åñêè îðèãèíàëüíîãî â ýòîé îáëàñòè òîæå ïîêà íå ñîçäàíî. Âî-âòîðûõ, áðîñàåòñÿ â ãëàçà ìàëîå êîëè÷åñòâî ñîâìåñòíûõ èññëåäîâàíèé (èìåííî îíè ìîãëè áû ñóùåñòâåííî ïîïîëíèòü ñîäåðæàíèå êâàäðàòîâ «çàðóáåæíûõ ìåòîäèê»), ÷òî, ê ñîæàëåíèþ, ñâèäåòåëüñòâóåò î ïåðèôåðèéíîñòè îòå÷åñòâåííîé íàóêè.

×àñòè÷íî ñèòóàöèÿ ìîãëà áû èçìåíèòüñÿ, åñëè áû áîëüøå âíèìàíèÿ óäåëÿëîñü ïîèñêó ñâîèõ ñîáñòâåííûõ êîðíåé íå â ïëàíå êîíöåíòðàöèè íà ñàìîáûòíîñòè Ðîññèè, à â ïëàíå èñïîëüçîâàíèÿ îðèãèíàëüíûõ îòå÷åñòâåííûõ ìåòîäîëîãè÷åñêèõ íàðàáîòîê. Ðå÷ü èäåò î òðóäàõ ðóññêèõ ôèëîñîôîâ êîíöà XIX – начала XX веков, когда широкое развитие получило литературно-полемичное направление в изучении роññèéñêîé íàöèîíàëüíîé ìåíòàëüíîñòè. Èìåííî îíè ïåðâûìè â èñòîðèè îòå÷åñòâåííîé ìûñëè äàëè öåëîñòíîå ôèëîñîôñêî-ñîöèîëîãè÷åñêîå, êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîå è íàöèîíàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêîå îñìûñëåíèå ôåíîìåíà ðîññèéñêîé ìåæýòíè÷åñêîé îáùíîñòè. Íåîáõîäèìî, êîíå÷íî, îãîâîðèòü, ÷òî ðàáîòà, ïðîäåëàííàÿ èìè [Í. À. Áåðäÿåâ. 1990, 1992, 1999; Í. Î. Ëîññêèé. 1957; Ñ. Í. Áóëãàêîâ. 1993, 1997; Á. Ï. Âûøåñëàâöåâ. 1995; È. À. Èëüèí. 1993; Ã. Ã. Øïåò. 1996.], áîëüøå íàïîìèíàåò ñêðóïóëåçíîå (ñ ïðèñóùèì ðóññêèì ëþäÿì ñàìîêîïàíèåì è ñàìîáè÷åâàíèåì) èçó÷åíèå ñêîðåå ñàìèõ ñåáÿ êàê òèïè÷íûõ ïðåäñòàâèòåëåé ðóññêîé èíòåëëèãåíöèè «ñåðåáðÿíîãî âåêà», ÷åì îêðóæàþùåé èõ ñîöèàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ê ñàìîìó ôàêòó ðàçâèòèÿ ðóññêîé ýòíîïñèõîëîãèè êàê ñàìîðåôëåêñèè ðîññèéñêîé ôèëîñîôñòâóþùåé èíòåëëèãåíöèè ìîæíî îòíîñèòüñÿ ïî ðàçíîìó, íî àáñîëþòíî áåññïîðíî, ÷òî ýòè ðîññèéñêèå ìûñëèòåëè ñ òî÷êè çðåíèÿ ìåòîäîëîãèè âî ìíîãîì îáîãíàëè ñâîå âðåìÿ. Îíè íå áûëè ïðàêòèêàìè õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî ìàññîâûå èññëåäîâàíèÿ â òî âðåìÿ áûëè ïðîñòî íåâîçìîæíû, íî çàòî áûëè ãåíèàëüíûìè òåîðåòèêàìè, ÷èñòî èíòóèòèâíî âî ìíîãîì ïðåäâîñõèòèâøèìè áóäóùèå ìåòîäû ýòíîïñèõîëîãèè (èçó÷åíèå ñòåðåîòèïîâ, êîíòåíò-àíàëèç è äàæå êðîññ-êóëüòóðíûå èññëåäîâàíèÿ).