ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
турологию на две науки: теорию культуры и историческую культурологию, а
прикладную область - на охрану и реставрацию культурно-исторического наследия, а
также собственно прикладную культурологию. Подобное деление при всей своей
традиционности представляется слабо обоснованным по предмету и объекту
культурологического знания.
128
III. Структура фундаментальной культурологии
Реально в практике фундаментальной культурологической науки с большей или
меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (по
объекту):
-
социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на
социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной
(коллективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его
социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализи-
рующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как
условного функционального субъекта культурных процессов);
-
психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах
"субъективации" личности, проявляющейся в процессах ее социализации и
инкультурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов,
стереотипов и иных выражений его
"окультуренности" в данной социокультурной
среде;
-
культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как
средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри
сообщества, как информационные носители, с помощью которых кодируется и транс-
лируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном
(или невербальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой
человеческой деятельности.
Несмотря на различие объектов исследования (общество, личность и языки комму-
никации между ними), сущностный предмет исследования во всех названных случаях
остается тем же самым: ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные
механизмы организации жизнедеятельности людей.
Названные направления фундаментальной культурологии по уровням изучаемых
объектов и научных обобщений могут быть иерархизированы по своей внутренней
структуре на четыре уровня: общие закономерности, системные явления, устойчиво
повторяющиеся явления и единичные явления. Таким образом, предлагается
"нисходящий" путь выстраивания структуры культурологического знания от наиболее
общих к единичным феноменам.
III.I. Со ц и а л ь н а я и к у л ь т у р н а я а н т р о п о л о г и я
Начнем с рассмотрения структуры
социальной и культурной антропологии.
1
Ее выс-
ший (первый) уровень - это обобщения в масштабе общих закономерностей, детерми-
нирующих культурные явления и процессы в целом. Это уровень общей теории куль-
туры, в числе основных проблем которой могут быть: формирование категориаль-
ного аппарата культурологии, общая морфология и типология культуры, теория куль-
турных процессов, общие концепции исторической и социальной динамики культуры,
теория культурогенеза, базовые методологии культурологических исследований и пр.
Вопросы онтологизации культуры, т.е. определения ее сущности ("что такое куль-
тура как таковая"), на метафизическом уровне умозаключений относятся уже к сфере
компетенции философии культуры, которая здесь не рассматривается и в целом, с
моей точки зрения, является частью философского, а не рационально-научного (в
данном случае культурологического) метода познания. Что же касается случаев
операциональной онтологизации культуры, осуществляемой в форме условных
допущений ради выделения значимых в рамках проводимого исследования парамет-
ров объекта, то такого рода задачи решаются в процессе разработки методологи-
ческих оснований соответствующего исследования. Очевидно, число подобных опе-
рациональных дефиниций сущности культуры, уже насчитывающее сотни опре-
делений, будет бесконечно множиться по мере расширения проблемных полей культу-
рологических исследований. Здесь важно не впадать в иллюзию, что очередная
дефиниция может исчерпать вопрос о сущности культуры. Она не более чем условное
допущение, наиболее операциональное в рамках решаемой в данном случае
исследовательской задачи. Культура - не вещь, не конкретный предмет, а категория
человеческого бытия (так же, как история или жизнь), и в этом статусе она онто-
логически неисчерпаема.
2
Второй уровень - обобщения явлений системного порядка. Хорошо известно, что
значительная часть культурных феноменов существует не автономно, а объединена в
функциональные структуры системного характера. Это совокупности органи-
зационно-регулятивно-селективно-коммуникативных элементов человеческой жизне-
деятельности, работающих как целостные функциональные механизмы по "отлажи-
ванию" коллективного сожительства и взаимодействия людей, по нормированию и
турологию на две науки: теорию культуры и историческую культурологию, а
прикладную область - на охрану и реставрацию культурно-исторического наследия, а
также собственно прикладную культурологию. Подобное деление при всей своей
традиционности представляется слабо обоснованным по предмету и объекту
культурологического знания.
128
III. Структура фундаментальной культурологии
Реально в практике фундаментальной культурологической науки с большей или
меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (по
объекту):
-
социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на
социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной
(коллективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его
социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализи-
рующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как
условного функционального субъекта культурных процессов);
-
психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах
"субъективации" личности, проявляющейся в процессах ее социализации и
инкультурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов,
стереотипов и иных выражений его
"окультуренности" в данной социокультурной
среде;
-
культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как
средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри
сообщества, как информационные носители, с помощью которых кодируется и транс-
лируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном
(или невербальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой
человеческой деятельности.
Несмотря на различие объектов исследования (общество, личность и языки комму-
никации между ними), сущностный предмет исследования во всех названных случаях
остается тем же самым: ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные
механизмы организации жизнедеятельности людей.
Названные направления фундаментальной культурологии по уровням изучаемых
объектов и научных обобщений могут быть иерархизированы по своей внутренней
структуре на четыре уровня: общие закономерности, системные явления, устойчиво
повторяющиеся явления и единичные явления. Таким образом, предлагается
"нисходящий" путь выстраивания структуры культурологического знания от наиболее
общих к единичным феноменам.
III.I. Со ц и а л ь н а я и к у л ь т у р н а я а н т р о п о л о г и я
Начнем с рассмотрения структуры
социальной и культурной антропологии.
1
Ее выс-
ший (первый) уровень - это обобщения в масштабе общих закономерностей, детерми-
нирующих культурные явления и процессы в целом. Это уровень общей теории куль-
туры, в числе основных проблем которой могут быть: формирование категориаль-
ного аппарата культурологии, общая морфология и типология культуры, теория куль-
турных процессов, общие концепции исторической и социальной динамики культуры,
теория культурогенеза, базовые методологии культурологических исследований и пр.
Вопросы онтологизации культуры, т.е. определения ее сущности ("что такое куль-
тура как таковая"), на метафизическом уровне умозаключений относятся уже к сфере
компетенции философии культуры, которая здесь не рассматривается и в целом, с
моей точки зрения, является частью философского, а не рационально-научного (в
данном случае культурологического) метода познания. Что же касается случаев
операциональной онтологизации культуры, осуществляемой в форме условных
допущений ради выделения значимых в рамках проводимого исследования парамет-
ров объекта, то такого рода задачи решаются в процессе разработки методологи-
ческих оснований соответствующего исследования. Очевидно, число подобных опе-
рациональных дефиниций сущности культуры, уже насчитывающее сотни опре-
делений, будет бесконечно множиться по мере расширения проблемных полей культу-
рологических исследований. Здесь важно не впадать в иллюзию, что очередная
дефиниция может исчерпать вопрос о сущности культуры. Она не более чем условное
допущение, наиболее операциональное в рамках решаемой в данном случае
исследовательской задачи. Культура - не вещь, не конкретный предмет, а категория
человеческого бытия (так же, как история или жизнь), и в этом статусе она онто-
логически неисчерпаема.
2
Второй уровень - обобщения явлений системного порядка. Хорошо известно, что
значительная часть культурных феноменов существует не автономно, а объединена в
функциональные структуры системного характера. Это совокупности органи-
зационно-регулятивно-селективно-коммуникативных элементов человеческой жизне-
деятельности, работающих как целостные функциональные механизмы по "отлажи-
ванию" коллективного сожительства и взаимодействия людей, по нормированию и