Файл: Современная культурология объект, предмет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-

турологию на две науки: теорию культуры и историческую культурологию, а

прикладную область - на охрану и реставрацию культурно-исторического наследия, а

также собственно прикладную культурологию. Подобное деление при всей своей

традиционности представляется слабо обоснованным по предмету и объекту

культурологического знания.

128

III. Структура фундаментальной культурологии
Реально в практике фундаментальной культурологической науки с большей или

меньшей очевидностью формируются три основных направления исследований (по

объекту):

-
социальная и культурная антропология, акцентирующая свое внимание на

социокультурных процессах и явлениях, порождаемых людьми в ходе их совместной

(коллективной) жизнедеятельности, и "объективирующая" человека в формах его

социальной практики (т.е. абстрагирующаяся от его личностных, индивидуализи-

рующих черт как творца и потребителя культуры и рассматривающая его как

условного функционального субъекта культурных процессов);

-
психологическая антропология, сосредоточенная, напротив, на проблемах

"субъективации" личности, проявляющейся в процессах ее социализации и

инкультурации, творческой, вариативной интерпретации индивидом норм, образцов,

стереотипов и иных выражений его
"окультуренности" в данной социокультурной

среде;

-
культурная семантика, изучающая культурные феномены прежде всего как

средство коммуникации между обществом и личностью, между индивидами внутри

сообщества, как информационные носители, с помощью которых кодируется и транс-

лируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном

(или невербальном) языке в чертах технологий и результатов (продуктов) всякой

человеческой деятельности.

Несмотря на различие объектов исследования (общество, личность и языки комму-

никации между ними), сущностный предмет исследования во всех названных случаях

остается тем же самым: ценностно-нормативные и регулятивно-коммуникативные

механизмы организации жизнедеятельности людей.

Названные направления фундаментальной культурологии по уровням изучаемых

объектов и научных обобщений могут быть иерархизированы по своей внутренней

структуре на четыре уровня: общие закономерности, системные явления, устойчиво

повторяющиеся явления и единичные явления. Таким образом, предлагается

"нисходящий" путь выстраивания структуры культурологического знания от наиболее

общих к единичным феноменам.

III.I. Со ц и а л ь н а я и к у л ь т у р н а я а н т р о п о л о г и я

Начнем с рассмотрения структуры


социальной и культурной антропологии.
1
Ее выс-

ший (первый) уровень - это обобщения в масштабе общих закономерностей, детерми-

нирующих культурные явления и процессы в целом. Это уровень общей теории куль-

туры, в числе основных проблем которой могут быть: формирование категориаль-

ного аппарата культурологии, общая морфология и типология культуры, теория куль-

турных процессов, общие концепции исторической и социальной динамики культуры,

теория культурогенеза, базовые методологии культурологических исследований и пр.

Вопросы онтологизации культуры, т.е. определения ее сущности ("что такое куль-

тура как таковая"), на метафизическом уровне умозаключений относятся уже к сфере

компетенции философии культуры, которая здесь не рассматривается и в целом, с

моей точки зрения, является частью философского, а не рационально-научного (в

данном случае культурологического) метода познания. Что же касается случаев

операциональной онтологизации культуры, осуществляемой в форме условных

допущений ради выделения значимых в рамках проводимого исследования парамет-

ров объекта, то такого рода задачи решаются в процессе разработки методологи-


ческих оснований соответствующего исследования. Очевидно, число подобных опе-

рациональных дефиниций сущности культуры, уже насчитывающее сотни опре-

делений, будет бесконечно множиться по мере расширения проблемных полей культу-

рологических исследований. Здесь важно не впадать в иллюзию, что очередная

дефиниция может исчерпать вопрос о сущности культуры. Она не более чем условное

допущение, наиболее операциональное в рамках решаемой в данном случае

исследовательской задачи. Культура - не вещь, не конкретный предмет, а категория

человеческого бытия (так же, как история или жизнь), и в этом статусе она онто-

логически неисчерпаема.
2
Второй уровень - обобщения явлений системного порядка. Хорошо известно, что

значительная часть культурных феноменов существует не автономно, а объединена в

функциональные структуры системного характера. Это совокупности органи-

зационно-регулятивно-селективно-коммуникативных элементов человеческой жизне-

деятельности, работающих как целостные функциональные механизмы по "отлажи-

ванию" коллективного сожительства и взаимодействия людей, по нормированию и