Файл: Учебное пособие Л. В. Токарская.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
особенности развития ребенка, в том числе оставшегося без попечения родителей последствия жестокого обращения с ребенком даются представления о семье как развивающей системе, обеспечивающей потребности развития ребенка рассматриваются вопросы адаптации ребенка и приемной семьи навыки управления трудным поведением приемного ребенка вопросы безопасности и сохранения здоровья ребенка проблемы полового воспитания родительские и профессиональные роли приемной семьи основы законодательства рФ в области поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
документы, предусмотренные подпунктами «б»-«г» из, действительны в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом д — в течение 3 месяцев со дня его выдачи.
в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления вышеуказанных документов производит обследование условий его жизни, входе которого определяется отсутствие установленных гражданским кодексом российской Федерации и семейным кодексом российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. при обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов на основании вышеуказанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.
заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства
по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
гражданин, желающий получить заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства следующие документы копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность справку органов внутренних дел, подтверждающую отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином членах его семьи медицинское заключение по форме у, выданное ле- чебно-профилактическим учреждением.
орган опеки и попечительства в течение 15 дней от даты получения от гражданина заявления проводит проверку представленных вместе с заявлением документов проводит обследование условий жизни гражданина оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина, которое действительно в течение
1 года с даты его подписания.
гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью и получивший заключение органа опеки и попечительства, предоставляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью в свободной форме копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка детей) в семью гражданина согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших летнего

возраста членов его семьи, на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.
после получения гражданином заключения о возможности временной передачи в семью ребенок может проживать в выходные, праздничные или каникулярные дни в семье (от 1 дня до одного месяца).
при наличии документально подтвержденных обстоятельств выезд на отдых в пределах территории рФ, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и др) срок временного пребывания ребенка в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства. при этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье гражданина не может превышать 3 месяца. сроки пребывания ребенка в семье определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации ребенка (детей).
организация для детей, оставшихся без попечения родителей, на основании документов, представленных гражданином осуществляет регистрацию заявления гражданина предоставляет гражданину сведения о детях, которые могут быть временно переданы в его семью, и оказывает содействие в подборе ребенка обеспечивает знакомство и первичный контакт гражданина с ребенком.
при подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.
дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся водной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или пожеланию самих детей это невозможно.
решение о временной передаче ребенка (детей) в семью принимается руководителем организации для детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 15 дней с даты представления гражданином документов
при временной передаче ребенка в семью гражданину выдаются копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законом порядке, либо паспорт ребенка, достигшего
14 лет копия полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина
Приложение 2
СТРУКТУРиРОВаннОе инТеРВЬю дЛЯ РОдиТеЛеЙ* Интервью проводится отдельно с каждым из потенциальных приемных родителей. Материалом для интервью может служить предлагаемый ниже опросник. вместе с вопросами даны варианты ответов, что позволяет использовать опросник как инструмент сбора информации о семье для банка потенциальных приемных семей.
в рамках интервью можно получить информацию о семье последующим аспектам социально-демографические характеристики, мотивация приема, ожидания от приема, социально-психологические семьи, к которым относятся структура семьи, ее актуальное функционирование, история, характер семейных ценностей. Можно получить информацию об индивидуальных особенностях членов семьи, их личном самочувствии, связях с социумом, а также об опыте, характере воспитания детей в семье как в родительской, таки в семье претендентов, основных ориентирах в воспитании, отношении к сопровождению.
Блок 1.
Социально-демографический
№ 1. в настоящее время вы хотите стать. Усыновителем. опекуном (попечителем. приемным родителем. патронатным воспитателем 2. является ли ребенок (дети, которого вы принимаете в семью. вашим родственником. ребенком знакомых 3. Если ребенок ваш родственник, то кем вы ему приходитесь студентам также рекомендовано ознакомиться с материалами курсов для специалистов органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере управления образованием, опеки и попечительства в отношении несовершеннолнтних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих деятельность в сфере профилактики социального сиротства, обучения кандидатов и сопровождения замещающих семей. см URL: http:
//rono-novoan.edusite.ru/DswMedia/10umkpravovyieiorganizacionn yieosnovyideyatel-nosti.pdf (дата обращения 28.04.2015).

111
№ 4. ваше фактическое семейное положение. состоите в зарегистрированном браке.
2. состоите в гражданском (незарегистрированном) браке. не состоите в браке, живете с родителями. не состоите в браке, живете одна (один. не состоите в браке, живете с детьми (внуками. разведены, живете одна (один. вдова (вдовец, живете одна (один. разведены, живете с детьми (внуками. вдова (вдовец, живете с детьми (внуками 5. сколько времени вы сохраняете свое семейное положение, которое вы отметили в вопросе 4?
______________________________________________________
№ 6—7. Укажите ваш возрасти возраст вашего мужа (жены):
возраст
№ 6. возраст жены 7. возраст мужа до 25 лет
1 1
26–30 лет
2 2
31–35 лет
3 3
36–40 лет
4 4
41–45 лет 5
46–50 лет
6 старше 50 лет старше 60 лет 8
№ 8–9. род ваших занятий, профессия (выделите, пожалуйста, нужный ответ. обведите номера подходящих ответов в столбиках):
профессия
Муж
(№ жена педагог, психолог, социальный работник Медицинский работник 2
Инженерно-технический работник на предприятии предприниматель работник в сфере культуры, искусства военнослужащий, работник Мвд, юрист, охрана профессиональный родитель 7
руководитель пенсионер домохозяйка работник сферы услуг (торговля, бытовое обслуживание и др находитесь в декретном отпуске или вот- пуске по уходу за ребенком безработный
13 другое, что именно 14
№ 10–11. Укажите ваше образование:
образование жена Муж Менее 7 классов неполное среднее (8–9 классов среднее (закончили школу, среднее птУ)
3 среднее специальное (техникум, колледжи т. п незаконченное высшее (не менее трех курсов высшее Ученая степень Блок 2.
Материально-экономический
№ 12. какой примерно доход имела ваша семья в прошлом месяцев расчете на одного члена семьи (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа. до 10 000 рублей включительно.
2. до 15 000 рублей.
3. до 20 000 рублей. более 20 000 рублей 13. хватает ли вашей семье имеющихся доходов (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа. хватает вполне, еще делаете сбережения. в основном хватает, но делать сбережения не получается. хватает только на самое необходимое (прежде всего на питание. не всегда хватает даже на самое необходимое. постоянно не хватает

113
№ 14. Укажите жилищные условия вашей семьи (выделите, пожалуйста, нужный ответ. отдельная квартира повышенной комфортности. отдельная обычная благоустроенная квартира. собственный дом, коттедж с удобствами (есть горячая вода, паровое отопление, газ. отдельная квартира или дом с частичным благоустройством нет горячей воды, парового отопления. отдельная квартира или дом без удобств. своя благоустроенная комната гостиничного типа (малосемейка) или в коммунальной квартире. своя полу- или неблагоустроенная комната гостиничного типа или в коммунальной квартире. живете в благоустроенной квартире, доме родителей или других родственников. живете в полу- или неблагоустроенной квартире, доме родителей или других родственников. комната в благоустроенном общежитии. комната в полу- или неблагоустроенном общежитии. снимаете благоустроенное жилье. снимаете полу- или неблагоустроенное жилье. Есть ли у ваших детей, проживающих вместе с вами, отдельная комната. да, у моего (каждого) ребенка есть своя комната. дети проживают водной комнате с родителями (родственниками. несколько детей делят между собой одну комнату. У кого-то из детей есть своя комната, а другие делят комнату между собой.
5. кто-то из детей имеет комнату, кто-то проживает вместе с родителями (родственниками. какова ваша занятость на работе. полная постоянная занятость. неполная постоянная занятость (например, на полили четверть ставки. временная работа (от случая к случаю. работаю и учусь. в настоящий момент не работаю
Блок 3. дети. Есть ли в вашей семье дети, рожденные вами. да.
2. нет. Есть ли в вашей семье детине рожденные вами. да.
2. нет.
Если ответ да 19–23. сколько в вашей семье детей и каков их возраст (напротив каждого возраста обведите, пожалуйста, нужный ответы) в графе число детей. то есть если у вас один рожденный вами ребенок до трех лет, вы обводите кружочком цифру 1 в графе биологические дети, если 2 — соответственно, цифру 2. Если у вас 1 приемный ребенок до трех лет, вы обводите цифру 1 в графе приемные дети, и т. п.):
возраст ребенка число детей биологические дети)
число детей приемные дети. до трех лет 2
3 4
5 6
7 1
2 3 4 5 6 7 20. дошкольный, старше трех лет 2
3 4
5 6
8 1
2 3 4 5 6 7 21. Младший школьный возраст ученики начальных классов 2
3 4
5 6
9 1
2 3 4 5 6 7 22. средний и старший школьный возраст (до 17 лет включительно 2
3 4
5 6 10 1 2
3 4 5 6 7 23. взрослые дети
(18 лети старше 2
3 4
5 6 11 1 2
3 4 5 6 7
№ 24–25. среди детей, рожденных вами
24. Мальчиков. девочек _________
№ 26–27. среди детей, рожденных не вами
26. Мальчиков. девочек _________
№ 28. были ли случаи воспитания приемных детей в истории вашей семьи (обведите, пожалуйста, кружочком нужный ответ. да.
2. нет.
3. затрудняюсь ответить

115
№ 29. Есть ли у вас близкие, друзья, которые воспитывают приемных детей (обведите, пожалуйста, нужный вариант. да.
2. нет.
3. затрудняюсь ответить 30–51. как высчитаете, какие обстоятельства способствуют тому, что семьи принимают детей (усыновляют, берут под опеку, становятся приемными или патронатными семьями Можно выбрать не более
5 ответов (обведите номера ответов кружочком. невозможность родить собственного ребенка. невозможность родить ребенка определенного пола. взросление собственных детей, страх пустого гнезда. желание компенсировать недостаток близости и тепла в семье.
34. долг перед умершими родственниками. потребность родителей (матери) проявлять заботу о ком-то и быть нужными (ой. чтобы собственные дети стали более самостоятельными и ответственными. возможность укрепить свои материальные условия. по примеру близких или друзей. желание иметь поддержку на старости лет. жалость и сострадание к детям, оставшимся без родительской заботы. желание укрепить отношения с мужем (партнером желание иметь большую многодетную семью при невозможности или нежелании рожать детей.
43. страх женщины остаться одной. надежда на то, что с приемом ребенка жизнь приобретет новый смысл. наличие родственников, которые сами не могут воспитывать своих детей. религиозные убеждения. Удачный предыдущий опыт приема детей в семью. решение проблемы трудовой занятости. чтобы привлечь к себе внимание окружающих.
50.желание отдать ребенку свое тепло, вырастить его душевно и нравственно здоровым. что-то другое, что именно 52–64. какие проявления приемного ребенка могут являться для вас свидетельством, что приемные родители хорошо справляются со
своими родительскими обязанностями отметьте не более четырех вариантов ответа (обведите, пожалуйста, кружочком в левом столбике подходящий ответ
52. ребенок самостоятелен, умеет сам организовать свои дела
53. ребенок опережает сверстников в своем развитии
54. к мнению ребенка прислушиваются многие его сверстники. ребенок имеет много друзей. ребенок мечтает в будущем приобрести востребованную, приносящую достаток профессию. друзья и близкие ребенка всегда могут на него положиться
58. ребенок прилежно и успешно учится. ребенок прислушивается к мнению старших. ребенок владеет своими эмоциями и умеет вести себя в обществе. ребенок мечтает в будущем иметь семью и детей. ребенок редко болеет. У ребенка есть любимое дело и созданы условия для занятия им 65. на какой срок вы планируете принять ребенка (детей) в семью по каждому ребенку)?
срок приема 66–71. Если у вас уже есть приемные дети, то сколько времени каждый приемный ребенок уже проживает в вашей семье (отметьте, пожалуйста, галочкой (V) в правом столбике. первый ребенок — имеется ввиду ребенок, который раньше всех был принят в семью, второй — это ребенок, который был принят в семью вторыми т. д.)
приемные дети время нахождения ребенка в семье первый месяц
1
до полугода
2
до года
3
до х лет
4
свыше
5 лет 66 первый ребенок второй ребенок третий ребенок четвертый ребенок пятый ребенок Шестой ребенок

117
№ 72–76. планируете ли вы, что ваш приемный ребенок (дети) будут посещать детские коллективы. детский сад. общеобразовательную школу.
74. специальную коррекционную школу. кружки, спортивные секции, студии, музыкальную школу. что-то еще, что именно 77. где у вашего приемного ребенка (детей) будет находиться место для занятий (игры. в общем помещении. в комнате с кем-то из других детей. в отдельной комнате.
4. определенного места для занятий (игры) нет 78–80. важно ли для вас, чтобы ваш приемный ребенок (дети) был бы похож на вас и вашу семью (отметьте, пожалуйста, галочкой (V) в правом столбике подходящий ответ по каждой позиции):

параметры да
1
нет
2
затрудняюсь ответить 78 по внешнему виду по манере поведения, привычкам по реакции на то или иное событие 81–84. больше всего я опасаюсь, что.
81. У ребенка (детей) плохая наследственность. дети вырастут и станут таким же, каких родители. они не смогут забыть свое прошлое. что-то другое, что именно 85. как высчитаете, какие отношения сложатся у вас с приемными детьми, когда они вырастут
1. дети останутся жить в вашей семье и станут вам опорой на старости лет. дети воссоединятся с кровной семьей, но и о вас не забудут. дети вырастут и перестанут в вас нуждаться 86. по чьей инициативе было решено принять детей в семью. по инициативе мужа

118 2. по инициативе жены. по инициативе детей. по инициативе кого-то другого, кого именно 87–1. как к этому отнеслись другие члены семьи?

члены семьи положительно
(1)
нейтрально
(2)
негативно
(3)
87 Муж (жена дети семья жены семья мужа ваши знакомые, коллеги
Блок 4. Семья, воспитание детей 92. Есть ли у членов вашей семьи какие-либо серьезные хронические заболевания
1. да, соматические заболевания (заболевания сердца, печени, почек и других органов. да, неврологические заболевания (параличи, нарушения координации и др. да, психические расстройства (неврозы, психопатии, умственная отсталость, другие психические болезни. да, болезненные пристрастия (к алкоголю, наркотикам, играми др 93–110. что, по вашему мнению, является наиболее важным в успехе семейной жизни Можно выбрать не более трех самых важных ответов обведите номер подходящего ответа. Материальный достаток, нормальные жилищные условия дом — полная чаша. налаженный быт, домашний уют. настоящая большая любовь. наличие в семье детей, их благополучие. доверие, уважение, взаимопонимание между супругами, родителями и детьми. справедливое распределение семейных, домашних обязанностей. гармония в интимных отношениях.
100. Интересный досуг. свобода действий, возможность поступать без оглядки на других. общность взглядов, интересов супругов. Умные, воспитанные дети. чтобы семья была не хуже других. отсутствие у членов семьи вредных привычек. супружеская верность. внешняя привлекательность супруги(а).
108. возможность жить отдельно от родителей. Широкий круг друзей. хорошее здоровье всех членов семьи. что-то другое, что именно 111–125. с чем, в основном, связаны конфликты в вашей семье Можно обвести несколько вариантов ответа. с распределением обязанностей по домашнему хозяйству. с организацией свободного времени. с конфликтом интересов (политические предпочтения, программы тв, на религиозной почве. с разногласиями по поводу воспитания детей. с вредными привычками членов семьи. с плохими оценками, полученными детьми в школе. с жалобами на поведение биологических детей. с жалобами на поведение приемных детей. с неприятностями на работе. с чрезмерным контролем со стороны одного из членов семьи. с недостатком внимания к семье со стороны кого-либо из ее членов. с друзьями, которые плохо влияют на членов семьи. с непониманием детьми требований взрослых. с чрезмерным вмешательством специалистов вдела семьи. с чем-то другим, с чем именно 126. каковы мотивы создания вами приемной семьи
1. считаю, что в семье должно быть много детей это гарантия обеспечения старости. большой семье легче существовать старшие дети следят за младшими, облегчая заботы родителей

120 3. У меня есть все условия для того, чтобы нормально вырастить детей (хорошая квартира, хороший доход в семье. главное для меня — дети, считаю, что только в них человек может реализоваться, передать свой опыт, умения. У нас дружная семья, мы любим детей и сможем вырастить их духовно и нравственно здоровыми. надеюсь, что государство поможет обеспечить необходимые условия для содержания и воспитания детей 127–132. какие формы воспитания детей высчитаете наиболее эффективными (Можно выбрать не более трех вариантов ответа. Убеждение, разъяснение ребенку его поступков и намерений. собственный пример, пример других взрослых. поощрение за хороший поступок. наказание за дурной, неправильный поступок. необходимо договариваться с ребенком, как с равным. что заложено природой, то и вырастет 133. приходилось ли вам применять телесные наказания к своим детям (Можно выбрать только один вариант ответа. нет, это не метод воспитания. очень редко, в исключительных случаях. конечно, если это идет на пользу воспитания и дисциплиниро- вания ребенка 134. какие чувства вы чаще всего испытываете, думая о ближайшем будущем своей семьи (выберите один вариант ответа. Уверенность. надежда. безразличие. беспокойство, тревога. безысходность 135. какое чувство возникает у вас первым, когда вы представляете себя с будущим приемным ребенком
1. Испуг. неприятное ощущение. грусть. Удовольствие. Умиление. Удивление. растерянность

121 8. радость. Усталость. тревога. жалость. Интерес, любопытство. приятные ощущения. скорее никаких. не могу представить 136. как высчитаете, как влияет появление приемного ребенка на условия развития других детей в семье. скорее, ухудшает условия и способствует сужению возможностей старших детей. скорее, расширяет возможности и благоприятствует формированию старших детей. до определенного числа детей благоприятствует, после этого количества — сужает. никак не влияет 137. какое число детей в семье представляется вам идеальным. один ребенок. два ребенка. три ребенка. четверо-пятеро детей. Шестеро детей. ни одного ребенка. не задумывалась над этим вопросом 138–149. какие события из перечисленных ниже произошли в вашей семье за последние два года
138. тяжелая болезнь кого-либо из членов семьи (кого. смерть близких людей (кого. семейный кризис, который чуть не закончился разводом. развод. повторный брак. рождение ребенка. неудачные попытки завести собственных детей. взросление детей. Уход уже взрослых детей из семьи. замужество (женитьба. потеря работы

122 149. Изменение материального положения семьи.
что-то еще
№ 150–156. с какими из нижеприведенных суждений, характеризующих взаимоотношения супругов в приемной семье, вы согласны отметьте все суждения, с которыми вы согласны. супруги имеют возможность уделять друг другу достаточно времени. У супругов есть много общих интересов, разговоров, дел, помимо детей. супруги имеют возможность для свободного времяпрепровождения без детей. все разговоры супругов так или иначе связаны с детьми. супруги не имеют возможности спокойно пообщаться друг с другом, всегда кто-либо из детей будет требовать к себе внимания. супруги все свободное время должны проводить вместе с детьми. как вы оцениваете качество вашей жизни?
в колонке слева перечислены факторы, которые определяют качество жизни. первые семь факторов предлагается оценить всем респондентам, а последующие — только тем, к кому они относятся. проставьте галочки в ячейках таблицы в соответствии стем, насколько вы удовлетворены данными факторами в настоящий момент.

Факторы совершенно неудов- летво- ряет
(-ют)
скорее неудов- летво- ряет
(-ют)
за- труд- няюсь ответить скорее удовлетворяет
(-ют)
пол- ностью удов- летво- ряет
(-ют)
1 2
3 4
5 1 ваше самочувствие, активность, настроение
2 ваше материальное положение ваши жилищные условия ваша работа

123 5 ваше образование состояние вашего здоровья ваши отношения сродными и близкими ваши отношения с вашим мужем (постоянным партнером ваши отношения с детьми состояние здоровья ваших детей характер и поведение ваших детей состояние здоровья ваших внуков характер и поведение ваших внуков социальная поддержка, получаемая от государства в связи с воспитанием детей
15 социальная поддержка, получаемая от общественных организаций в связи с воспитанием детей Медицинская помощь детям образование, которое получают ваши дети
(внуки)
Блок 5. Особенности воспитания в родительской семье. каким ребенком в семье по счету были вы
1. первым. вторым. третьим. четвертыми далее

124 158. Если вы не единственный ребенок в семье, то укажите в ячейках таблицы, сколько у вас братьев
/сестер старше вас и сколько младше. Имеются ввиду только те дети, вместе с которыми вы воспитывались.
пол старшинство число братьев число сестер старше меня
Младше меня. чувствовали ли вы на себе безразличное или пренебрежительное отношение в семье
1. в детстве (до 13 лет. в юности (с 14 до 18 лет. во взрослом возрасте. не помню таких случаев. приходилось ли вам терпеть унижения, оскорбления в семье
1. в детстве (до 13 лет. в юности (с 14 до 18 лет. во взрослом возрасте. не помню таких случаев. были ли родные жестоки по отношению к вам (вас жестоко избивали, наносили физические увечья)
1. в детстве (до 13 лет. в юности (с 14 до 18 лет. во взрослом возрасте. не помню таких случаев. помните ли вы случаи, когда бы родные и близкие оставляли вас без защиты в то время, когда вам реально угрожала опасность
1. в детстве (до 13 лет. в юности (с 14 до 18 лет. во взрослом возрасте. не помню таких случаев. были ли среди членов вашей семьи, с которыми выросли вместе, тяжелобольные люди
1. с психическими расстройствами (неврозы, психопатии, умственная отсталость, другие психические болезни

125 2. с неврологическими заболеваниями (параличи, нарушения координации и др. с соматическими заболеваниями (заболевания сердца, печени, почек и других органов. с болезненными пристрастиями (к алкоголю, наркотикам, играми др.).
Блок 6. Отношение к помощи и сотрудничеству со специалистами службы 164–173. Если у вас возникнут проблемы в воспитании приемного ребенка (детей, к кому вы собираетесь обращатьсь за помощью
164. к специалистам службы, где вы проходите интервью или подобной ей. к специалистам учреждений, откуда пришел приемный ребенок (дети) в семью. в центр помощи семье и детям.
167. к воспитателям детских садов, учителям школы, то есть к педагогам тех учреждений, которые будут посещать ваши приемные дети. к специалистам отделов опеки. в общественные организации. к священнику, своему духовному наставнику. к другим родителям, которые имеют опыт воспитания приемных детей. к своим родителям. никуда не буду обращаться, так как все равно никто помочь не сможет. как вы относитесь к следущим видам помощи:
виды помощи да, это мне нужно
(1)
нет, я в этом не нуждаюсь
(2)
не знаю специалисты службы помогут вам в подборе ребенка (детей вы можете пройти подготовку к приему ребенка (детей специалисты службы смогут сопровождать вас на сложных этапах приема по заранее согласованному с вами плану

4 вы всегда сможете обратиться за различной помощью к специалистам службы 175–183. какая помощь вам необходима в обучении, воспитании, организации досуга, оздоровлении вашего приемного ребенка (приемных детей дайте ответ по каждой строке. отметьте его галочкой.

вид помощи да, это мне нужно нет, я в этом не нуждаюсь не знаю помощь в преодолении трудностей в обучении помощь в адаптации ребенка (детей) в школе, дошкольном учреждении помощь в преодолении трудностей поведения помощь влечении, оздоровлении, реабилитации ребенка (детей помощь в получении бесплатных путевок для оздоровления и отдыха ребенка (детей помощь в обеспечении специальным оборудованием тех детей, которые в этом нуждаются помощь в организации полезного досуга, в посещении тех кружков, студий, спортивных секций и т. д, которые, действительно, интересны и полезны ребенку помощь в устройстве ребенка в дошкольные учреждения, школы, которые соответствуют возможностям ребенка и близки от места жительства семьи. помощь в защите прав ребенка и его имущественных отношений. назовите, пожалуйста, ваши три ожидания от приема
Приложение 3
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ПСихОдиагнОСТиКа и КОРРеКЦиЯ
РОдиТеЛЬСКих ПРОбЛеМ
1. Интервью с родителями. рисуночные тесты. опросники. тренинг родительской эффективности а. аладьина.
5.
чувства и маски. Методика анализа семейных представлений (Масп).
7. опросник для родителей анализ семейных взаимоотношений асв.
8. опросник род (родители оценивают детей. опросник реакции супругов на конфликт. системный семейный тест геринга (FAST).
11. опросник дети оценивают родителей (дор).
12. немецкий тест семейной динамики (а. б. холмогорова).
13. анкета семейные роли (а. черников).
14. генограмма семьи
Приложение 4
КаРТа ПРиеМнОгО РебенКа* Счем я сталкивался в повседневной жизни, пока не знал своих родителей Моя мечта семья кровная образование
Мои привычки досуг детский дом друзья. когда я думаю о своей жизни, я волнуюсь, потому что современная модель замещающей семьи технологии, опыт внедрения : практическое руководство для специалистов системы государственного воспитания. Екатеринбург с.
Я

2. когда у меня все плохо, я знаю, что_________________________
___________________________________может мне помочь. Мои родители думают обо мне, что я _____________________
___________________________________________________
4. я самый слабый ____________________________________
___________________________________________________
5. я достаточно ловкий, чтобы ___________________________
___________________________________________________
____________________________________________________
6. был бы очень счастлив, если бы ________________________
___________________________________________________
____________________________________________________
7. когда я только попал жить к вам, я был очень напуган, потому что. вот так я изменился для изучения индивидуальных особенностей приемного ребенка можно использовать следующие методики опросник детской депрессии М. ковак;
— методика анализ семейной тревожности проективная методика человек под дождем методика исследования самоотношения (я и мир вокруг меня, методика с. хартер);
— полуструктурированное интервью для выявления признаков посттравматического стресса у детей (пИвппсд) (н. в. тарабрина) и др
Приложение 5
СТиЛи ВОСПиТаниЯ (ПО д. баУМРинд)*
семья является идеальной средой для усвоения навыков социальной компетенции. Умение родителей подкреплять новые навыки приемных детей ощущением пользы для себя и других, ежедневно акцентировать ситуацию успеха ребенка делает воспитание приемных детей эффективным.
Диктат (в терминологии других авторов — автократический, авторитарный, доминирование) — стиль воспитания, при котором все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. в нем доминирует родительский контроль при минимуме оказываемой поддержки.
родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жесткими проверками, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. в подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.
при таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать антиобщественным. авторитарные, доминирующие отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Демократический стиль в терминологии других авторов — авторитетный, сотрудничество) — стиль воспитания, при котором родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии сих возрастными возможностями. поддержка со стороны родителей сочетается в этом случае с разумным контролем.
дети постепенно включаются в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. при этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости Усыновление в россии сайт. URL: http://www.usynovite.ru/bz/Lesson%2028.29.
html (дата обращения 28.04.2015).
и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Либеральный стиль — преобладание поддержки над контролем, здесь можно выделить две крайности гипоопека и гиперопека. при гипоопеке действия ребенка не контролируются, должным образом не направляются, ребенок практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерны неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Функция родительского контроля снижена до минимума, но присутствует поддержка в виде потакания, попустительства.
становясь более взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, они неспособны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, неготовы к ограничениями ответственности. с другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страхи неуверенность. неспособность семьи контролировать поведение своих детей может привести к вовлечению их в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у них не сформировались.
при гиперопеке происходит концентрация внимания родителей на ребенке — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. но при этом ребенок научается управлять ситуацией капризами, истериками, симуляцией заболевания. родители стараются ограничивать самостоятельное поведение ребенка, тревожатся, что с ним может что-то произойти, а на самом деле потакают деструктивному поведению.
несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Анархический стиль (в терминологии других авторов — хаотический, непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, действия родителей непоследовательны, в них нет логики. в данном стиле из-за отсутствия последовательности в равной мере снижены поддерживающая и контролирующая функции родителей. при таком стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых
потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость. при таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, у детей отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка

133
СПиСОК бибЛиОгРаФичеСКих ССЫЛОК
азбука усыновления : законодательные акты российской Федерации по вопросам усыновления, советы психологов и работников социальных служб семьям, желающим усыновить ребенка
/ д. бертолуссо, л. боццоло, ч. Фа- брочини и др. Екатеринбург, 2006. 98 с.
воспитание и развитие детей в детском доме : хрестоматия
/ ред.-сост. н. п. Иванова. М, 1996.
Голодец О. Ю. в россии растет число беспризорных детей
// вести Экономика (дата обращения 28.04.2015).
Дудина МН. педагогика долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998.
Иванова Н. П, Бобылева И. А, Заводилкина О. В. социально-психологи- ческая адаптация детей в замещающей семье. М, 2002.
Игумнов С. А. психотерапия детей и подростков. ростов н
/д ; Минск, 2005. сер. психологический практикум).
о правах ребенка : конвенция оон (одобрена генеральной ассамблеей оон 20.11.1989 ; вступила в силу для ссср 15.09.1990. URL: http:
//www.
consultant.ru
/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения 27.07.2015).
Лахвич Ю. Ф, Бородачева ЕМ. социально-психологические факторы готовности к усыновлению
// веснік бдУ. сер. 3, гісторыя. Эканоміка. права.
2008. № 3. с. 46–50.
Лахвич Ю. Ф. социально-психологические аспекты проблемы усыновления адукацыя i выхаванне. 2007. № 2. с. 16–20.
Макаренко АС. Избранные педагогические сочинения : в 2 т.
/ под ред. И. а. каирова. М, 1977. т. 1.
Мухина В. С. дети детских домов и школ-интернатов о себе : (ретроспективная рефлексия, обращенность в настоящее и будущее)
// лишенные родительского попечительства : хрестоматия. М, ас. 213–220.
Мухина В. С. психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа
// лишенные родительского попечительства : хрестоматия. М, б. со дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год : постановление правительства рФ № 154 от 13 марта 2002 г. URL: https:
//www.referent.ru/1/48202 (дата обращения о повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорными безнадзорным несовершеннолетним : приказ Министерства здравоохранения рФ № 307 от 14.07.2003 г. URL: http://base.garant.ru/4179490/ дата обращения 15.10.2015).
об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении
«сергиево-посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию : постановление правительства рФ № 659 от 07.11.2005 г. URL: http:
//base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc;base=LAW;n=56383;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.6528183948212922 дата обращения 15.10.2015).
Овчарова Р. В. психология родительства. М, 2005.
Ослон В. Н. жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М, 2006.
Ослон В. Н. проблемы сопровождения замещающей семьи
// детский дом.
2008. № 29 (4). с. 22–30.
Ослон В. Н. технологии подбора, подготовки и сопровождения семей, принявших детей на воспитание : метод. пособие. М, основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ под общ. ред. н. н. посысоева. М, правовые и организационные основы деятельности органов опеки и попечительства и организаций по подготовке лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
/ авт.-сост. в. н. ослон, г. в. семья. М, 2012. URL: http:
//rono-novoan.edusite.ru/DswMedia/10umkpravovyieiorgani zacionnyieosnovyideyatel-nosti.pdf (дата обращения Прихожан A. M., Толстых НИ. развитие личности в условиях психической депривации
// Формирование личности в онтогенезе. М, ас, Прихожан А. М, Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении
// лишенные родительского попечительства : хрестоматия. М, 1991б.
работа детского дома 19 цао г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства. М, 2001. 124 с.
разговор с мужем об усыновлении
// проект к новой семье сайт. URL: http:
//innewfamily.ru/menu1/14_suprug.php (дата обращения 15.10.2015).
Реан А. А, Дандарова Ж. К, Прокофьева В. Асоциальное сиротство в современной россии : аналитич. доклад. М, Семья Г. В. социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи. М, 2002.
URL: http://www.tolerance.ru/Deti-ulic-soc-psih-prob.
php?PrPage=Sirot (дата обращения 28.04.2015). современная модель замещающей семьи технологии, опыт внедрения
: практическое руководство для специалистов системы государственного воспитания. Екатеринбург, 2004.

Чепурных ЕЕ. преодоление социального сиротства в россии в современных условиях
// сироты россии: право ребенка на семью : материалы общерос. конф. (Москва, 15–19 янв. 2001 г. М, 2001. 208 с.
Шмидт В. Р. психологические основы подготовки детей-сирот к семейной жизни
// дефектология. 2006. № 4. с. 55–61.
Шульга Т. И. новые подходы к работе с детьми из неблагополучных семей
// сироты россии: право ребенка на семью : материалы общерос. конф. (Москва,
15–19 янв. 2001 г. Мс. 40–64.
Kraft A. D., Palombo J., Mitchell D. et al. The psychological dimensions of infertility
// Am. J. of Orthopsychiatry. 1980. Vol. 50. № 4. P. 618–628.
Melina L. R. What children understand about adoption at different ages
//
Raising adopted children. 1998. Ch. 4.
Зав. редакцией МА. Овечкина
Редактор Е. В. Березина
Корректор Е. В. Березина
Оригинал-макет Л. А. Хухаревой
У ч е б но е издание токарская людмила валерьевна соцИальноЕ
И псИхолого-пЕдагогИчЕскоЕ
сопровождЕнИЕ
прИЕМных дЕтЕй И Их сЕМЕй
Учебное пособие план выпуска 2015 г. подписано в печать Формат 60 × 84 1
/
16
. бумага офсетная. гарнитура Timеs.
Уч.-изд. л. 7,8. Усл. печ. л. 7,9. тираж 100 экз. заказ Издательство Уральского университета, г.Екатеринбург, ул. тургенева, отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ
620000, Екатеринбург, ул. тургенева, тел + (343) 350-56-64, Факс +7 (343) 358-93-06
E-mail: press-urfu@mail.ru

ТОКАРСКАЯ ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Уральского федерального университета. Автор более 70 публикаций по проблемам коррекционной и педагогической психологии. Сфера научных интересов – психология лиц с ограниченными возможностями здоровья психология семьи, воспитывающей особого ребенка психология невербального поведения психология девиантного поведения организация психологической помощи;
психология стресса психология лидера и команды психология саморазвития