Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения Социальное обеспечение лиц уволенных с военной службы, и членов их семей. Анализ практик применения в Забайкальском крае.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования

Центросоюза Российской Федерации
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра гражданского права и процесса


Курсовая работа

по дисциплине

«Право социального обеспечения»
«Социальное обеспечение лиц уволенных с военной службы, и членов их семей. Анализ практик применения в Забайкальском крае»

Выполнил: обучающийся 2 курса

заочной формы обучения

специальности 40.02.01 Право и

организация социального обеспечения

группы ЗЮСП-01

Малышев Антон Сергеевич

Научный руководитель:

преподаватель, кафедры гражданского права и процесса

Мальцева Елена Юрьевна

Работа допущена к защите _________________­­­____ _________

(подпись руководителя) (дата)

Признать, что работа

выполнена и защищена с оценкой __________ ___________ ________

(прописью) (подпись руководителя) (дата)


Чита 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….

3

Глава 1 Понятие государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации………………………………………………


5

1.1Становление и развитие законодательства о социальном обеспечении лиц, уволенных с военной службы……………………………………………..


5

1.2Правовые основы социального обеспечения военнослужащих в современном праве РФ…………………………………………………………


12

Глава 2 Основные социальные гарантии гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей……………………………………………………..


19

2.1Право на жилищное обеспечение граждан, уволенным с военной службы, и членам их семьи……………………………………………………..


19

2.2Социальные гарантии, льготы и компенсации бывшим военнослужащим и членам их семей…………………………………………..


22

Заключение………………………………………………………………………

26

Библиографический список…………………………………………………….

28


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что во все времена развития нашего государства надлежащее государственное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, являлось важнейшей функцией государства, а в свете современных реалий данные вопросы стоят особенно остро.

Социальное обеспечение лиц, уволенных с военной службы предполагает форму обеспечения в виде установленной денежной выплаты гражданам РФ, которые находились на федеральной военной службе. Право на социальное обеспечение определяется принадлежностью к категории военнослужащего, установленным пенсионным возрастом, страховым стажем и другими факторами.

Некоторые проблемы совершенствования правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, исследованы в трудах Артамонова Н.В., Артамонова Д.В., Кузнецова Н.И., Коровникова и других авторов.

Цель исследования состоит в том, что на основе анализа учебной, научной и методической литературы, законодательства рассмотреть вопросы правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:

  1. Изучить становление и развитие законодательства о социальном обеспечении лиц, уволенных с военной службы;

  2. Рассмотреть правовые основы социального обеспечения военнослужащих в современном праве РФ;

  3. Исследовать право на жилищное обеспечение граждан, уволенным с военной службы, и членам их семьи;

  4. Рассмотреть социальные гарантии, льготы и компенсации бывшим военнослужащим и членам их семей.

Объектом исследования является система государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.

Предметом исследования является правовое регулирование функционирования системы государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.

Методологической основой исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: исторический и специально-юридический.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



    1. Становление и развитие законодательства о социальном обеспечении лиц, уволенных с военной службы


Во все времена, государство отдавало должное тем, кто жертвовал собой в тяжелые годы испытаний. Это обусловлено тем, что люди всегда помнят смелость и отвагу, как бы высокопарно это не звучало.

Даже во времена общин, когда люди еще не имели представления о благах современной цивилизации тех, кто возвращался искалеченным, общинники опекали, помогали выжить, заботились о вдовах и сиротах. Таковы были моральные устои, таков был стародавний обычай, которому все неукоснительно подчинялись.

Однако со временем выделилась группа людей, которая постоянно несла охрану племенной территории и которую, в соответствии с современной терминологией, можно назвать профессиональными военными. Их необходимо было кормить и вооружать, для чего князья посылали дружинников собирать все необходимое для содержания войска в сельских общинах, «по людям». Так возникло «полюдье». Часть из того, что в добровольно-принудительном порядке князья забирали у землепашцев, охотников и скотоводов, они выделяли своим изувеченным в битвах соратникам. Нередко они брали в свой дом вдов и сирот тех, кто пал «за други своя». Вероятно, это были первые «ростки», определившие в дальнейшем правовое положение служивых людей1.

В VII − X в.в. в период образования славянских народностей и возникновения первых славянских государств эти процессы проходили активно и основывались на общинной психологии взаимопомощи и взаимопонимания, и вековых традициях.
В 1462 году на Московский престол взошел воинский князь Иоанн III, который учредил поместную систему. Теперь опытным, показавшим себя в боях воинам великий князь жаловал поместья, которыми они пользовались, до тех пор, пока служили и являлись по первому зову «конно, людно и оружно». Указы Иоанна способствовали объединению русских княжеств, сплочению русских общин вокруг московского княжества. Это, пожалуй, были первые «правовые рычаги» привлечения в случае войны достаточно крупного воинства, способного защитить государство2.

Если ратный человек чем-либо себя порочил или «отъезжал» на службу к другому князю, то поместье возвращалось в княжескую казну. Воин, служивший за поместье назывался помещиком. Дабы не утратить права на земельное владение, помещики стремились передать службу сыновьям. Имение, первоначально жалованное основателю рода и несколько поколений принадлежавшее его потомкам, укреплялось в полную собственность и получало название вотчины
3.

Однако много вопросов возникало, если на ратном поле погибал сам помещик и не оставлял взрослых сыновей. С точки зрения военной экономики следовало бы забрать такое имение в казну и посадить на эту землю нового помещика. Но нравственные устои и православная мораль не позволяла князьям рассуждать так прагматично. Вдовам погибших помещиков оставляли на «прожитье» часть имения, даже если у нее не было детей или были только дочери. Правда, твердого закона на этот счет долго не существовало.

Появился такой закон в 1644 году, когда царь Михаил Федорович, зачинатель династии Романовых, определил III разряда «вдовых прожитков»4:

− вдовам убитых в сражениях полагалось оставлять 1/5 от мужниного поместья;

− вдовам умерших на службе − 1/7;

− вдовам умерших в походе − только 1/10.

Жизненные ситуации и противоречия заставляли государство изменять и расширять политику в этой области. Так в 1644 году были подготовлены Указы:

− о выдаче прожиточных поместий вдовам павших воинов, за которыми поместий не имелось. Правда, поместье это вдова обязана была вернуть казне, если снова выходила замуж. Но овдовев вторично, она могла подать челобитную о возвращении земель;

− дочерям погибших выдавалось прожиточное имение только половину того, что положено вдовицам.

Царь Алексей Михайлович ввел дополнительные льготы для увечных. Соответственно тяжести ран служилым людям выделяли или дополнительные поместья или дополнительное содержание, а также представлялось освобождение от службы на несколько лет для поправки здоровья.

В 1661 году он решил опробовать еще один вид вспомоществования для категории пострадавших в войне − военнопленных, вернувшихся из польского плена.

Одним из важнейших мероприятий, по призрению отставных воинов, являлось создание в те времена Московской военной богадельни, в устроении которой приняли деятельное участие архимандриты Дионисий и Соломон. В те времена на службе у государей находились и иноземные воины. Они также пользовались особыми льготами и привилегиями. Служить в Русской армии было не только почетно, но и выгодно. Так иноземные воины практически во все времена получали повышенное жалованье. Семейству убитого под русскими знаменами иноземца выплачивалось половина его жалованья. Надо отметить, что улучшение положения служилых, не раз использовалось князьями, как средство привлечения войска на свою сторону в междоусобной борьбе.

Уклад жизни наших предков в допетровское время способствовал выделению людей, отдавших жизнь ратному делу, в особую часть общества, почитаемого в народе. Это было справедливо и соответствовало устоям того общества. Забота о человеке служилом была не напрасна. Именно это объединило многих вокруг княжества Московского, чем способствовало созданию великого государства
5.

Начиная с царствования Петра I и до 1917 года в Российской армии складывается стройная, регулируемая государством система правовых отношений между государством и служилыми людьми, определявшая положение военного человека в обществе и его статус.

В целях стимулирования военной службы в январе 1722 года был разработан и вступил в силу закон, который получил название «Табель о рангах», действовавший вплоть до 1917 года. В табели впервые было проведено деление на службу военную и гражданскую. Чины военные (морские, сухопутные, гвардейские) и гражданские были распределены на 14 классов или рангов, в зависимости от занимаемой должности или чина. Самым нижним являлся − 14 класс, к которому относились армейский прапорщик и коллежский регистратор гражданской службы, а высшим − 1 класс, к которому принадлежали генералы, адмиралы, фельдмаршал, генералиссимус, действительный тайный советник и канцлер6.

Каждый чин стоял под защитой государства и пользовался правами и привилегиями, соответствующими его рангу. Льготы военных чинов были значительно большими, чем гражданских. Так вплоть до середины XIX века даже принадлежность к 12 классу обеспечивала потомственное дворянство. Кроме чинов, престижность воинской службы поддерживалась существовавшей системой наград. До 1844 года все ордена давали право на потомственное дворянство, позднее стали появляться различные ограничения, обусловленные прежде всего финансовым положением.

Вмести с этим проходила работа над составлением росписей окладов постоянного денежного жалованья, как за военную службу, так и за гражданскую службу7.

Петр I положил начало реформированию пенсионного обеспечения. В 1720 году Петр I впервые в истории Государства Российского ввел пенсии для офицеров, уволенных из армии в результате ранения или болезни, обретенной во время походов.

Указами Петра I были положены основы социального обеспечения служилых людей и окончательно закреплена забота о них со стороны государства, как во время прохождения службы, так и в случаях болезни или получения увечья. Так в одном из указов от 12 апреля 1722 года устанавливалась «... денежная оплата больным и увечным на лечение в госпиталях в размере которого не достает»8.

После революции 1917 года в результате резкого ухудшения экономического положения России существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена, хотя ее положения в дальнейшем были использованы в формировании законодательства РСФСР и СССР