Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения Социальное обеспечение лиц уволенных с военной службы, и членов их семей. Анализ практик применения в Забайкальском крае.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.

В основу нового законодательства был поставлен принцип гражданского полноправия военнослужащих. Отменялись все прежние национальные ограничения, различные сословные привилегии.

Декреты СНК РСФСР о создании армии и флота установили, что военнослужащие являются полноправными гражданами Советской Российской республики. Тот же принцип закреплялся в декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 30 сентября 1922 года «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола», в законах «Об обязательной военной службе» 1925 и 1930 г.

Военнослужащие Красной Армии стояли на полном государственном довольствии и сверх того получали 50 рублей в месяц. Нетрудоспособные члены семей военнослужащих обеспечивались всем необходимым по местным потребительским нормам согласно постановлениям органов Советской власти.

16 января 1918 года Совнарком принял декрет об ассигновании 20 млн. рублей на организацию Красной Армии. В нем предусматривалось выделение части этой суммы местным советам и армейским комитетам, штабам Красной Армии для организации РККА, для снабжения красноармейцев и их семей.

После окончания Гражданской войны и иностранной интервенции, сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить размеры и установить новые виды обеспечения10.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 года было утверждено «Положение о государственном обеспечении кадрового, начальствующего состава РККА.

Характерной особенностью законотворчества того времени, являлось стремление к кодификации законов, что выразилось в создании в 1924 году Кодекса о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и Красного Флота СССР и их семей.

Спектр льгот был достаточно широким, но отдельные льготы объявлялись лишь номинально, без конкретных цифр. Кодекс дополнялся другими нормативными актами. В тоже время сам по себе документ был, если можно так сказать «революционным». Впервые был подготовлен кодекс, включающий в себя фактически все льготы военнослужащих РККА и их семей.

Кодекс предусматривал бесплатный проезд военнослужащих в кредит за счет военного и морского ведомства в оба конца по «требованию» в случаях предоставления кратковременного отпуска, отпуска по болезни и по особо уважительным причинам. Лицам командного состава, кроме того предусматривался бесплатный проезд к новому месту службы. Представлялись также льготы по бесплатному провозу багажа за счет военного ведомства.


В отдельный вид льгот для начальствующего состава РККА выделялись льготы при несении службы в отдаленных местностях Союза ССР.

В 1930 году был подготовлен новый Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей. Новый Кодекс делился на главы (в данном случае разделы), не по субъектам, а по видам льгот.

В дальнейшем законодательство о льготах военнослужащих уже не сводилось в Кодексы. В довоенные годы лишь вносились отдельные дополнения в действующий Кодекс о льготах (от 1930 года). Система льгот фактически оставалась прежней. Незначительно расширялись льготы в области труда и социального страхования, проезда на железнодорожном и водном транспорте, а также уменьшены расстояния на получение суточных и подъемных в случаях переезда к новому месту службы. Кроме того начали выдавать денежные пособия на лечение и восстановление здоровья из средств Наркомата Военных и Морских дел. Нельзя не отметить заботу об образовании, как начальствующего, так и рядового состава. Льготы при поступлении в учебные заведения представлялись не только им, но и детям кадрового состава11.

Были сделаны новые шаги в области пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

В годы войны работа военного управления в области социально-правового обеспечения военнослужащих не прекращалась. Эта работа, прежде всего, отражалась в заботе о семьях погибших и сражающихся на фронте.

В послевоенные, трудные годы разрухи и восстановления народного хозяйства, а также в последующий после этого период холодной войны государство не забывало о социальном обеспечении военнослужащих. По примеру дореволюционного правительства России военным ведомством, на основе постановлений правительства, издавались справочники «О льготах и государственном обеспечении военнослужащих». Перечень льгот фактически сохранился, добавились лишь:

− льготы генералам и офицерам, зачисленным в запас и увольняемым в отставку по состоянию здоровья или по возрасту;

− прочие льготы;

− поощрения и награды.

Также в послевоенном законодательстве предусматривалось освобождение от подоходного налога, льготное начисление выслуги в период службы в удаленных районах. Впервые было зафиксировано право получения жилплощади из общего жилищного фонда местных советов. Решались вопросы сохранения жилплощади и найма жилых помещений. Расширялись льготы семьям военнослужащих, проходящих срочную службу.


1.2 Правовые основы социального обеспечения военнослужащих в современном праве РФ
Основополагающим документом социальной работы с военнослужащими является Конституция РФ12. Статья 7 Конституции Российской федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы:

  • «О статусе военнослужащих»;

  • «О воинской обязанности и военной службе»;

  • «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»;

  • «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов»;

  • «О ветеранах»;

  • «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». 

Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.

Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей могут также содействовать общественные объединения.


Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)»13.

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.

В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

При Президенте Российской федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов14.

Важное место в системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем социальной защиты военнослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.


Значительную роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей15.

Вопросами социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения -советы, фонды, ассоциации и т. п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей16.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также является функцией государства и предусматривает:

  • реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

  • совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;

  • охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

В Законе «О статусе военнослужащих» дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:

  • военнослужащих и членов их семей;

  • граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и членов их семей;

  • граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.