Файл: Наставничество взаимодействие пионерпервоклассник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическая практика в области классного руководства (кураторства)

ФИО автора: Назаренко Анастасия Андреевна

Субъект Российской Федерации

  1. Тема: «Наставничество: взаимодействие «пионер-первоклассник»

  2. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса):

1 класс (7 лет), 5 класс (11 лет), 6 класс (12 лет), 7 класс (13 лет)

  1. Цель: выявление и воспитание учащихся – лидеров, волонтёров, патриотов.

  2. Задачи:

- личностная положительная мотивация товарищей к труду в воспитании;

- помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем;

- работа над сплоченностью коллектива;

- освоение коммуникативной компетенции;

- готовность к самостоятельному решению социальных задач;

- адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных;

- умение ориентироваться в социуме.

  1. Планируемые результаты:

  1. Доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках воспитания, но и в дальнейшей жизни;

  2. Новый формат взаимодействия с товарищами внутри класса;

  3. Новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний.

  1. Описание практики:

В современной педагогической практике шефская помощь, или наставничество, вновь занимает приоритетное место. Только, в отличие от шефской помощи советской школы (лучшие ученики помогают отстающим), добавляются новые перспективные направления как в школе, так и в системе дополнительного образования:

  • адаптация младшеклассников;

  • развитие талантов;

  • реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества воспитательной деятельности.

Так вот как вы уже догадались, речь в моем выступлении пойдет о наставничестве по модели «пионер - первоклассник», которая мало чем отличается от классической концепции наставничества. Хочу заметить, что наставничество по данной модели - это добровольный вид деятельности. Включаются в эту деятельность социально активные пионеры. Лидер-наставник – это ребенок, обладающий сформированным комплексом личностных качеств. Это уверенность в себе, трудолюбие, коммуникабельность, толерантность, ответственность, лидер в группе. Это ученик, обладающий достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющий большое желание помогать первоклассникам. Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься.


Наставничество – это…

- одна из перспективных форм организации воспитательного процесса; 

-добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных передачей опыта, умением сопереживать, понять и принять другого человека;

-способ развития личности;

-партнерство и поддержка;

 -доверие и новые друзья.

По количеству участников наставничество для детей может быть: 

  • индивидуальным (один на один);

  • коллективным (не более 3х человек).

В моей практике используется коллективная форма наставничества. Она особенно ярко проявляется в совместных мероприятиях патриотической направленности: настольные игры, посвященные историческим датам, беседы с викториной на умение ориентироваться в исторических процессах Отечества и др.

Куратор – это педагог школы (классный руководитель), отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.

Наставник - пионер: это активный ученик, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации.

Пионер участвует в данном движении с целью добиться большего в своей жизни, помогая другим. Он обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У наставника – пионера вырабатывается ответственность за подопечного.

Наставляемый - первоклассник, имеющий текущие затруднения в течение адаптационного периода в школе и он не знает, как с этим справиться.

Он знает, чем хотел бы заниматься, но не знает с чего начать,

желает найти ответы на свои вопросы, желает правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное.

Как это работает?

Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: (т.к. это все-таки дети и с ними рядом куратор):



  • отбор наставников и наставляемых,  

  • обучение наставников,  

  • работа наставников с наставляемыми

  • рефлексия и подведение итогов.

Этапы взаимодействия наставника с наставляемым:

1.Я расскажу, а ты послушай;

2.Я расскажу, а ты попробуй;

3.Сделаем вместе;

4.Сделай сам и расскажи.

  1. Рекомендации по использованию представленной практики в работе классного руководителя (куратора): Данная практика может быть использована в 1 классе, где дети с трудом адаптируется в начальной школе. Первоклассники не активны, не собраны, поэтому им помогают пионеры дружины «Альтаир».