ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогическая практика в области классного руководства (кураторства)
ФИО автора: Назаренко Анастасия Андреевна
Субъект Российской Федерации
-
Тема: «Наставничество: взаимодействие «пионер-первоклассник» -
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса):
1 класс (7 лет), 5 класс (11 лет), 6 класс (12 лет), 7 класс (13 лет)
-
Цель: выявление и воспитание учащихся – лидеров, волонтёров, патриотов. -
Задачи:
- личностная положительная мотивация товарищей к труду в воспитании;
- помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем;
- работа над сплоченностью коллектива;
- освоение коммуникативной компетенции;
- готовность к самостоятельному решению социальных задач;
- адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных;
- умение ориентироваться в социуме.
-
Планируемые результаты:
-
Доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках воспитания, но и в дальнейшей жизни; -
Новый формат взаимодействия с товарищами внутри класса; -
Новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний.
-
Описание практики:
В современной педагогической практике шефская помощь, или наставничество, вновь занимает приоритетное место. Только, в отличие от шефской помощи советской школы (лучшие ученики помогают отстающим), добавляются новые перспективные направления как в школе, так и в системе дополнительного образования:
-
адаптация младшеклассников; -
развитие талантов; -
реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества воспитательной деятельности.
Так вот как вы уже догадались, речь в моем выступлении пойдет о наставничестве по модели «пионер - первоклассник», которая мало чем отличается от классической концепции наставничества. Хочу заметить, что наставничество по данной модели - это добровольный вид деятельности. Включаются в эту деятельность социально активные пионеры. Лидер-наставник – это ребенок, обладающий сформированным комплексом личностных качеств. Это уверенность в себе, трудолюбие, коммуникабельность, толерантность, ответственность, лидер в группе. Это ученик, обладающий достаточным социальным интеллектом. И, самое главное, имеющий большое желание помогать первоклассникам. Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься.
Наставничество – это…
- одна из перспективных форм организации воспитательного процесса;
-добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных передачей опыта, умением сопереживать, понять и принять другого человека;
-способ развития личности;
-партнерство и поддержка;
-доверие и новые друзья.
По количеству участников наставничество для детей может быть:
-
индивидуальным (один на один); -
коллективным (не более 3х человек).
В моей практике используется коллективная форма наставничества. Она особенно ярко проявляется в совместных мероприятиях патриотической направленности: настольные игры, посвященные историческим датам, беседы с викториной на умение ориентироваться в исторических процессах Отечества и др.
Куратор – это педагог школы (классный руководитель), отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Наставник - пионер: это активный ученик, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, принимающий активное участие в жизни общеобразовательной организации.
Пионер участвует в данном движении с целью добиться большего в своей жизни, помогая другим. Он обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои компетенции, формирует определенные, качественно новые, социальные связи. У наставника – пионера вырабатывается ответственность за подопечного.
Наставляемый - первоклассник, имеющий текущие затруднения в течение адаптационного периода в школе и он не знает, как с этим справиться.
Он знает, чем хотел бы заниматься, но не знает с чего начать,
желает найти ответы на свои вопросы, желает правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное.
Как это работает?
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: (т.к. это все-таки дети и с ними рядом куратор):
-
отбор наставников и наставляемых, -
обучение наставников, -
работа наставников с наставляемыми -
рефлексия и подведение итогов.
Этапы взаимодействия наставника с наставляемым:
1.Я расскажу, а ты послушай;
2.Я расскажу, а ты попробуй;
3.Сделаем вместе;
4.Сделай сам и расскажи.
-
Рекомендации по использованию представленной практики в работе классного руководителя (куратора): Данная практика может быть использована в 1 классе, где дети с трудом адаптируется в начальной школе. Первоклассники не активны, не собраны, поэтому им помогают пионеры дружины «Альтаир».