Файл: Дипломная работа бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России практикоправовой аспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе
Санкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Политехнический колледж городского хозяйства»

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
Заместитель директора по УМР
_______________С.В. Барсукова
«»20г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России: практико-правовой аспект

(тема дипломной работы)
_

(специальность, группа)

ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ

Студент Назаров Я.А. (ФИО)

Руководитель Шиврина С.А. ФИО)
Рецензент__________________ (ФИО)
Председатель П(Ц)К
Крумина Т.В. (ФИО)
Общие вопросы
(ФИО)

Санкт-Петербург
2023

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… стр.

1 Теоретические основы бюджетного финансирования поддержки материнства и детства …………………………………………………………………… стр.

1.1 Понятие и сущность бюджетного финансирования….……...….. стр.

1.2 Значение бюджетного финансирования в поддержке материнства и детства …...………………………………………………………… стр.

1.3 Правовые основы бюджетного финансирования поддержки материнства и детства …………………………………………….. стр.

1.4 Меры государственной поддержки материнства и детства, финансируемые из бюджетов…………………………………….. стр.

2 Практические аспекты бюджетного финансирования поддержки материнства и детства в России ………………………………………………………. стр.

2.1 Эффективность мер государственной поддержки материнства и детства, финансируемых из бюджетов ………………………….. стр.

2.2 Проблемы и пути решения бюджетного финансирования поддержки материнства и детства в России…...…………………………..… стр.

ВВЕДЕНИЕ

Демографическое развитие в России, несмотря на 1 место в мире по площади территории, на протяжении уже многих лет сдает свои позиции. Если в 1991 г. Россия по численности населения была на 6 месте, то в 2012 г. - на 10 месте, а к 2050 г., по прогнозам специалистов, займет 14 место, поэтому в настоящее время в Российской Федерации одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение поддержки материнства и детства.[
1]

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ (далее – Росстат) рождаемость в Российской Федерации в динамике с 2010 по 2021 год представлена в таблице (Приложение №1). На основании данных, указанных в таблице, можно сделать выводы: общее число рождаемости в 2010 году в России составило 1 788 948 человек. На 2012 год это число увеличилось на 200 тысяч и составило 1 902 084 человека. Наиболее высокая рождаемость в России с 2010 по 2021 год была зафиксирована в 2014 году – 1 942 683. По мнению Щербаковой Е. А. тенденция роста в 2014 году отчасти была обусловлена тем, что в фертильные возраста вступали более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е годы, отчасти – с повышением интенсивности рождаемости. После 2014 года рождаемость в РФ начала постепенно снижаться, поскольку в 2018 году она составила – 1 604 344 человек. В 2020 году в год эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) рождаемость в России была 1 436 514 человек, а к 2021 году – 1 398 253. Таким образом, рождаемость в стране за десятилетие снизилась практически на 400 000. [2]

Таким образом, для реализации задачи, состоящей в обеспечение поддержки материнства и детства, государство выделяет значительные бюджетные средства на оказание социальной помощи многодетным семьям, матерям-одиночкам, детям-сиротам и другим категориям граждан. В этой связи, финансирование поддержки материнства и детства является одним из приоритетных направлений государственной политики. Именно от высокого уровня благосостояния семьи зависит и воспроизводство рабочей силы, и вопросы реализации экономической политики, посредством грамотно выстроенной политики распределения семейного дохода, перераспределения доли потребления и накопления, с последующим инвестированием в экономику.

В настоящее время в России существует ряд законодательных актов, регулирующих предоставление финансовой помощи семьям с детьми. Тем не менее, вопросы эффективного использования бюджетных средств и оптимизации механизмов финансирования поддержки материнства и детства остаются актуальными.

Предметом дипломной работы являются бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России. Объектом исследования являются механизмы и практико-правовой аспект использования бюджетных источников финансирования поддержки материнства и детства в России.

Цель данной дипломной работы - исследование бюджетных источников финансирования поддержки материнства и детства в России, а также практико-правового аспекта их использования. Для достижения поставленной цели, в ходе дипломной работы были поставлены следующие задачи:



1. Изучение основных законодательных актов, регулирующих бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства в России.

2. Анализ принципов формирования бюджетных источников финансирования поддержки материнства и детства в России.

3. Изучение механизмов использования бюджетных средств на поддержку материнства и детства на примере ряда регионов России.

4. Анализ недостатков и проблем существующих механизмов финансирования поддержки материнства и детства.

5. Предложение путей усовершенствования механизмов финансирования поддержки материнства и детства на основе проведенного анализа.

Для достижения поставленных целей и решения поставленных задач в дипломной работе были использованы следующие методы исследования: аналитический метод – для изучения и анализа законодательных актов, регулирующих финансирование поддержки материнства и детства в России; сравнительный метод – для анализа бюджетных источников финансирования поддержки материнства и детства в различных регионах России; статистический метод – для анализа статистических данных о расходах государства на поддержку материнства и детства в России; метод наблюдения – для изучения практики использования бюджетных средств на поддержку материнства и детства в регионах России; юридический метод – для анализа правовой базы и оценки соответствия законодательства принципам государственной политики в области поддержки материнства и детства.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

1.1 Понятие и сущность бюджетного финансирования

Одной из наиболее актуальных социальных проблем в России выступает поддержка семьи, материнства, отцовства, детства. Данная сфера находится в кризисном состоянии, что обусловлено несколькими причинами: уменьшение числа лиц, желающих вступить в брак, увеличение количества разводов, снижение рождаемости. Современная наука пытается найти объяснение текущей ситуации в сфере семейных отношений. Зачастую роль государственных институтов учеными недооценивается. Защита семьи, материнства и детства всегда занимает приоритетную позицию в политике социального государства. [
3,86] В статье 7 Конституции Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Также в 38 статье Конституции РФ закреплено следующее положение: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Таким образом, материнство и рождение детей имеют большое общественное значение. [4] Кириченко Р.Р. в научной статье «Поддержка материнства и детства в семейной политике России» акцентирует внимание на том, что основной целью семейной политики современной России является поддержка материнства и детства, что должно обеспечить стимулирование роста рождаемости. [2,89]

Бюджетное финансирование – это форма финансирования, осуществляемая за счет средств, выделяемых из государственного бюджета на реализацию государственных программ и проектов. Основными формами бюджетного финансирования являются выделение субсидий, предоставление налоговых льгот, а также выделение средств на реализацию конкретных государственных программ и проектов. Средства, выделяемые из государственного бюджета, могут использоваться для финансирования различных сфер жизни, в том числе для обеспечения социальной защиты населения, развития экономики, науки и технологий, образования, культуры и других областей.

Сущность бюджетного финансирования поддержки материнства и детства заключается в предоставлении государством финансовой помощи семьям, имеющим детей, для обеспечения их материальных и социальных потребностей. Бюджетное финансирование поддержки материнства и детства позволяет государству реализовывать государственную политику в области демографической безопасности, увеличивать рождаемость и обеспечивать социальную защиту детей и их родителей.

Следовательно, бюджетное финансирование материнства и детства - это процесс выделения государством средств из бюджета для реализации программ и мероприятий, направленных на социальную поддержку материнства и детства. Основной целью бюджетного финансирования поддержки материнства и детства является обеспечение социальной защиты семей, имеющих детей, и повышение рождаемости в стране. В результате государственная поддержка материнства и детства позволяет государству реализовывать государственную политику в области демографической безопасности, увеличивать рождаемость и обеспечивать социальную защиту детей и их родителей.

Одной из главных форм бюджетного финансирования поддержки материнства и детства является выплата государственных пособий. Так, например, существует пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам на всех стадиях беременности и после родов. Также бюджетное финансирование поддержки материнства и детства позволяет решать задачи по строительству и ремонту детских садов, школ и других учреждений, а также проведению культурно-массовых мероприятий для детей. Бюджетное финансирование материнства и детства является важным инструментом социальной политики государства и направлено на улучшение качества жизни семей с детьми, поддержку рождаемости, сохранение здоровья младенцев и детей, а также создание благоприятных условий для их развития и социальной адаптации. [
5,25]

Социальная поддержка семьи, материнства и детства реализуется путем законодательного закрепления гарантий защиты прав и интересов матери и ребенка. С помощью различных методов реализации защиты прав семьи, матери и ребенка можно гарантировать гражданам спокойную, комфортную и безопасную жизнь. По мнению Михалиной О.М. в статье «Бюджетные источники финансирования поддержки материнства и детства» наиболее важным, с точки зрения определения степени влияния на решение демографической проблемы, является всесторонняя поддержка семьи, как основной ценности современного общества. [2]

Для реализации цели государственной семейной политики в России предусмотрены такие меры, как:

  • выплата «вознаграждений» семьям при рождении ребенка;

  • выплата различных пособий семьям с детьми;

  • отпуск по уходу за ребенком для одного из членов семьи;

  • налоговые льготы для семей с детьми;

  • меры социальной поддержки многодетных семей;

  • обеспечение условий для сочетания родительских и профессиональных обязанностей, повышения экономической активности лиц с семейными обязанностями;

  • меры пенсионного обеспечения родительского труда. [4,26]

Кулькова И.А. в научной работе «влияние пандемии коронавируса на демографические процессы В России» заостряет внимание на том, что уменьшение числа рождаемости может быть связано, в первую очередь, с неуверенностью семьи в вопросе содержания детей. Помимо этого отмечается снижение уровня брачности. Отделы ЗАГС в 2020 были закрыты для бракосочетания в связи с пандемией, а также наблюдалась невозможность познакомиться для создания семьи, находясь в социальной изоляции. [6,5]

Следовательно, значимость поддержки материнства и детства со стороны государства трудно переоценить, особенно с целью повышения уровня рождаемости населения в России. Итак, демографическое развитие нашей страны в перспективе может быть обеспечено за счет увеличения числа многодетных семей. Однако стоит отметить, что обеспечить трех и более детей и дать им достойное образование не по силам семье с низкой заработной платой. Таким образом, бюджетное финансирование материнства и детства путем увеличения заработных плат их и добавления различных пособий на детей будет являться стимулом для повышения рождаемости в России.